Русский семейный уклад в xvi в. По домострою

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

У каждого народа на протяжении столетий складываются традиции в области воспитания детей, семейных отношений, взаимоотношений мужчины и женщины, отношения разных поколений в семье, обустройства быта и т.д. В российском обществе такие отношения претерпевали значительные изменения на протяжении веков. Сначала сказывался переход от язычества к православному христианству, затем длительное влияние со стороны тюркских народов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Роль мужа и положение женщины в семье………………………...5
Глава II. Отношения между родителями и детьми…………………………8
Глава III. Домашняя жизнь русской семьи
§ 1. Обязанности членов семьи………………………………………………11
§ 2. Прием гостей……………………………………………………………...14
§ 3. Домашние обряды………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Домострой 2.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

 

ФБГОУ ВПО

«Саратовский государственный  университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

Кафедра истории России

 

 

 

 

 

 РУССКИЙ СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД В XVI В.

ПО ДОМОСТРОЮ

 

 

 

Контрольная работа

студентки 1 курса 111 группы исторического факультета

направление «история»

Смирнова Артема Ярославочича

 

 

 

______________________доцент Самсонов А.П.

 

 

 

Саратов 2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Роль мужа и положение женщины в семье………………………...5

Глава II. Отношения между родителями и детьми…………………………8

Глава III. Домашняя жизнь русской семьи

§ 1. Обязанности членов семьи………………………………………………11

§ 2. Прием гостей……………………………………………………………...14

§ 3. Домашние обряды………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………………..19

 

Введение

 

У каждого народа на протяжении столетий складываются традиции в области  воспитания детей, семейных отношений, взаимоотношений мужчины и женщины, отношения разных поколений в  семье, обустройства быта и т.д.  В российском обществе такие отношения претерпевали значительные изменения на протяжении веков. Сначала сказывался переход от язычества к православному христианству, затем длительное влияние со стороны тюркских народов.

Радетели нравственных устоев еще в Киевской Руси пытались создать письменные руководства по житейским устоям, которым могли бы следовать все сословия русского общества. Например, в XI-XII веках на Руси были распространены «Златоуст» и Изборник Святослава, содержащие поучения морально-нравственного характера, дающие советы о праведном жизненном настрое.

Особый интерес в  этом отношении приобретает источник XVI века – «Домострой»1. Данный литературный памятник приписывают протопопу Сильвестру. Исследователи предполагают, что сам литературный источник возник несколько ранее, в XV веке в Новгородской республике, а протопоп Сильвестр, как лицо, приближенное к молодому царю Ивану Грозному, переписал назидательный труд для своего подопечного. Существуют также мнения, что сам «Домострой» формировался как свод житейских правил достаточно долго, и лишь спустя время был записан полностью. Сам источник представляет несомненный интерес, потому что содержит правила, советы и наставления русским людям по семейным вопросам (взаимоотношения разных поколений в семье, отношения мужа и жены, воспитание подрастающего поколения), по хозяйственным делам (содержание дома, прием гостей, заготовки), по религиозным вопросам (почитание Божьих заповедей, воспитание в страхе Божием). На основании источника можно воссоздать внутренний уклад русской семьи XVI-XVII веков, т.е. до преобразований Петра I.

Не менее интересны  источники, которые фактически представляют взгляд на нравы и традиции Руси со стороны путешественников, посетивших Русь. Один из таких сборников оставил австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн2, посетивший в 1517 и 1526 годах Россию, или как он называл страну  - Московию. Его впечатления очень живо передают впечатления европейца о традиционном укладе русского народа, когда многое европейцу кажется непонятным и даже странным.

Историография по изучению быта и традиций русского народа в XVI веке достаточно обширна. В настоящей работе использовались труды Д.С. Лихачева3 и А. Трещенко4, изучавшие непосредственно быт и культуру русского народа в XVI-XVII веках, во времена создания «Домостроя».  Общие сведения по данному периоду представлены и в работе Б.В. Личмана5. Так как в «Домострое» достаточно много внимания уделялось положению женщины в обществе и занимаемому ею месту в семье, то в работе использовались исследования В. Иваницкого6 и Н. Л. Пушкаревой7, значительно расширившие общие представления о статусе женщин и их правах в России XVI-XVII веков.

Целью настоящей работы является изучение устоев русской семьи XVI-XVII вв.,  домашний быт русской семьи, взаимоотношения мужа и жены, а также взаимоотношения между родителями и детьми.

 

 

 

Глава I. Роль мужа и положение женщины в семье

 

Длительное время на Руси сохранялись патриархальные отношения, при которых главой семьи считался старший мужчина в роду. Следующей особенностью русских семей можно считать их многопоколенность, иными словами семья объединяла несколько поколений по прямой и боковым линиям. Такие семьи бытовали в сельской местности почти до ХХ века. Сказывался тяжелый сельскохозяйственный труд. Вести хозяйство при большом количестве рабочих рук было проще, поэтому семью отличали также общее владение имуществом. Несколько иначе формировались семьи посадского населения. Как отмечал Б.В. Личман, у городского населения семьи были меньше и состояли обычно из двух поколений - родители и дети. Семьи служилых людей были, как правило, малыми, так как сын, достигнув 15 лет, должен был «служить государеву службу и мог получить как свой отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину». Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей8.

В патриархальной семье четко соблюдались права  мужчины в семье. Права и обязанности  мужа и хозяина четко прописаны  «Домостроем» по разным направлениям от обустройства хозяйства, до взаимоотношений  с домочадцами и слугами. Если же хозяин пренебрегает обязанностями, то, следовательно, плохо, не по божески выполняет заповеди отцов своих. Так, глава 39 «Домостроя» так и называется – «Аще муж сам не учит, имно суд от Бога примет аще сам творит и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет». Текст главы раскрывает само понятие «учения»: «аще ли добрыи муж о  своем  спасении радит  и  жену наказует тако же и домочадцов своих всякому страху Божию учит и законному  християньскому  жительству  яко  же  есть писано  и  он  вкупе  со всеми в благоденьстве по Бозе жизнь свою препроводит и милость Божию получит»9.

Значительно больше внимания «Домострой» уделяет женщине  и ее месту в семье.

На положении  и статусе женщин на Руси сказалось  влияние татаро-монгольского нашествия, так как женщины вплоть до петровских времен оказывались не только в положении подчиненном в семье, но и полностью бесправном. С детства дочь оказывалась под особым надзором со стороны семьи, чтобы не навредить поведением или неправедным поступком остальным домочадцам. В доме, видимо также под тюркским влиянием, появились девичьи светелки, где девушки и женщины оказывались удаленными от остальных членов семьи; женщины должны были вести дом и следить в целом за хозяйством и слугами, но при этом они не допускались за один стол с мужчинами.

Бесправие женщины определялось и ее замужеством. На Руси девицу никогда не спрашивали о желании выйти замуж, родители вели переговоры о сватовстве и невеста могла увидеть своего потенциального супруга лишь при венчании в церкви. Очень интересные заметки об обряде сватовства на Руси оставил один из путешественников Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности он так описывает обряд сватовства: «Зазорно и постыдно для молодого человека самому сватать девушку: дело отца предложить молодому человеку, чтобы он женился на его дочери. При этом у них в обычае говорить такие слова: «Так как у меня есть дочь, то я желал бы, чтобы ты был мне зятем». На это молодой человек говорит: «Если ты меня просишь в зятья, и тебе так угодно, то я пойду к моим родителям и доложу им об этом». Потом, если родители и родственники будут согласны, то они сходятся вместе и толкуют о том, что отец даст дочери в приданое. Потом порешив о приданом, назначают день свадьбы»10. При этом жениху, как и невесте, не дано увидеть нареченную до свадьбы. По тем же заметкам следует, что узнавать о нраве девушки жениху предложено от знакомых людей, которые дадут со стороны оценку внешности и воспитанию девицы. Далее муж полностью регламентировал права и обязанности жены: выход из дома в церковь или в гости, посещение родни,  что можно, а что нельзя говорить.

О подобном бесправном положении  женщины на Руси можно также встретить  сведения от путешественников. Например, Сигизмунд Герберштейн так пишет в своих «Записках»: «Положение женщины самое жалкое. Ибо они ни одну женщину не считают честною, если она не живет заключившись дома, и если ее не стерегут так, что она никогда не показывается в публику. Они почитают, говорю я, мало целомудренною ту женщину, которую видят чужие и посторонние. Заключенные дома, женщины занимаются только пряжей… Весьма редко пускают их в церковь и еще реже в общество друзей, разве только они очень стары и уже нет места никакому подозрению»11.

За мужем «Домострой»  оставлял право «поучать» жену житейским правилам и требовать беспрекословного повиновения. Как отмечал В. Иваницкий, «нерадивую жену муж сначала должен «всяким рассуждением учити». Если словесное «наказание» не даёт результатов, то мужу «достоит» свою жену «ползовати страхом наедине», «по вине смотря»»12. Тот же Сигизмунд Герберштейн указывал, что в понимании женщины, любящий муж должен бить ее, это его доказательство любви. Хотя в целом говорить о любви в подобных браках не приходилось, так как будущие супруги не имели возможности познакомиться и узнать друг друга до брака, по правилам «Домостроя» любовь заменяло подчинение со стороны женщины и власть со стороны мужчины.

Таким образом, можно  сделать вывод, что «Домострой»  регламентировал взаимоотношения  мужчин и женщин в семье, определял и права и обязанности, устанавливал нормы поведения для мужа и жены в браке.

 

Глава II. Отношения между родителями и детьми

 

Особое внимание в  русских семьях уделялось воспитанию подрастающего поколения. По поведению  и нравственности детей судили о семейных устоях и родителях. «Домострой» в нескольких главах обстоятельно дает наставления по воспитанию детей: Глава 14 «Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем», Глава 15 «Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать», Глава 16 «Как детей учить и страхом спасать», Глава 17 «Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем». Уже сами названия глав поясняют сущность наставлений, которым учил «Домострой».

Обратимся к  тексту источника. Проживание в одной семье сразу нескольких поколений фактически выстраивало в семье строгую иерархию. От родителей к детям должно было передаваться требование воспитывать детей в благонравии и учить их житейским правилам: «А пошлеть  Бог  у  кого  дети  сынове или дщери,  ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и  воспитати  в добре  наказании  и  учити  страху  Божию  и  вежству  и  всякому благочинию и по времени  и  детем  смотря  и  по  возрасту  учити рукоделию  матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст»13. Уже в первых наказах «Домостроя» различается воспитание сыновей и дочерей, указывается чей приоритет должен стоять на первом месте, т.е. сыновья должны научиться быть мужчинами, чтобы в дальнейшем построить собственный дом и семью, дочерям надлежало перенимать от матерей азы ведения домашнего хозяйства, которое пригодится при переходе в новую семью. При этом «Домострой» разрешает применение наказаний и даже в ряже случаев их рекомендует, особенно когда необходимо научить детей повиновению воле старших в семье: «любити их  и  беречи  и  страхом  спасати  уча  и наказуя  и  разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою,  и хранити и блюсти о чистоте телеснои и  от всякаго  греха  отцем  чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением  им  о  тех гресех  ответ  дати в день Страшнаго Суда,  а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи  аще  что  согрешат  или  что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех,  а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота   аще   у   богобоязнивых  родителеи,  и  у  разумных  и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре  наказании и  в  благорассудном  учении всякому разуму и вештву и промыслу…»14 Для семьи непослушание детей или любой неблаговидный поступок может стать источником срама среди окружения, люди могут осудить самих родителей за то, что те не смогли воспитать детей в истинных ценностях, поэтому применение физических наказаний приветствовалось.

Глава 17 «Домостроя»  продолжает данную тему. Она говорит  о том, что воспитывая детей в  страхе и повиновении родители смогут позже получить сполна уважение и  почитание от детей, так как исполнили свой родительский долг: «Яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему  раны да  последи  о  нем  возвеселишися  казни  сына  своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя,  воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение,  не смеися к нему игры творя в мале бо  ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи,  и не даж ему власти во юности но сокруши  ему  ребра донележе  растеть  а  ожесъточав  не  повинет  ти  ся  и будет ти досажение и  болезнь  души  и  тщета  домови  погибель  имению  и укоризна  от  сусед  и  посмех  пред враги пред властию платежь и досада зла»15.

Особое внимание «Домострой» обращает на воспитание дочерей. Тут от родителей требуется и пригляд за нравственным обликом девушки, и подготовка ее к будущей замужней жизни и, следовательно, к ведению хозяйства, подготовка обязательного приданого: «А у кого дочь родится ино разссудны люди от всякаго приплода на дочерь откладывают на ее имя или животинку ростят с  приплодом а  у полотен и у вусчин и у ширинок и у вубрусов,  и рубашек,  по вся годы еи в пришеннои сундук кладут,  и платье,  и  саженье,  и монисто  и  святость  и суды  оловяные  и меденые,  и деревянные прибавливати непомношку всегда а не вдруг  себе  не  в  досаду  а всево  будет полно,  ино дочери растут,  а страху Божию и вешътву учатся,  а приданое с ними вдруг прибывает и как замужь  зговорят ино  все  готово,  а  толко  ранее хто о детех не смышляет да как замужь давать и в ту пору все покупать»16. Воспитание дочерей в строгости было не просто требованием, это было показателем нравственности и крепких устоев внутри семьи.

«Домострой» не оставил без внимания и наставления детям, от которых требовалось по библейским заповедям почитать отца и мать свою, повиноваться им, никогда не осуждать их поступки и приказы внутри и вне семьи, так как это считалось большим грехом и осуждалось обществом (Глава 18 «Како детем отца и мати любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем»). Смирение и повиновение в детях считалось главным правилом и основой стабильности внутри семейного уклада.

Таким образом, «Домострой» достаточно строго регламентировал  взаимоотношения родителей и детей, предлагая разные способы решения воспитательных проблем – от собственного примера и законов Божьих до физического наказания. Главным оставался результат – умение вести себя в семье, обществе, передавать следующим поколениям традиционные нравственные ценности.

Информация о работе Русский семейный уклад в xvi в. По домострою