Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:12, контрольная работа
Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине XII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства.
Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине XII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер. Например, в Новгороде, а позже в Пскове бояре сумели подчинить себе князей и установить так называемые боярские феодальные республики. В других же землях, где князья смогли подчинить бояр, власть князей была более сильной.
Раздроблению государства способствовала борьба за киевский “стол”. Запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди на власть (князья-изгои), - постоянным источником смут. Поиск выхода из этого положения привел князей на съезд в городе Любеч в 1097 г., где каждому из них было предложено “держать отчину” (передавать свой удел по наследству). Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи, недород и т. п.). Роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком, что вызвало упадок пути “из варяг в греки”. Кроме того, усилилось давление кочевников, что привело к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси
На некоторое время
усобицы удалось остановить благодаря
деятельности князя Владимира Мономаха.
На киевский престол он взошел, когда
в 1113 г. умер великий князь Святополк.
При жизни Святополк не был
любим киевлянами, и его смерть
подняла их на восстание. Напуганные
бояре обратились с просьбой занять
киевский “стол” к Владимиру Мономаху,
поскольку он пользовался большой
популярностью на Руси как руководитель
многочисленных походов против половцев
и активно выступал против усобиц.
Время правления этого князя
и его сына Мстислава было периодом
восстановления единства Древнерусского
государства. Однако единение было недолгим.
Хронологически началом периода
раздробленности историческая традиция
считает 1132 год, когда после смерти
Мстислава Русь опять погрузилась
в междоусобные раздоры. Они разгорелись
с еще большей силой, так как
реально существовали причины феодальной
раздробленности: борьба князей за лучшие
княжения и территории; самостоятельность
бояр-вотчинников в своих
Складываются новые феодальные государства, к XIII в. возникают три заметных центра государственной жизни - Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.
Как причины, так и сам характер раздробленности исследователи в разное время раскрывали по-разному.
Историки досоветского периода говорили не о феодальной раздробленности, а о распаде Киевской Руси как государства. По оценкам Н.М. Карамзина и СМ. Соловьева, этот период был своего рода смутой, “временем темным, молчаливым”. В.О. Ключевский, характеризуя Русь того времени, говорил об “удельном строе”, часто называл этот период “удельными веками”. Эта терминология указывала прежде всего на государственную децентрализацию в результате наследственного деления земель и власти внутри княжеского рода. Он считал, что удельные века -это время переходное, время тяжелых испытаний, следствием которых был переход от Руси Киевской к Руси Московской. Ключевский указывал, что в этот период, несмотря на кризис центральной власти, на северо-востоке Руси шел процесс создания нового этноса - русских на основе единства языка, религии, традиций и менталитета.
С укоренением в отечественной
исторической науке формационно-классового
подхода раздробленность
Отечественные историки пытались увидеть в феодальной раздробленности более высокий этап в развитии феодального строя, но вместе с тем не отрицали негативных последствий утраты государственного единства Руси: ожесточенные княжеские усобицы, которые ослабляли Русь перед лицом возраставшей внешней угрозы.
С оригинальным объяснением
причин раздробления государства выступил
Л.Н. Гумилев. По его концепции, оно
стало результатом спада
Галицко-Волынская земля
На крайнем юго-западе
Древней Руси находились Галицкая земля
(в Прикарпатье) и Волынская земля
(по берегам Буга). Эти земли часто
называли Червонной Русью (по городу
Червень на Галиче). Плодородные
почвы способствовали раннему появлению
здесь феодального
Раньше всех процесс обособления
начался в Волынской земле
с центром во Владимире Волынском.
Множество князей сменилось здесь,
пока в 1134 г. не утвердился внук Владимира
Мономаха - Изяслав. Он стал родоначальником
местной княжеской династии. Позднее
обособилась Галицкая земля. Междоусобная
борьба разделяла Галич до 1199 г.,
когда владимиро-волынский
Роману удалось прекратить
боярские усобицы, он даже занял Киев
и стал великим князем. После его
смерти возобновились прежние раздоры,
и власть захватили бояре. Княжество
распалось на мелкие уделы, ожесточенно
воевавшие друг с другом. В эту
усобицу часто вмешивались
Владимиро-Суздальская земля
Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса (часто эти земли называли Залесьем). В XI—XII вв. активизируется миграция славян из Юго-Западной Руси, из новгородских земель в эти края. Столь массовое переселение связывают с половецкими набегами и ростом боярского вотчинного землевладения, усиливавшим эксплуатацию крестьян. Этот процесс приводил не только к увеличению числа сельских жителей, но и к появлению новых городов.
Первоначальной столицей
этой земли был Ростов. Ярослав
Мудрый основал Ярославль, тогда
же в летописях впервые
Залесской Русью правил Всеволод Ярославич, и она осталась под властью его потомков - сначала Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия Долгорукого. При Юрии фактической столицей княжества стал Суздаль. Юрий получил свое прозвище Долгорукий за то, что его интересы простирались в разные уголки Киевской Руси. Он активно участвовал в междоусобицах, даже пытался захватить Новгород. Главной целью его политики было добиться киевского княжения, что ему и удалось сделать. С именем Юрия Долгорукого связывают первое упоминание о Москве (1147). Его сыновья, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, своей деятельностью добились политического и экономического подъема Северо-Восточной Руси.
Андрей Боголюбский был типичным князем времен феодальной раздробленности, который не стремился к захвату Киева. Он обосновался во Владимире. С выбором столицы связана легенда об иконе Божьей Матери, которую взял с собой князь Андрей, отправляясь в Северо-Восточную Русь. Недалеко от Владимира кони встали. На этом месте было основано Боголюбово, ставшее загородной резиденцией князя (отсюда и его прозвище). С тех пор икону называют Владимирской Божьей Матерью. Андрей вел удачные войны, захватил и разорил Киев, подчинил своей власти Новгород.
Целью Андрея было, с одной стороны, повысить роль Владимиро-Суздальского княжества в общерусской политике, а с другой - обособить Северо-Восточную Русь от Киевского государства. Этому способствовало превращение Божьей Матери Владимирской в небесную покровительницу княжества и установление богородичного культа. Этот культ противопоставил Северо-Восточную Русь Киеву и Новгороду, где почитали святую Софию. При князе Андрее велось мощное каменное строительство, что дополнительно подчеркивало суверенитет княжества. Подозрительность князя заставляла его большую часть времени проводить в Боголюбове. Но это не спасло его от заговора, и в 1174 г. он был убит.
Борьба за власть завершилась победой одного из младших братьев Андрея - Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо. Он продолжил политику Андрея, с его именем связано появление титула великого князя владимирского. Однако феодальная раздробленность не была преодолена. Уже князь Всеволод стал выделять уделы своим сыновьям. После его смерти Владимиро-Суздальское княжество продолжало дробиться.
Новгородская земля
На северо-западе Руси были расположены Новгородская и Псковская земли. Более суровый, чем в Приднепровье и Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях Руси. В неблагоприятные годы хлеб приходилось ввозить из других княжеств. Это не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для политического давления на Новгород.
Особенности социально-политического строя Новгорода начали складываться еще в древности. Князь здесь не играл ведущей роли, княжеская династия так и не сложилась. Даже резиденция князя всегда находилась за пределами города. Для Новгорода было характерно призвание князя на престол. Функции князя были многообразны. Прежде всего князь был главой дружины, которую он приводил с собой, но его дружина всегда была меньшей частью новгородского войска. Одно время князь выполнял также и судебные функции. Отношения между князем и новгородцами, как правило, были сложными. Новгородцы могли изгнать князя, но нередки были случаи, когда князь стремился обуздать новгородские вольности. В XII в. это привело к постепенному ограничению влияния князя (он не мог подвергать “мужей” гонениям, вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать собственность в новгородских землях).Высшим органом власти в Новгороде было вече - народное собрание. На вече собирались не все жители города, а только владельцы городских усадеб (400-500 человек). Высшим новгородским сословием являлось боярство. Его экономическое могущество было связано с крупными земельными владениями как в самом городе, так и за его пределами. Наряду с боярами (“мужами”, “большими людьми”) существовал обширный слой менее привилегированных землевладельцев, в ХII-ХIII вв. их называли “меньшие люди”, а с XIV в. - “житьи люди”. Все это были представители феодалов.
Новгород всегда был центром торговли, поэтому особую роль в политической жизни города играли купцы. Низший слой населения составляли “черные люди”: в городе ремесленники, в деревне - крестьяне-общинники. Новгород делился на две стороны - Софийскую и Торговую. Стороны, в свою очередь, делились на концы, а концы - на улицы.
На вече избирались основные городские власти: посадник, тысяцкий, владыка (архиепископ). Наличие выборной власти дает право называть Новгород феодальной республикой. Это было государство, где власть принадлежала феодалам и купцам. Большая часть населения была отстранена от политической жизни, что приводило к острым социальным конфликтам.
Новгород играл важную роль в международных экономических и политических связях того времени. Торговля велась главным образом с Западной Европой (торговые соглашения с Ганзейским союзом).
Новгород был одним из крупнейших городов не только Руси, но и Европы. Он имел хорошие укрепления. Постоянно обновлялись деревянные мостовые, существовала сложная система дренажа. Городское ремесло было чрезвычайно развито, существовала специализация ремесленников. Высокой для Средневековья являлась степень грамотности новгородцев (об этом говорят найденные археологами берестяные грамоты).