США в межвоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:29, реферат

Краткое описание

Эпохой «просперити» или процветания называют период хозяйственного подъёма в США в 1920х годах. В литературе под эпохой «просперити» чаще всего подразумевают нездоровое, сомнительное процветание. Послевоенная Америка выходила в лидеры по темпам экономического роста, благодаря чему ещё более упрочнила свои лидирующие позиции в мире. К концу 20-х годов Америка производила почти столько же промышленн

Вложенные файлы: 1 файл

сша в межвоенный период.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

«Просперити» (1922—1929)

Основная  статья: Ревущие двадцатые в США

 

Эпохой  «просперити» или процветания называют период хозяйственного подъёма в  США в 1920х годах. В литературе под эпохой «просперити» чаще всего  подразумевают нездоровое, сомнительное процветание. Послевоенная Америка выходила в лидеры по темпам экономического роста, благодаря чему ещё более упрочнила свои лидирующие позиции в мире. К концу 20-х годов Америка производила почти столько же промышленной продукции, сколько весь остальной мир. Заработная плата среднестатистического рабочего увеличилась на 25 %. Уровень безработицы не превышал 5 %, а в некоторые периоды даже 3 %. Расцветал потребительский кредит. Цены поддерживались на стабильном уровне. Темпы экономического развития США оставались самыми высокими в мире.

 

После окончания  второго президентского срока Вудро  Вильсона, к власти на 12 лет пришли республиканцы: Уоррен Гардинг (1921—1923), затем после его смерти Кальвин  Кулидж (1923—1929) и Герберт Гувер (1929—1933). Население США устало от прогрессистских реформ, и поэтому переход к консерватизму был как никогда кстати. Республиканцы в этот период видели своей главной целью: 1. стабильность, 2. обеспечение надёжных экономических показателей, 3. помощь фирмам с организацией их деятельности, открытие для них зарубежных рынков.

 

Однако  начинался период экономического бума очень неприятно: уменьшились правительственные  заказы и заграничный спрос на американские товары. Вернувшиеся с  фронтов солдаты не могли найти  работу. Число безработных с 0.5 млн увеличилось до 5 млн. В 1920 году вступила в силу 18 поправка к Конституции — Сухой Закон. Началась контрабанда спиртного и производство самогона в домашних условиях. В связи с этим в 1920-21 гг. наблюдался спад в экономике и лишь 1923 год начался с процесса оздоровления.

 

Причины подъёма  американской экономики усматривают  в укреплении американского империализма, выходе США на лидирующие позиции  в международной политике и их превращение в финансовый центр  мира. Имея в своём распоряжении немалые средства, американские монополии успешно провели обновление своих основных капиталов, построены новые заводы и фабрики. В 1924 году был принят план Дауэса по восстановлению экономики Германии. В роли инициатора выступили Соединённые Штаты. Германии выделялся заём, значительную часть которого предоставляли банки США. Стремление США способствовать экономической стабильности Европы объяснялось стремлением завоевать новые рынки сбыта американских товаров, а также стремлением предотвратить распространение коммунистической идеологии. В то же время, в 1921 году США оказали Советской России, где свирепствовал голод, благотворительную помощь. К 1929 году общий объём американского экспорта составлял в денежном выражении 85 млн долларов.

 

Президент Гардинг сформировал кабинет министров из видных финансистов, миллионеров и людей, сведущих в экономике. В 1921—1932 годах пост министра финансов США занимал мультимиллионер Э. Меллон. По его инициативе ставка налога на доходы, превышающие 1 млн.$, была снижена сначала до 66-50 %, а в 1926 и вовсе до 20 %. Были отменены законы военного времени, принятые для контроля уровня цен. В отношении корпораций прекратилось использование антимонопольных законов, которые были фактически аннулированы Верховным Судом посредством различных разъяснений и толкований. Одновременно усилились преследования профсоюзов и их численность к 1930 г. сократилась в 1.5 раза. В 1925 году Кальвин Кулидж заявил: «Дело Америки — это бизнес», что во внутренней политике означало следование принципам Laissez-faire, открывавшим свободу действий для бизнесменов и гарантировавшим их от вмешательства государства в деятельность частного сектора экономики.

 

Были возвращены высокие протекционистские таможенные тарифы конца XIX века, которые объявили одной из основ процветания. Государственный долг уменьшился, понизились налоги.

 

В годы процветания  увеличение доходов на душу населения  и эффективности производства привело  к 40 % росту ВНП. В стране установился  высочайший уровень жизни в мире, при низком уровне безработицы, низкой инфляции и низких процентных ставках по кредитам. Промышленное производство в целом увеличилось к 1929 году на 72 %. Особенно успешно развивалось производство потребительских товаров. Импульсом к его развитию послужило широкое распространение электрической энергии. Электрифицированные жилища американцев стали оснащаться бытовой техникой — радиоприёмниками, холодильниками и т. д. К концу 1920-х большинство промышленных предприятий перешло на электроэнергию.

 

В период президентства  Кулиджа были установлены предельно низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырьё, подлежащее использованию в промышленности. Концентрация капитала происходила в основном в электроэнергетике, автомобилестроении, радио- и развивающейся кинопромышленности. Национальное богатство США к 1928 году достигло 450 млрд. $.

 

Крупный бизнес стал ещё крупнее. На первый план вышли  такие корпорации как «Дженерал  моторс», «Крайслер», «Дженерал электрик», «Ю-Эс Раббер» и другие. Увеличивая выпуск товаров и захватывая рынки  сбыта, подобные компании получали всё больше прибыли, которая шла на дальнейшее развитие и расширение производственных мощностей. В результате производилось ещё больше товаров, которые охотно скупались потребителями. В 1920х годах Соединённые Штаты стали крупнейшим мировым кредитором и увеличили долю предоставляемых кредитов на 58 %.

 

Символом  Америки 1920-х гг. можно считать  Генри Форда и его Форд модели Т, первый массовый автомобиль во всемирной  истории. Это транспортное средство было доступно многим, так как цена его составляла менее 300 долларов, а среднегодовой заработок промышленного рабочего равнялся 1 300 долларам. В результате автомобиль перестал быть роскошью и превратился в средство передвижения. В 1920-х гг. парк автомобилей вырос на 250 %, а к 1929 превысил 25 миллионов машин, при том что население США в то время составляло 125 млн чел.[26]

 

Развитие  автомобилестроения способствовало: •  развитию инфраструктуры (строительство  и развитие дорог, отелей, бензоколонок, пунктов быстрого питания). Законодательные  акты 1916, 1921 и 1925 гг. предусматривали создание общенациональной сети пронумерованных шоссе. К 1929 году было построено 250.000 миль современных автомагистралей — в 1.5 раза больше, чем существовало на 20 лет ранее; • росту американского экспорта, так как автомобиль стал главным экспортным продуктом; • развитию химической, сталелитейной промышленности (производство в год увеличивалось на 20 %), топливно-энергетического комплекса (добыча нефти возросла в 1.5 раза), производства стекла, резины и т. д.; • появлению новых рабочих мест: каждый 12й рабочий был занят в автомобилестроении; • развитию конвейерного производства (это позволило капиталистам уменьшить количество рабочих, оставив только самых выносливых и трудоспособных, которые получали более высокую зарплату).

 

Вообще 1920-е годы — это время  формирования общества потребления. Рядовой американец подвергался массированному воздействию со стороны производителей товаров: его постоянно осаждали призывами покупать и покупать ещё больше. В связи с этим начала развиваться современная реклама. Производители делали всё, чтоб заставить покупателя не откладывать деньги в долгий ящик, а немедленно их потратить. Тем, у кого не было при себе необходимой суммы, предлагалась покупка в рассрочку. Появилось понятие — жизнь в кредит, когда подобным образом приобреталась большая часть машин, холодильников, радиоприёмников. Однако проблема неравномерности распределения доходов не была учтена: две трети американских семей были не в состоянии приобрести даже предметы первой необходимости.

 

Часть прибылей монополий превращались в ценные бумаги (акции), которые поглощали нераспределённые доходы. Акции ценились потому, что их покупали, и на них можно было заработать. В стране рекламировались лёгкие пути к богатству через акции. И к 1929 году на бирже играло не менее 1 млн американцев, которые, вложив все свои ограниченные средства в покупку акций, ждали успеха. Председатель финансового комитета «Дженерал Моторс» Дж. Рэскоб утверждал в те годы, что если экономить по 15 $ в неделю и на эти деньги покупать акции, то через 20 лет удастся накопить капитал в 80.000 $. Обладатели ценных бумаг влезали в огромные долги и активно пользовались кредитами.

 

Итоги:

 

Впервые в  американской истории жителей в  городах стало больше, чем в  сельской местности, что в результате привело к появлению городских  агломераций (т. н. убыль сельского населения в десятилетии просперити составила 6.3 млн человек).

 

К концу 1929 года США выпускали 5.4 млн автомобилей  ежегодно. На долю США приходилось 48 % промышленного производства всего  капиталистического мира — на 10 % больше, чем Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии вместе взятых. Львиная доля производства пришлась на крупные корпорации, которые можно назвать творцами процветания. Объём производства увеличился в 4.5 раза, а общая рыночная стоимость утроилась. Развитие экономики США не носило постоянного характера: в 1924 и 1927 гг. были незначительные, кратковременные спады. Но каждый раз после американская экономика продолжала развиваться с новой силой.

 

Однако  в 1929 году в конце октября началась Великая депрессия и через 4 года США лежали в экономических руинах. Жизнь в кредит не привела к бесконечному и беспрепятственному росту. В банковской сфере в 1920-х годах 5.000 банков было закрыто. Уровень промышленного производства упал на треть, безработица выросла на 20 %. Спад в сельском хозяйстве наметился ещё в 1921 году. Проблемы были и на международной арене: настойчиво добиваясь от европейских держав погашения долга (в общей сложности страны Антанты задолжали около 20 млрд долларов), американцы способствовали повышению таможенных пошлин на европейские товары.

 

В то же время, в период Процветания такие отрасли  как угольная, лёгкая (обувная, пищевая  и текстильная) промышленности, судостроение не развивались должным образом. Добыча угля сократилась на 30 %. Экономический  бум привёл к кризису перепроизводства: к 1929 году рынок был переполнен различными товарами, но эти товары уже не находили спроса.

[править]

Великая депрессия  и «Новый Курс»

Основные  статьи: Великая депрессия, Новый  курс Рузвельта

 

Мигранты, мать 32 лет с семью детьми на сборе урожая гороха в Калифорнии. Фото Д.Ланж, Калифорния, 1936 г.

 

Великая депрессия  в США началась с биржевого  краха в конце 1929 г. и продолжалась до вступления во Вторую мировую войну. Раскручивавшаяся дефляция делала производство товаров невыгодным. В результате производство сокращалось, а одновременно резко увеличивалась безработица, с 3 % в 1929 г. она поднялась до 25 % в 1933 г. В сельских районах Великих Равнин случилась засуха, которая, в сочетании с недостатками в сельскохозяйственной практике, приведшим к обширной эрозии почвы, вызвала экологическую катастрофу. Города на протяжении нескольких лет засыпали пылевые бури. Население, лишаясь жилья и средств к существованию в Пыльном котле, мигрировало далее на запад, преимущественно в Калифорнию, берясь за любую низкооплачиваемую работу и сбивая там уровень заработной платы, и без того невысокий из-за экономического кризиса. Местные власти искали выход из положения в депортации нелегальных иммигрантов из Мексики. На американском Юге и без того хрупкая экономика переживала коллапс. Сельские жители массами мигрировали на Север в поисках работы в индустриальных центрах, в частности, Детройте. В районе Великих озёр фермеры, страдая от понижения цен на свою продукцию, заваливали суды делами о частных банкротствах.

 

Из США  кризис распространился на весь остальной  капиталистический мир. Промышленное производство сократилось в США  на 46 %, в Великобритании на 24 %, в Германии на 41 %, во Франции на 32 %. Курсы акций  промышленных компаний упали в США  на 87 %, в Великобритании на 48 %, в Германии на 64 %, во Франции на 60 %. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 в 32 капиталистических странах насчитывалось 30 млн безработных, в том числе в США 14 млн. Эти обстоятельства требовали государственного вмешательства в экономику, использования методов государственного воздействия на стихийные процессы в капиталистическом хозяйстве с целью избежать потрясений, что ускорило перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм.

 

В 1933 г. к  власти в США пришёл президент  Франклин Рузвельт, кандидат от демократической  партии, предложивший американскому  народу «новый курс», как стали впоследствии называть его политику. Республиканцы, которых обвиняли если не в наступлении экономического кризиса, то в неспособности справиться с ним, на президентских выборах 1932 г. потерпели сокрушительное поражение и много лет не могли впоследствии занять Белый дом. Успех «Нового курса» был таков, что Рузвельт стал единственным в истории США президентом, которого переизбирали четыре раза подряд, и он оставался у власти до самой своей смерти в 1945 г. Хотя многие меры его администрации были впоследствии признаны спорными, целый ряд нововведений этого периода, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют в США до сих пор. Наиболее успешной инициативой президента Рузвельта считается помощь безработным, которых по заказу федерального правительства привлекали к работе в Гражданском корпусе охраны окружающей среды и ряде других правительственных служб.

 

Хотя меры, принятые администрацией Рузвельта, позволили  предотвратить дальнейшее сворачивание производства или, по меньшей мере, облегчили последствия экономического кризиса для широких масс населения, в конечном счёте Великая депрессия закончилась в Америке лишь с началом Второй мировой войны. Администрация начала финансирование военных заказов, в то время как производство продукции гражданского назначения резко сократилось, а её потребление стало квотированным. Это позволило экономике справиться с трудностями. С 1939 по 1944 гг. производство выросло почти в два раза. Безработица упала с 14 % в 1940 г. до менее 2 % в 1943 г., хотя трудовые ресурсы выросли на 10 миллионов человек.


Информация о работе США в межвоенный период