Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 07:33, контрольная работа
Санкт-Петербург - город дворцов, рек, каналов, мостов; но его с полным правом можно назвать городом парков, садов и скверов. Здесь создан своеобразный музей садово-паркового искусства, в котором представлены уникальные произведения русской ландшафтной архитектуры от первой четверти XVIII века до наших дней.
Характерная черта петербургского пейзажа - сочетание шедевров зодчества и ландшафтного искусства. И в памяти тех, кто хоть раз побывал в городе на Неве, навсегда останется образ великолепных садов и парков, органично связанных с неповторимым обликом Санкт-Петербурга.
1.Введение
2. Сады Санкт-Петербурга
3. Летний сад
4. Михайловский сад
5. Парки Победы
6. Московский парк Победы
7. Приморский парк Победы
8. Заключение
9. Список использованной литературы
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
Факультет: «Экономики и управления»
Специальность: «Менеджмент организации»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: История и культура Санкт-Петербурга
Тема: «Сады и парки Санкт-Петербурга»
г. Красноярск, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение
2. Сады Санкт-Петербурга
3. Летний сад
4. Михайловский сад
5. Парки Победы
6. Московский парк Победы
7. Приморский парк Победы
8. Заключение
9. Список использованной литературы
Введение.
Санкт-Петербург - город дворцов, рек, каналов, мостов; но его с полным правом можно назвать городом парков, садов и скверов. Здесь создан своеобразный музей садово-паркового искусства, в котором представлены уникальные произведения русской ландшафтной архитектуры от первой четверти XVIII века до наших дней.
Характерная черта петербургского
пейзажа - сочетание шедевров зодчества
и ландшафтного искусства. И в
памяти тех, кто хоть раз побывал
в городе на Неве, навсегда останется
образ великолепных садов и парков,
органично связанных с
Первые сады города возникли
одновременно с его первыми строениями.
Ровесником города является Летний сад,
построенный по указаниям Петра
I. Все сады петровского времени
имели геометрически
Многие сады и скверы появляются в 70–80-х годах XIX века. Это Пушкинский (1874), Ломоносовский (1877), Калинкинский (Коломенский) (1875) скверы, сад у Владимирского собора, Никольский, Екатерининский сады, два сада на Манежной площади.
К 1917 году в Петербурге насчитывалось 6 парков и лесопарков, возникших на основе естественных лесов. С первых лет существования Советской власти сады и парки стали общенародным достоянием. Одновременно с устройством новых зелёных массивов, стали проводиться работы по реставрации ряда садов и парков (Летний, Михайловский). С каждым годом всё пышнее, богаче и разнообразнее становился зелёный наряд города.
Война нанесла жестокие повреждения зелёному убранству города: погибло более 100 тысяч деревьев и 800 тысяч кустарников. Но Ленинградцы сделали всё возможное, чтобы сохранить свои сады. Начиная с 1944г. начинается постепенное восстановление садов, а 7 октября 1945г. были заложены два парка Победы – Московский и Приморский. 1950-1980-е годы были отмечены небывалым размахом градостроительства. Появился целый ряд крупных парков, таких как Авиаторов, 50-летия Октября и Южно-Приморского.
К началу 90-х годов общая площадь зелёных насаждений составила 15 тысяч гектаров. Однако, помимо городских парков, под ведением городской управы находятся и парки пригородов.
Сады Санкт-Петербурга. Летний сад.
Регулярный сад Петра
Летний сад - самый старый
в городе. Он заложен в 1704 году - спустя
год после основания
К строительству сада были привлечены известные архитекторы - Ж.-Б.Леблон, М.Земцов, Д.Трезини, И.Матвеев, А.Шлютер, мастера садово-паркового искусства Я.Розен, И.Сурмин, Л.Лукьянов, К.Шредер, И.Яковлев и другие выдающиеся зодчие современности.
Летний сад был разбит в модном для начала XVIII века регулярном стиле с характерными для него симметричным расположением аллей, подстриженными аллеями и кустами, декоративными сооружениями из зелени в виде беседок, трельяжей, лабиринтов, галерей со скульптурой, фонтанами, павильонами, искусственными прудами правильной геометрической формы.
Территория сада делилась
на две почти равные части небольшим
каналом. Северный участок, примыкающий
к Неве, называли Первым Летним садом.
В петровское время Летний сад
был центром общественной и культурной
жизни города, здесь устраивались
празднества с иллюминацией по случаю
победы в Северной войне, в честь
славных подвигов на суше и на море,
торжественные встречи
Второй сад, или "огород"
с плодовыми деревьями и
На берегу Ерика и на мосту через него были построены водовзводные башни, которые питали фонтанную систему сада. В петровское время помимо фонтанов имелось много других "затей".
Одна из них - так называемый лабиринт, спроектированный М.Г.Земцовым. Лабиринт представлял собой сложную систему дорожек, окруженных стенами из стриженого кустарника. В зеленых нишах располагалось 32 фонтана. Каждый фонтан был украшен скульптурными портретами персонажей басен Эзопа, отлитых из свинца по рисункам М.Г.Земцова. При входе в лабиринт стояла позолоченная статуя Эзопа. Дорога в лабиринт шла через перекидные мостики, на которых находились фонтаны-"шутихи".
Кроме поперечного канала в Летнем саду имелись и другие водоемы. Лебяжий канал, прорытый в 1711-1714 годах, определяет западную границу Первого и Второго Летнего садов. В южной части был вырыт Карпиев пруд, украшенный многоструйными фонтанами. На одном из боскетов главной аллеи находился Овальный пруд. Небольшой островок в центре его украшала деревянная беседка с каменным фундаментом. На берегу находились маленькие домики для водоплавающей птицы.
Своеобразным украшением сада являлись так называемые крытые дороги. Основой такой крытой дороги служил деревянный каркас, к которому привязывались ветви деревьев и кустарников, образующих зеленый свод.
Две огибные дороги проходили между зелеными залами с фонтанами и петровским гротом, являющимся одним из оригинальных садовых сооружений. Строительством грота руководил архитектор А.Шлютер, работу которого после его смерти продолжил Г.И.Маттарнови и Н.Микетти.
Небольшой по размерам грот
поражал современников
Скульптура Летнего сада.
Статуи для Летнего
сада доставлялись на берега Невы морским
путем из Венеции и Рима. Приобретением
и заказом скульптур в Италии
занимались образованнейшие люди того
времени. Часто иностранным мастерам
поручались специальные заказы. Этим
можно объяснить появление в
Летнем саду монументальной группы
“Мир и Изобилие”, исполненной венецианским
скульптором П.Баратта в 1722 году.
Группа символизирует победу России
над Швецией в Северной войне
1700-1721 годов и аллегорически
Не менее убедительным примером специального заказа может служить статуя “Мореплавание”, которая изображает молодую сильную женщину с компасом и географической картой в руках. На карте видны очертания Скандинавского полуострова и побережья Финского залива, а на месте Петербурга помещен диск восходящего солнца в сиянии лучей.
Статуя “Архитектура” в аллегорической форме представляет размах строительства Петербурга. Изображенная в виде молодой женщины с развернутым чертежом, циркулем и лекалом в руках, она как бы подтверждает широту петровских начинаний в области градостроительства.
Регулярная планировка сада требовала определенной расстановки декоративной скульптуры. Статуи устанавливались вдоль аллей и на площадях, они украшали фонтаны и галереи, крыши садовых павильонов. Скульптуру в саду расставляли так, что статуи чередовались с бюстами. Скульптурные группы украшали газоны и входы в садовые павильоны.
Достопримечательностями сада являются скульптурные бюсты польского короля Яна Собесского, его супруги Марии-Каземиры и королевы Швеции Христины. В строгом спокойствии застыли на постаментах бюсты Юлия Цезаря, Августа, Траяна, Александра Македонского.
Скульптурная группа “Амур и Психея” работы неизвестного римского мастера конца 17 века отличается большими художественными достоинствами. С вдохновением и мастерством скульптор поведал в мраморе поэтическую легенду о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее.
Садовую скульптуру в XVIII веке
часто размещали группами из четырех,
восьми и более статуй, связанных
единством композиции и содержащих
четное количество статуй соответственно
симметрии регулярного сада. Серии
из четырех статуй служили хорошим
оформлением для садовых
Другая серия статуй сохранилась не полностью. В настоящее время она состоит из трех статуй работы братьев Джузеппе и Паоло Гропелли и представляет трех муз – спутниц бога Аполлона. Покровительница лирической песни Эвтерпа изображена в виде молодой женщины с флейтой в руке. Муза комедии Талия представлена в образе веселой, стоящей в непринужденной позе улыбающейся женщины. Третья – муза танца Терпсихора – осторожно перебирает струны лютни, готовая в любой момент начать веселый танец.
Летний дворец Петра I.
Единственным сооружением, сохранившимся в Летнем саду с начала XVIII века – Дворец Петра I. Он построен в 1710-12 годах архитектором Доменико Трезини. В отделке помещения дворца принимали участие виднейшие архитекторы 18 века А.Шлютер, Н.Микетти, Г.И.Маттарнови, М.Г.Земцов.
В Летнем саду дворец не является
его композиционным центром. Возведенный
в северо-восточной части сада,
он с трех сторон был окружен водой:
с севера – Невой, с востока
– Фонтанкой и с юга –
“гаванцем”, искусственно вырытым
водоемом в виде ковша для причаливания
небольших речных судов к парадному
входу дворца. В дворцовый ансамбль
также входили двухэтажное
От тех времен остался только дворец Петра I. Небольшой каменный дом с крутой четырехскатной кровлей, украшенной по углам водостоками в виде крылатых драконов и флюгером в виде позолоченной фигуры Георгия Победоносца, поражающего змея.
По длине всех фасадов дворца протянулись фризы из 29 намазных барельефов, разделяющих здание на два этажа. Большинство барельефов исполнены на сюжеты античных мифов и в аллегорической форме прославляет победы России в Северной войне. Один из барельефов изображает легендарного древнегреческого героя Персея и прекрасную Андромеду, символизирующую Петра I, освободившего русскую землю от шведских захватчиков и Ижорскую землю, возвращенную России. На другом барельефе бог морей Нептун и его жена Амфитрита, олицетворение морских стихий, аллегорически прославляют морское могущество России. Самый выразительный по исполнению - барельеф древнегреческой богини мудрости Минервы, покровительницы наук и ремесел. Окруженная военными трофеями и победными знаменами, богиня как бы охраняет вход во дворец, символизируя военную мощь страны и размах замыслов ее правителя.
Дворец был задуман как жилище царя и не предназначался для многолюдных приемов и веселых празднеств. Сдержанность архитектуры фасадов, строгие пропорции, большое количество окон с мелкой расстекловкой напоминают типичные гражданские сооружения начала XVIII века.