Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:33, контрольная работа
В данной работе мы рассматриваем, какие изменения претерпевает самоуправление в Древней Руси в период становления государства.
Изначально славяне жили общинно-родовым строем, «в народоправстве»; семья, род, община – это основа всего. Ни одного действия не предпринимается без совместного решения. Однако, начинается процесс выделения лидеров, который приводит самоуправление к такой форме, как княжеское. Этому способствуют развитие хозяйства и активная военная деятельность. Родовая община распадается, складывается четкая иерархия общества, во главе которой встает князь.
Введение
На современном этапе развития нашего государства наблюдается небывалый рост интереса к истории. Что такое история? Это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности. И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история – реальна.
Попробуем представить Киевскую Русь не как строго очерченную историческую эпоху, а скорее как колыбель многих культурно-исторических процессов, получивших дальнейшее развитие в Руси Московской. На протяжении многих веков правление в Киевской Руси меняло свои формы.
Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать направляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью средств авторитета, права, насилия, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана. Как явление власть необходима, она призвана обеспечивать потребности человеческого существования в государственном строе.
Что же касается самоуправления в Древней Руси, то до сих пор не сложилось единого мнения о времени его зарождения. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.
Некоторые авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной традиции решать на «вече» важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти. Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об общественной самостоятельности.
Другие авторы связывают начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. С этого времени началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России.
История возникновения Древнерусских земель едва ли может быть восстановлена с достаточной полнотой и основательностью. Древние предания, сбитые и переплетенные в составе старейших летописных сводов, дошли до нас в отрывочной и часто ненадежной письменной форме. Однако попробуем выявить, какие формы самоуправления в Древней Руси дали толчок к образованию единого Московского государства.
«В древнейших описаниях нашей страны вплоть до первых столетий нашей эры мы не находим даже упоминания имени славян. Предки славян выделились из индоевропейской семьи народов приблизительно в I тысячелетии до н.э. Античные и византийские авторы описывают их под именем венедов, склавинов или антов. Есть все основания полагать, что ареал расселения праславян был весьма невелик»1 В первые века новой эры славянские племена занимали территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. Также есть другие ранние письменные источники о славянских племенах, которые относятся к I – II векам н. э. Под именем "венедов" славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II – V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод.
Об общественном устройстве
славян сообщают источники более
позднего времени (византийские авторы
VI в). В них говорится о том, что племена
славян не управляются одним человеком,
что они живут в народоправии, и поэтому
у них счастье и несчастье в жизни считается
делом общим. Византийский писатель и
историк Прокопий Кесарийский
Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече), решение которого для всех в равной степени считалось обязательным к исполнению. Пригороды выступали в роли территорий, на которых были свои вече и избираемые ими органы или должностные лица. Каждое племя являлось союзом городов, город являлся союзом улиц, улица - союзом семейств. В каждом городе было свое вече. Город делился на улицы. Улицы имели свои вече и избираемых ими должностных лиц. «Славяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы, на которых совещались по всем военным вопросам»3 У славян господствовал еще первобытнообщинный строй, но уже начался процесс его разложения.
Развитие хозяйства приводит к появлению социального и имущественного неравенства среди членов общин и племен. «Некоторые люди выделяются среди соплеменников: становятся богаче и претендуют на особую роль в жизни общества.»4 Так в древности понятие государства можно связать с властью лидера, вождя. Такими властителями у славян становятся племенные князья, которые в своем дальнейшем правлении стали опираться на дружины. «Вокруг князя объединяются все соплеменники для защиты своих земель и для походов в чужие края с целью обогащения. Наиболее выдающиеся воины превращаются в дружинников князя. Князья и их дружинники больше других обогащались во время войн и еще сильнее возвышались над соплеменниками.»5
Племена объединяются в союзы. Эти союзы не всегда были добровольными. Обычно одно из племен завоевывало другие племена, князь, как глава союза племен, занимал главенствующее положение над князьями покоренных племен. Большое значение приобретают столицы «союзов племен» - это резиденция князя и его дружинников.
Таким образом, мы видим, что происходят перемены в форме правления. Стала распадаться родовая община, потому что люди перестали в ней нуждаться. Единое родовое хозяйство: родовая собственность, общая пахотная земля стали распадаться на отдельные участки, отдельные семейные владения. Усилилось значение отдельной личности отдельной семьи. К концу IX в. Сложилась довольно четкая иерархия общества, во главе которой возвышался князь, в чьих руках сосредотачивается все управление племенем или союзом племен. Обособляется и племенная знать – главы родов, больших патриархальных семей, собравшие в своих руках значительные богатства. Они становятся близкими помощниками и советниками князей. Из их числа в будущем формируются бояре.
«Военный дух пронизывал весь строй жизни этого общества, стремящегося к образованию государства. В нем все меньше оставалось свободы, все меньше прежних общинных порядков. Грубая сила, меч ложатся теперь в основу возвышения одних и начавшегося принижения других.»6
Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Военные походы славян сопровождались грабежами и пленением больших масс населения. Массовое пленение населения в завоеванных славянами областях было связано с потребностью в рабочих руках. Рабство, несомненно, имело место, но не получило широкого распространения. Славянские народы шли по пути феодального развития, минуя рабовладельческий строй.
В землях восточных славян
сложилось несколько
В данный период взаимоотношения строились по принципу подчиненности пригородов старшим городам, являвшимся политическими центрами. Из этого вытекает, что решения, принимаемые на вече старшего города, являлись законом, обязательным к исполнению всеми, в том числе вече, должностными лицами и органами местного самоуправления пригородов, улиц, общин и т. д.
В Новгородской земле, где вече сильно ограничивало княжескую власть, князь в меньшей степени мог влиять на местные органы. У него фактически отсутствовало право на собственность, на осуществление действенных финансовых и налоговых операций. Даже старосты, которые избирались уличанскими, пригородными вече, фактически не подчинялись князю. Они подчинялись решениям вече старшего города и тех вече, которые их избрали. Это свидетельствует о большой значимости и действенности народной власти в лице вече и избираемых им должностных лиц.
Но традиции старого строя еще существуют. Князья и воеводы еще выбираются народом, хотя и проявляется стремление сделать власть наследственной. Продолжает действовать собрание всего племени - «вече», хотя со временем главную роль начали играть бояре и дружинники. Таким было устройство правления в канун появления первого государства.
К образованию Древнерусского государства принято относить две отправные даты. В «Повести временных лет» говорится, что до призвания Рюрика «варяги в Северной Руси господствовали над славянами и взимали с них дань; затем варягов в 862 г. прогнали, но вскоре призвали Рюрика из-за начавшихся междоусобиц.»7 Таким образом, речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Некие Аскольд и Дир, по летописи – бояре Рюрика, властвовавшего на севере в земле ильменских словен, отправились в поход на Киев и утвердились там.
Рюрик умер, оставив после
себя малолетнего сына Игоря, вместо
которого стал управлять родственник
князя Олег (879-912 гг. правления). Это
позволяет предположить, что в
то время наследование шло не от
отца к сыну, а переходило к старшему
в роду. Такой порядок престолонаследия
правящей варяжской династии отражал
взгляд на государство как на коллективную
родовую собственность князей-
В своем походе на юг Олег закрепился в землях вдоль «пути из варяг в греки»: от Новгорода к югу по речке Ловать, а дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Достигнув Киева, Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 г. В 883 г. Олег занял Псков и обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой. Постепенно он подчинил все земли на «пути из варяг в греки». Именно с 80-х гг. IX в. Можно говорить о складывании единого государства Русь в результате объединения двух политических центров восточных славян: южного с центром в Киеве и северного с центром в Новгороде.
После утверждения в Киеве Олег неоднократно воевал с хазарами и другим кочевым народом Северного Причерноморья – печенегами. Он освободил ряд славянских племен от дани хазарам.
«Раннее Киевское государство
с политической точки зрения представляло
собой объединение княжеств и
подчиненных великому князю территорий,
а в социально-экономическом
После смерти Олега правителем
на Руси стал Игорь. Ему удалось в
основном сохранить единство молодого
государства. К годам правления
Игоря относится занесенное в
летопись известие о том, как первые
русские князья собирали дань с подвластной
им территории. Однако попытка Игоря
собрать дополнительную дань с племени
древлян закончилась его