Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:52, реферат
В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам.
Введение.
«Свет и тени» петровских реформ.
Pro et contra.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Р.Ф.
ГОУ ВПО «МГОСГИ»
РЕФЕРАТ
по КВС
ГСЭ «Реформы и реформаторы»
на тему:
«Свет и
тени петровских реформ».
Выполнила студентка 2 курса, группы СП21
Гусева
Анастасия
Коломна,2010
План:
В настоящее
время наша страна переживает период
реформирования экономических и
общественно-политических отношений,
сопровождающегося
История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
Уже два с половиной столетия спорят историки о значении петровских реформ. Все споры их относительно петровской реформы в целом сводятся, по мнению Ключевского, к основному положению, согласно которому эти реформы «были глубоким переворотом в нашей жизни, обновившим русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней» Разница в оценках заключается лишь в том, что, по мнению одних, этот переворот являлся великой заслугой Петра перед человечеством, а, по мнению прочих - великим несчастьем для России. Но все они сходятся в одном: реформы Петра I стали важнейшим этапом в истории России, благодаря которым её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Почва для многих преобразований была подготовлена ещё в 17 веке, когда, по причине ослабления международного положения России была активизирована внешняя политика государства. Кроме того, немалую роль в подготовке преобразований сыграла церковная реформа Никона, которая показала раскол русского общества под влиянием западноевропейской культуры. Но, несмотря на преобразования предшественников, разрыв между Россией и Западной Европой оставался слишком велик. Государству требовалась сильная личность, обладавшая не только верховной властью, но и пониманием необходимости радикальных перемен, и энергией для их осуществления. Такой личностью оказался Пётр Великий. Сначала стрельцами и петровские гвардейцами, старообрядцами, старым боярством и новой знатью, затем западниками и славянофилами, «государственниками», анархистами и так далее по хронологической спирали вплоть до наших дней велись и ведутся споры о правильности и действенности петровских реформ.
Современники
Петра считали его одного причиной
и двигателем той новизны, какую
вносили в жизнь его реформы.
Эта новизна для одних была
приятна, потому что они видели в
ней осуществление своих
Преобразования Петра, хотя и были в какой-то степени подготовлены предшественниками, носили всё же радикальный характер, так как проводились в сжатые сроки, коснулись всех сфер жизни общества, всех слоёв населения и были направлены на всеобщую европеизацию России.
Процесс преобразования активно развивался и в экономической сфере. В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов. Резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства – неурожайный Север и плодородный Юг, усиление государственных повинностей крестьян, создание мануфактур, повышение таможенных пошлин.
К концу
царствования Петра в России существовала
развитая многоотраслевая промышленность
с центрами в Петербурге, Москве,
на Урале. Крупнейшими предприятиями
были Адмиралтейская верфь, Арсенал,
петербургские пороховые
2. «Свет и тени» петровских реформ.
Петровские реформы во многом определили исторический путь России. Воздействие реформ на русскую жизнь при всей их закономерности и подготовленности предшествующим развитием, поистине громадно. А именно в том, насколько смогли войти преобразования в кровь и плоть народа, его быт и бытие, - критерий их эффективности.
Общим
местом стало утверждение о жестокости
преобразователя, который «драл
с народа три шкуры» и строил «Северный
парадиз» - Санкт-Петербург «на костях
крепостных и работных людей». Но еще
недавно все эти «издержки» историки
эпохи исторического
Можно
смотреть на деятельность Петра под
углом зрения Е.В Анисимова, который
писал: «Время петровских реформ - это
время основания тоталитарного
государства, яркой проповеди и
внедрения в общественное сознание
культа сильной личности - вождя, «отца
нации», «учителя народа». Это и время
запуска «вечного двигателя» отечественной
бюрократической машины, работающей
по своим внутренним и чуждым обществу
законам до сих пор. Это и всеобъемлющая
система контроля, паспортного режима,
фискальства и доносительства, без
которых не могла существовать и
наша «административно-командная
Еще один аспект, который наиболее часто становился предметом спора - это порабощение при Петре 1 Церкви самодержавным государством, лишение ее патриарха, которого заменил покорный императору Синод - духовная коллегия, формально возглавляемая Президентом из духовенства, а фактически - обер-прокурором, светским чиновником, назначаемым лично царем. Это грубое подчинение духовной власти - мирской очень быстро привело наряду с Расколом Церкви к превращению народной веры в православный официоз, с обязательным ежегодным посещением исповеди, с уголовным преследованием за иноверие, с приравниванием царских дней к обязательным церковным праздникам.
Наконец,
настоящая пропасть между народом
и правящими классами, еще более
увеличившаяся в правление
Обличительного пафоса в трудах отечественных историков предостаточно, Царя-реформатора легко ругать, не труднее идеализировать. Гораздо труднее понять его сложную и противоречивую натуру и оценить масштабность его деяний даже спустя столько лет. Не будь Петра, не было бы выхода к Балтийскому морю, не было бы русской промышленности.
Итоги пути, пройденного дореволюционной исторической наукой в исследовании петровских преобразований, были подведены, в частности, в книге Е.Ф.Шмурло «Петр Великий в оценке современников».
Весьма
критично оценивал результаты реформ
Петра Ключевский, показывая несоответствие
между замыслами и
Еще более
усилил критические акценты в
отношении петровских реформ ученик
Ключевского П.Н.Милюков. В монографии
«Государственное хозяйство России
в первой четверти столетия и реформа
Петра Великого» и некоторых
других произведениях он развил мысль
о том, что реформы проводились
царем спонтанно, от случая к случаю,
под давлением конкретных обстоятельств,
без какой-либо логики и плана, были
«реформами без реформатора». Также он
упоминает о том, что только «ценой разорения
страны, Россия возведена была в ранг европейской
державы».
Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания коллег и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы – эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота).
Одним
из первых историков Петра I был И.И.
Голиков (1735–1801) – рыльский купец, который
собрал громадные по объему материалы
и опубликовал 12 томов “Деяний Петра Великого”
и 18 томов “Дополнений” к ним (см. любое
изд., напр.: Деяния Петра Великого. Т. I–XIV.
М., 1837–1841; в данной публикации тома издания
не соответствуют томам авторской рукописи,
отсюда разница в количестве томов).
Особое внимание Голиков уделял внутренней
политике и преобразованиям императора.
По содержанию этот труд – панегирик Петру,
а по методам работы – простая компиляция
всего известного автору без сколько-нибудь
серьезной научной критики.
Если Голиков весьма восторженно оценивал
Петра I, то Н.М. Карамзин, признавая этого
государя Великим, в то же время гораздо
осторожнее подошел к оценке его деятельности.
В “Записке о древней и новой России”
(Лит. учеба. 1988. № 4. С. 97–142) он довольно
сурово критикует преобразователя за
чрезмерное увлечение иностранным, стремление
сделать Россию Голландией. Жестокая ломка
старого быта и национальных традиций,
предпринятая Петром, по мнению историка
и писателя, далеко не всегда была оправдана.
В результате русские образованные люди
“стали гражданами мира, но перестали
быть, в некоторых случаях, гражданами
России”.
Совсем иначе подошел к теме петровских
преобразований видный историк и общественный
деятель М.П. Погодин (1800– 1875). Погодин
– убежденный защитник и даже апологет
петровских реформ. Первому российскому
императору он посвятил книгу “Семнадцать
первых лет в жизни императора Петра Великого”
(М., 1875) и обширную статью “Суд над царевичем
Алексеем Петровичем” (в кн.: Историко-критические
отрывки. Кн. 2. М., 1867. С. 275–408).
Гораздо дальше своего профессора (Погодин
возглавлял кафедру русской истории в
Московском университете) в изучении времени
Петра Великого пошел С.М. Соловьев. В “Истории
России” он посвятил этому времени пять
томов (см. любое изд., тома 14–18, в обоих
переизданиях советского времени это
книги VII–IX). Позднее историк выступил
в знаменитом зале Политехнического музея
с “Публичными чтениями о Петре Великом”
(см. любое изд., напр.: М.: Наука, 1984. 232 с.),
где в более кратком и доступном виде изложил
свои выводы. Оба названных труда являются
вершиной научного творчества историка,
где наиболее полно проявился его аналитический
талант и виртуозная работа с источниками.
С.М.Соловьев говорил: « Петровский период
- это эра ожесточенной борьбы между двумя
диаметрально противоположными принципами
государственного управления. Петровские
реформы – это радикальное преобразование,
страшная революция, рассекшая историю
России надвое. Реформы были вызваны исторической
необходимостью. У С.М.Соловьева реформы
Петра представлены в виде строго последовательного
ряда звеньев, составляющих всесторонне
продуманную и предварительно спланированную
программу преобразований, имеющую в своей
основе жесткую систему четко сформулированных
целевых установок: В этой системе даже
войне отведено заранее определенное
место в числе средств реализации общего
плана.
Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как, целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось, по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического вмешательства».
Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.
Давно замечено, что в этих двух работах
происходит перестановка ударений в
общей оценке петровских реформ. В “Истории
России” они оцениваются как “наша революция
начала XVIII в.”, когда “один человек, одаренный
небывалой силой, взял в свои руки направление
революционного движения, и этот человек
был прирожденный глава государства”
(Соч. Кн. 7. Т. 14. Гл. II. М., 1962. С. 440).
Н. И
Павленко, профессор, автор биографии
Петра, а также еще ряда книг о
царе-преобразователе и его
Петр I Н.И. Павленко – это в общем традиционный, устоявшийся в науке, восходящий к С.М. Соловьеву взгляд на царя-преобразователя. В рамках этого взгляда абсолютно превалируют положительные оценки, нет места для парадоксов, исторических сопоставлений и параллелей.
Совсем иначе попытался взглянуть на Петра Е.В. Анисимов в своей обобщающей книге «Время Петровских реформ» и специальной монографии «Податная реформа Петра I». Этот автор, признавая непреходящее значение петровских преобразований, ставит очень резонный и важный вопрос об их цене и последствиях. Он обращает внимание не только на «свет», но и на «тени» и самого преобразователя, и его реформ. Это попытка взглянуть на Петра холодно-объективно, без идеализации, но и без нарочитой несправедливой критики.
Совсем иначе смотрели на императора его противники. Одним из главных оппозиционных центров петровских преобразований стала Москва и современники Петра.
Как пишет
В.Я Уланов, «москвичи не узнавали
в Петре ни благоверного царя, ни
русского человека, ни православного
первенца русской церкви.
Оппозиция не могла в упор посмотреть
на странные дела Петра, не в состоянии
была умом обнять и освоить их». Очень
часто в речах москвичей можно было услышать,
что Петр не похож на настоящего царя,
что его предки так не поступали, что это
и не настоящий царь. Многие обвиняли его
в самозванстве, а некоторые и вовсе полагали,
что он – новоявленный антихрист.