Свод законов Российской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

По мнению М.М. Сперанского, фундаментом систематизации законодательства должен был стать Свод законов Российской империи.
Необходимость составления Свода Сперанский обосновывал «отсутствием у нас права самостоятельного судебного толкования законов», то есть тем, что большинство действующих законоположений в России представляли собой решения по конкретным делам. Поэтому Свод законов был призван по идее правоведа - создать твердую основу для издания новых законов.
Свод законов Российской империи . В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.
В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими.

Вложенные файлы: 1 файл

защита курсовой.doc

— 28.00 Кб (Скачать файл)

 

По мнению М.М. Сперанского, фундаментом систематизации законодательства  должен был стать Свод законов Российской империи.

Необходимость составления Свода Сперанский обосновывал «отсутствием у нас права самостоятельного судебного толкования законов», то есть тем, что большинство действующих законоположений в России представляли собой решения по конкретным делам. Поэтому Свод законов был призван по идее правоведа - создать твердую основу для издания новых законов.

Свод законов Российской империи . В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.

В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первой группе располагались Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны ( уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства(кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.).

В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре, о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

Среди первоочередных концептуальных проблем создания Основных 
законов выступал вопрос об их понимании в целом и отграничении от 
западноевропейских подходов в юриспруденции к восприятию основного закона как конституции, которая выступала как учредительный закон, 
устанавливающий государственный строй в странах, государственное 
устройство которых основано «на начале народного представительства». Это 
определяло форму правления - конституционная монархия или республика21. 
Сперанский идет по пути сложившегося в римском праве понимания термина 
«конституция» как «установление общее». Он подчеркивал, что «нет 
государства, в коем бы не было своих Основных законов», которые «в общем 
их составе именуются Государственным уставом (Constitutio)». В данном 
случае, используя термин римского права «constitutio», Сперанский 
использовал его перевод как «установление, предписание, норма, правило» в 
понимании общегосударственного закона23. Исходя из этих подходов, по 
мнению Сперанского, в России Основные государственные законы 
выступали отражением совокупности имеющихся в России осново- 
полагающих узаконений с изложением в систематизированном виде со- 
держащихся в них правовых положений относительно организации 
верховной государственной власти и ее функций. Это.

В рамках своих концептуальных подходов М.М. Сперанский определил 
прежде всего сущность («существо») Основных законов, указывая, что 
«Основные законы изображают порядок, коим власть верховная действует в законодательстве и в правлении; а как власть верховная не может 
принадлежать как только лицу державному, то, прежде всего, Основные 
Законы определяют порядок, коим лицо сие облекается верховною властью, 
и означают пространство его власти». К предметной сфере Основных 
Законов он отнес следующие вопросы: 1) сила и пространство верховной 
власти; 2) порядок наследия престола; 3) порядок законодательства; 4) порядок верховного правления»26. Этим Сперанский определил структуру 
Основных законов, которая была реализована на уровне создания 
одноименного раздела Свода законов Российской империи.

 

2 вопрос

Основные Государственные Законы Российской Империи - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России.

Глава первая. О существе Верховной Самодержавной Власти.

Глава вторая. О правах и обязанностях российских подданных

Глава третья. О законах.

Глава четвертая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий.

Глава пятая. О Совете Министров, Министрах и Главноуправляющих отдельными частями.

 

 


Информация о работе Свод законов Российской империи