Севск: история города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

Небольшой город - один из древнейших в области и центр современного сельскохозяйственного района - расположен на левом высоком берегу р. Сев при впадении в нее речки Марицы. Население на 1985 г. - ок. 13 тыс. человек. Когда-то полноводные, реки создавали хорошую естественную защиту, и на мысу, при их слиянии возникла крепость. Археологические исследования свидетельствуют о раннем заселении территории Севска. На правом берегу Сева, напротив современной центральной части города находилась стоянка человека бронзового века; на юго-восточной окраине - селище, относящееся к раннему железному веку. Городище на мысу при слиянии Сева и Марицы имеет более продолжительную историю.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 410.67 Кб (Скачать файл)

Реферат

Моя малая родина - Севск

Выполнила                        студентка первого курса  группы МБ-10-8                           Авраменко Дарья




 

 

 

 

Севск - история города

Небольшой город - один из древнейших в области и центр современного сельскохозяйственного района - расположен на левом высоком берегу р. Сев  при впадении в нее речки Марицы. Население на 1985 г. - ок. 13 тыс. человек. Когда-то полноводные, реки создавали хорошую естественную защиту, и на мысу, при их слиянии возникла крепость. Археологические исследования свидетельствуют о раннем заселении территории Севска. На правом берегу Сева, напротив современной центральной части города находилась стоянка человека бронзового века; на юго-восточной окраине - селище, относящееся к раннему железному веку. Городище на мысу при слиянии Сева и Марицы имеет более продолжительную историю. На этой территории, освоенной уже в раннем железном веке, в 11—13 вв. разместились укрепления древнерусского города, у подножия которого, вдоль рек и с материковой стороны, видимо, существовал посад.

Воскресенская и Ипатьевская летописи впервые упоминают "Севьско" в 1146 г., когда он входил в состав Чернигово-Северской земли. В 1185 г. жители Севска участвовали в воспетом в "Слове о полку Игореве" походе северского князя против половцев (город был в это время в составе Трубчевского княжества). Позднее он последовательно находился под властью Вщижского, Северского, Черниговского и, наконец, Брянского княжеств. О разрушении города крымскими татарами в 14 в. упоминалось в утраченных ныне рукописях Чолнского Трубчевского монастыря, в которых Севск был назван крепостью.

В 1356 г. в числе других брянских и черниговских городов Севск  был захвачен литовским князем Ольгердом. Часть земель, которая находилась в личном владении княжеской семьи и куда входил Севск, получила название Комарицкой (Комарницкой) волости. Под властью объединенного польско-литовского государства город находился около 150 лет. За это время сведения о нем в русских источниках не встречаются. Только после войны 1500-03 гг. Комарицкая волость и Севск вместе с северными землями отошли к Московскому княжеству.

В течение двух последующих веков  Севск - пограничная крепость Московского  государства. В царствование Ивана  Грозного город был еще более  укреплен, гарнизон усилен сторожевыми  казаками, которые создали здесь  отдельную Казачью слободу. В сер. 16 в. Севская крепость вошла в систему вновь созданных оборонительных "сторож" вдоль юго-восточных рубежей. Удобное местоположение способствовало созданию здесь сильной крепости, сыгравшей в истории России заметную роль.

В Смутное время жители города выступили  на стороне самозванцев. По некоторым  данным при Лжедмитрии I Севская крепость была поновлена. Лжедмитрии II подарил город Юрию Мнишеку (под именем Комарск). По Деулинскому перемирию 1618 г. Севск остался за Россией. Разрушенный и опустошенный город заселился вновь присланными служилыми людьми. В 1625 г. его население достигло почти 500 человек (200 стрельцов, 11 конных и 14 пеших казаков, 25 пушкарей, 11 воротников, затинщики, кузнецы, плотники и 112 "людей без бою"). По княжескому указу 1630 г. гарнизон был увеличен на 225 постоянно живущих так называемых "даточных людей" из близлежащих мест, а в 1632 г. число жителей города возросло еще на 100 человек из "отдаточных" городов, уступленных Польше по Поляновскому миру. В это же время здесь скапливается большое количество беглых из центральных областей России и из земель, подпавших под власть Польши. Свою слободу создали в Севске запорожские казаки.

В 1636 г. в 1,5 верстах от северо-восточной  окраины города был основан Спасо-Преображенский монастырь, долгое время выполнявший роль сторожевого пункта. Он расположился в равнинной местности, на левом берегу р. Сев, на Московском тракте. Первоначально все постройки монастыря (собор, кельи, ограда) были деревянными.

В 1630-е гг. были обновлены стены  и башни крепости. К строительству  были привлечены около 8000 плотников  и работных людей. И в дальнейшем, из-за непрекращающихся нападений с  запада и юга (в 1634 г. Севск пытались взять поляки, в 1646 и 1662 гг. его разграбили крымские татары) крепостные "сооружения приходилось часто восстанавливать. Около сер. 17 в. на месте, называемом "татарским побоищем", был основан Троицкий женский монастырь.

В 1654 г. после присоединения Украины  к России было введено деление  территории на полки или разряды, среди которых одним из крупнейших считался Севский полк. В 1667 г. после Андрусовского перемирия и почти повсеместного роспуска ратных людей Севску в ожидании войны с Турцией было приказано "жить сторожливо".

На севере, за р. Марица складываются слободы Пушкарная, Стрелецкая и Бобыльская (или Кобыльская), позднее объединившаяся со Стрелецкой. По переписным книгам 1677 г., кроме пушкарей (54 двора) в Пушкарной слободе жили дворяне и дети боярские, стрельцы и воротники (40 дворов). Церковь Воздвижения и расположенная к западу от нее в Бобыльской слободе церковь Михаила Архангела (впервые упоминаются в 1628 и 1639 гг.) определяли силуэт Замарицкой части города.

В 1681 г. после окончания войны  с Турцией часть стрелецких войск  была оставлена в Севске. А после  московского стрелецкого бунта 1683 г. в город и его окрестности  были высланы еще стрельцы с семьями, что в целом составило 4500 человек. Они поселились в Замарицкой части города, в Стрелецкой Кобыльской слободе, которая с этого времени стала называться Сухарева Стрелецкая слобода.

В 1686 г. в Севске был создан монетный двор, что свидетельствует о значении города в жизни государства. Здесь  чеканили русские монеты, которые  называли "чехами"; их использовали для торговых операций с западными  государствами и для платы  жалованья служилым людям. На севских "чехах" обозначено место чеканки - город Севск, а также титулы и имена двух юных правителей - Ивана и Петра Алексеевичей. Расположенный на оживленном торговом пути, Севск был известен как крупный торговый центр не только на Руси, но и в Польше и Гетманщине (Малороссии).

Покорение Азова в 1696 г. далеко отодвинуло от Севска южные рубежи Московского  государства. Но оставалась опасность  нападения с запада, и город  продолжали укреплять. Более половины его населения по-прежнему составляли служилые люди. В 1697 г. Петр I посылает для  ремонтных работ в Севской крепости "бранденбургского инженера". Видимо, в связи с этим в 1697-98 гг. было составлено подробное описание севских укреплений, которые состояли из Городка (также Малый, или Первый город), "Большого города" (он же Второй город) и Оболонья (посада).

Городок располагался на северной возвышенной  оконечности мыса и был отделен  от материковой части широким  рвом. Укрепления Малого города поднимались  над реками Сев и Марица на высоту 16-20 м и представляли собой деревянные стены с башнями, поставленные на земляном валу с бастионами по углам. Вал с юга и запада был укреплен "тарасами" или "иструбами" (засыпанными внутри землей срубами), рвы замощены "дубовым бревеньем". Все башни Городка (Пречистенская, Наугольная, Марицкая и две Глухие) были "рублены в замок" из дубовых бревен и соединены между собой двойными стенами, достигающими по периметру более 700 м. Внутреннее пространство крепости было небольшим. Здесь располагались склады пищевых и оружейных припасов, колодец с двумя чанами для хранения воды, и стояла также деревянная Знаменская церковь (известна с 1634 г.). В Городке, который по имени церкви называли также Знаменской горой, жилых домов не было. Высокие крепостные башни господствовали в окружающем ландшафте и над жилой застройкой, раскинувшейся в основном к северу и к югу от Малого городка. Главная Пречистенская башня - восьмиугольная, трехъярусная, крытая тесовым шатром, с караульным чердаком - поднималась на высоту 40 м. В северной стене крепости находились ворота, выводившие на Марицкие болота, через которые была проложена дорога на Московский тракт.

"Большой город" (территория  первоначального посада) был связан  с Городком крытым мостом "на  режах", начинавшимся от Пречистенской проездной башни. Укрепления, называемые в описи "острогом", состояли из "тарас" или одернованного вала, на которых был установлен остроконечный бревенчатый частокол с башнями. Одна из проездных башен - Стрелецкая, связанная с Пречистенской башней Киевской ул., - выводила на Путивльскую или Киевскую дорогу, другая - к Ямской слободе. Весь "Большой город" по форме был близок к овалу, вытянутому с запада на восток, и имел в окружности более 3 км. Киевская ул. делила этот Второй город на две части. К востоку от нее, в сторону р. Сев располагались близкие к регулярным кварталы Казачьей слободы с церковью Воскресения (изестна с 1634 г.), с западной стороны находился издавна известный здесь торг (Гостиная гора) с большим количеством лавок и группой церквей: Пятницкая, 1619 г.; в кон. 17 в. рядом с ней была поставлена деревянная Знаменская церковь; Успенская соборная (впервые упоминается в 1646 г. в переписной книге, составленной князем Мещерским). Обновленная в 1683 г. церковь Успения имела пятистенный алтарь, галерею, остекленные окна в оловянной оправе и тесовую кровлю. В соборной церкви хранились два полковых знамени, одно из которых (1692) в настоящее время находится в Государственном Историческом музее. На Гостиной горе размещались также караульная изба, воеводский двор, дома духовенства и приказных людей. За торгом, около Никольской церкви (1619), находилась Наугородняя Стрелецкая слобода. Располагавшийся около Стрелецкой башни Троицкий монастырь был обнесен ольховым частоколом.

В 17 в. границы города намного раздвинулись. На юге за острожной стеной "Большого города" возникла самая значительная часть Севска, так называемый Третий город или Оболонье (посад). В основе его находилась Новоселебная слобода, к которой вскоре примкнули слободы Солдатская (с запада), Казачья (с юга) и Ямская (с востока). Слободы расположились по обе стороны Киевского тракта и в 1688 г. здесь появляется свой "собственный" композиционный акцент - Казанская церковь, поставленная в геометрическом центре Оболонья, на пересечении основных слободских улиц, недалеко от реки, которая крутой излучиной вдавалась в посадскую территорию. Обнесенный рвами и валами Третий город образовывал в плане треугольник с ломаными линиями сторон, усеченная вершина которого находилась у речки Марицы, где Оболонье и "Большой город" соединялись острогом.

В 1698-1700 гг. по чертежам крупнейшего  московского зодчего Осипа Старцева было построено первое каменное здание Севска - "церковь Знамения, что на казенном малом городке", - в духе "нарышкинского" барокко по типу восьмерик на четверике. За третьей линией укреплений, у главных проездных ворот Оболонья в 1701 г. была сооружена деревянная церковь Петра и Павла. Вокруг нее разместились 200 дворов впервые упоминаемой в связи со строительством церкви Новоселебной солдатской слободы. В нач. 18 в. южнее города на берегу речки Сосница возникла еще одна слобода, где жили "служилые" люди, обучавшиеся новому военному искусству, - рейтары и драгуны (ныне д. Рейтаровка).

В 1708 г. во время Северной войны  еще раз проводятся серьезные  работы по укреплению старых валов  и стен Городка и "Большого города". Земляной вал последнего был повышен  и укреплен бастионами, старые башни  при этом сохранили. Инженерными  работами ведал иностранный инженер  Вилим Фробоз, а "по наряду" работал Василий Корчмин. На строительстве было занято 2471 человек и 980 подвод, собранных со всей Комарицкой волости. В память о победе в Северной войне на одной из стен каменной Знаменской церкви была выполнена огромная фреска, изображающая Полтавскую битву (существовала до нач. 19 в.).

По данным переписи 1711 г., население  Севска насчитывало 8336 человек, дворов было 2007. Кроме военной службы жители занимались земледелием, скотоводством, торговлей, ремеслами и ямским промыслом. В городе, расположенном на старинном  тракте, издавна существовал "ям" (слобода, крестьяне которой поставляли своих лошадей для "почтовой гоньбы"). По переписи 1711 г., в Ямской слободе  Оболонья проживало более 1500 человек. В новой слободе того же названия, возникшей в нач. 18 в. близ северной окраины города, вдоль дороги на Стародуб, в 1707 г. числилось 30 дворов ямщиков, а в 1722 г. - уже 200 (ныне с. Новоямское). В Сухаревой Стрелецкой слободе в 1711 г. насчитывалось 1510 жителей и 464 двора.

В переписи отмечено хорошее состояние  крепостных сооружений, церквей, общественных и жилых зданий города, подчеркнуто  значение торга. Повышенная относительно остального посада, территория торга (Гостиная гора) была выявлена в панораме Севска группой церквей: соборной Успенской, Пятницкой, Знаменской и Никольской, которые служили своеобразным обрамлением торговой площади, производившей на современников большое впечатление. Один из них, священник Иоанн Лукьянов в своих воспоминаниях писал: "Град Севск стоит на реке Севе, град деревянный; другой острог дубовый, третий земляной; град хороший Севск вельми; ряд и торги хороши, а люди в нем живут все служилые, мало посадских, и московские есть стрельцы...". В 1713 г. территория Спасо-Преображенского монастыря была обнесена каменной оградой с башнями, начато возведение каменного собора Спаса Преображения с теплым приделом Ильи Пророка (освящен в 1717 г.) и келейного корпуса. Несмотря на некоторую удаленность от города, монастырский ансамбль играл существенную роль в общей пространственной композиции, зрительно объединяясь с каменным храмом "Знамения, что на Городке". 

 

Большой пожар 1718 г. уничтожил почти  весь "Большой город", его стены  и башни, все казенные здания, многие "лавки в рядах и харчевни", жилые дома "без остатку" и две церкви - Пятницкую и Знаменскую. С этого времени крепостные сооружения постепенно приходят в запустение. Пятницкая церковь была возобновлена в 1720 г., а Знаменская — в 1724 г.

В 1727 г. Севская провинция переходит в подчинение Белгородской губ. В 1729 г. утверждается герб города -"один сноп золотой ржаной на зеленом месте; поле синее", - который отныне помещается на полковых знаменах.

В 1779 г. в связи с реорганизацией административного устройства России Севск становится уездным городом. За полстолетия город изменился незначительно. Из каменных сооружений известны соборная церковь Успения, построенная в 1749 г., церковь Вознесения, сооруженная в стиле барокко, в 1765 г. вместо Воскресенской церкви в Казачьей слободе "Большого города", и соборный храм Троицкого монастыря, возведенный в 1760-61 гг. в духе украинского барокко. Между 1782 и 1790 гг. построена нынешняя колокольня Троицкого собора. В 1774 г. деревянная Знаменская церковь была продана вместе с колокольней в с. Столбище Дмитровского уезда, а на месте Пятницкой церкви заложили новую каменную Скорбященскую. По преданию, она не была доведена до конца, а кирпич от разборки употреблен на строительство в 1801-09 гг. нового Успенского собора. В нач. 20 в. во время проведения дорожных работ была обнаружена закладная табличка с именами строителей Скорбященской церкви - Егора Иванова, Петра Васильева и Герасима Михеева. На месте находки поставлена Александровская часовня.

Информация о работе Севск: история города