Символическое событие в истории России X-XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:22, сочинение

Краткое описание

Вспомним, что в языческой Руси силу неписаного закона имел один обычай. Регулирование социально-экономических отношений происходило чуть ли не по варварским обрядам: была крайне распространена кровная месть и человеческие жертвоприношения. Однако крещение Руси и введение славянской письменности создали почву для записи законов. Ярослав Мудрый был первым из киевских правителей, кто задался целью урегулировать беспорядочные отношения в государстве. Его «Древнейшая Правда» содержала 17 статей. Ими предусматривалось наказание за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др. Этим законом просвещенный князь ограничил кровную месть, заменил ее штрафом (вирой).

Вложенные файлы: 1 файл

эссе.docx

— 15.59 Кб (Скачать файл)
 
 

Символическое событие в истории России X-XV вв.

Вам приходилось  когда-нибудь слышать об игре «испорченный телефон»? В ней ведущий шёпотом  говорит на ухо другому игроку слово или фразу, а тот передает ее по цепочке. Кто-то что-то не расслышал, кому-то что-то показалось … И вот уже слово, которое приходит к последнему игроку, звучит совсем по-другому. А теперь представьте страну, в которой существуют только устные законы, не закрепленные ни одним документом. Вполне логично рассуждать о том, что они так же, как и в детской игре, изменяются и искажаются, переходя  из уст в уста. Поэтому символическим событием в истории России X-XV вв. я считаю появление в 1016 году первого писаного закона, «Русской Правды». Он упорядочил имеющиеся на тот момент правила и нормы, объединив в себе одновременно традиции и новшества.

Вспомним, что в языческой Руси силу неписаного закона имел один обычай. Регулирование социально-экономических отношений происходило чуть ли не по варварским обрядам: была крайне распространена кровная месть и человеческие жертвоприношения. Однако крещение Руси и введение славянской письменности создали почву для записи законов. Ярослав Мудрый был первым из киевских правителей, кто задался целью урегулировать беспорядочные отношения в государстве. Его «Древнейшая Правда» содержала 17 статей. Ими предусматривалось наказание за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др. Этим законом просвещенный князь ограничил кровную месть, заменил ее штрафом (вирой). Согласитесь, такая система приближала Киевскую Русь к цивилизованному правовому государству, так как первый свод законов выражал интересы всего общества в целом. Он поддерживал порядок внутри страны, карал за уголовные преступления, насилие против личности, защищал права собственности. Можно сказать, что с появлением Русской Правды наше общество встало на путь прогресса.

А теперь, чтобы лучше представить действие «Древнейшей Правды», мысленно перенесемся в то далекое время. К примеру, боярин в приступе ярости случайно задушил холопа. По идее, без регулирующих законов правосудия, этот случай мог бы остаться и незамеченным. Даже такое распространенное на тот момент явление как самосуд, не стало бы применяться в данной ситуации. С появлением Русской Правды появляется четкая система наказаний, по которой боярин обязан был бы выплатить за совершенное преступление денежный штраф в Государственную Казну в размере двух гривен. Хоть для него эта сумма была и не велика, в следующий раз он будет думать, стоит ли ему убивать холопа. Именно такими мерами первый писаный закон регулировал общественные отношения. Ведь, как говорится, «что написано пером, не вырубишь топором».

Таким образом, Русская Правда является наиболее крупным памятником древнерусского права, сохранившим свое значение и  в последующие периоды истории. Можно с уверенностью сказать, что  появление этого свода законов стало символическим событием не только для Киевской Руси, но и для всей истории России.

Информация о работе Символическое событие в истории России X-XV вв