Скандинавские источники о Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:29, доклад

Краткое описание

Доклад посвящен анализу истории Древней Руси, а также русско-скандинавских отношений в освещении скандинавских источников эпохи средневековья.

Вложенные файлы: 1 файл

Скандинавские источники.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Доклад  на тему

    «Скандинавские  источники о Древней  Руси» 
 

                  студентки исторического  факультета

                  группы И-105

                  Пупкиной Марии  Ивановны 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

                                                   Самара, 2008 
 
 

     Настоящий доклад составлен с опорой на исследовательские работы историка Джаксон Т.Н. «Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети 10 – первой половины 11 в.» и «Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках».

    Скандинавские письменные памятники представляют собой одну из самых больших групп среди иностранных источников, содержащих сведения по истории Древней Руси. В их число входят скальдические стихи1, рунические надписи2, историографичесие сочинения, исландские саги – родовые, королевские, о епископах, о древних временах, жития святых, исландские географические сочинения, исландские анналы. За исключением рунических надписей (по преимуществу шведских) и отчасти саг о древних временах, эти сочинения принадлежат к исландско-норвежскому, или западно-скандинавскому кругу.

      Скальдическая поэзия – поэзия устная. Древнейшие памятники ее, дошедшие до нас, относятся к первой половине 9в. Принято считать, что возникший, вероятнее всего, как усложнение эддического стиха, жанр к этому времени уже вполне оформился и до своего отмирания в конце 13в. практически не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Скальдические стихи сочинялись обыкновенно по свежим следам события его очевидцами или современниками. Большей частью это были хвалебные песни, которые сообщали имя и род прославляемого, рассказывали о числе выигранных им битв, о его героизме и подвигах. Отдельные строфы (висы) сохранились в сагах записи 12-13 вв. Около 40 скальдических строф содержат восточно-европейские топонимы и сообщают о путеществиях (военных и мирных) скандинавских ярлов3 или конунгов в земли, лежащие за Балтийским морем. Стихи скальдов признавались вполне достоверным историческим источником уже в 13в. – в этом качестве они цитировались в исландских королевских сагах. Современные исследователи видят в них источник саг и относятся к поэтическим вставкам с большим доверием, нежели к самим сагам, что объясняется, в первую очередь тем, что трудный стихотворный размер, своеобразный порядок слов и сложный поэтический язык практически исключали возможность искажений, дополнений итп в момент бытования скальдических стихов в устной традиции и в момент их письменной фиксации.

      Рунические  надписи на мемориальных стелах относятся к промежутку времени с конца 10 по конец 11а. Надписи, связанные с восточной Европой, встречаются в основном в Швеции. Запись, предельно лаконичная по содержанию, в основном современна упоминаемым в ее тексте событиям (военному походу, битве, торговой сделке). При потенциально высокой степени достоверности такого источника возможно непреднамеренное искажение информации при интерпретации конкретного текста.

      Исландско-норвежская историография 12-13вв. начинается с латиноязычного сочинения Сэмунда Сигфуссона и исландского жизнеописания норвежских конунгов Ари Торгильссона, составленных прежде самого раннего дошедшего до нас сочинения этого жанра – «Книги об исландцах», - написанной Арии в 1122-1123гг. Сюда примыкают имеющиеся лишь в поздних рукописях две латиноязычные хроники 12в. – анонимная «История Норвегии» (ок. 11700 и «История о древних норвежских королях» монаха Теодорика (1177 – 1180гг.). первые два сочинения основываются преимущественно на устной традиции, в то время как два последних восходят не только к ним, но также к «Деяниям епископов гамбургской церкви» Адама Бременского («История Норвегии») и к несохранившемуся «Catalogus Regum Norwagiensium» («История» Теодорика). Сведения о Восточной Европе здесь скупы и отрывочны: они касаются некоторых событий из жизни на Руси четырех норвежских конунгов.

      Исландские  географические сочинения частично восходят ко второй половине 12в., но древнейшие из сохранившихся рукописей относятся к первой половине 14в. Оригинальные сведения о территории Восточной Европы содержатся в общих описаниях Земли, причем все они восходят к местной традиции,  отражающей знакомство скандинавов с восточноевропейским ркгионом. Содержащаяся здесь информация (перечни земель, городов и рек) не подвержена преднамеренному искажению, хотя и имеет ряд особенностей, обусловленных характером накопления информации и происхождением трактата.

      Анналы начали записываться в Исландии с конца 13в., однако все дошедшие до нас тексты не старше 1300г. Тем не менее все они восходят к одной общей редакции, значительная часть информации которой так или иначе воспроизводится в каждом тексте. Они имеют единую хронологическую систему и общие источники. Основным источником сведений по ранней истории Норвегии и Восточной Европы послужил для анналов свод королевских саг – «Круг земной» Снорри Стурлусона (ок. 1230г.). Анналы дают несколько дат, относящихся к пребыванию на Руси конунгов Олава Трюггвасона и Олава Харальдссона, а также дату брака Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерд.

      Саги – прозаический нарративный жанр, возникший и получивший развитие только в пределах Скандинавии, и в первую очередь Исландии. Началом записи саг считается середина 12в. Саги создавались и записывались преимущественно во второй половине 12-13в., но сохранились в значительно более поздних рукописях. Жанр завершил свое существование на рубеже 13-14вв.  До нашего времени ведутся дискуссии о форме и важности устной традиции, на которой основаны саги. Наиболее гибкая позиция сводится к тому, что авторы саг использовали письменные источники, дополнительные устные источники, свое собственное воображение и, кроме того, свои собственные слова, но рамки рассказа были заданы им традицией, и вдохновляющая идея саг была в конечном счете устной. Современные исследователи, основываясь на тематико-хронологическом принципе, выделяют «королевские саги», или «саги о норвежских конунгах4», посвященные истории Норвегии с древнейших времен до конца 13в.; «родовые саги», или «саги об исландцах», описывающие историю исландских родов с момента заселения Исландии в конце 13в.; «саги о древних временах» (подразделяемые на героические, приключенческие и викингские) – повествования о событиях в Скандинавии до конца 9в.; «саги о епископах», т.е. жизнеописания исландских епископов; комплекс саг о событиях в Исландии в 12-13вв. и проч. Саги содержат наибольший объем информации о Восточной Европе и в частности о Древней Руси. Это – сведения о политических, торговых и культурных связях Руси и скандинавских стран. В силу кажущейся объективности саг их известия нередко принимаются за вполне достоверные. Однако, саги отличает синтез правды и вымысла, и вероятность обнаружения в них абсолютно достоверных известий чрезвычайно мала. Наибольшего доверия заслуживают те данные саг, которые подтверждаются ссылками на скальдов 9-11вв. Стержнем, вокруг которого строится повествование, является жизнь того или иного персонажа или правление конунга, при этом сообщения источников нередко находятся в противоречии. Приурочение событий, описываемых в сагах, к хронологии общеевропейской истории достигается преимущественно их сопоставлением с нескандинавскими источниками. Хронологический разрыв между описываемыми событиями и временем фиксации саг сказывается в том, что сведения, не менее века бытовавшие в устной традиции, подвергались значительной трансформации и литературной обработке. Это приводило, среди прочего, к модернизации в сагах более ранней истории.

      От  Норвегии, и тем более от Исландии, Древняя Русь находилась на весьма большом отдалении, что создавало  известные трудности в поступлении  точных сведений о событиях на Руси на далекий Север. Тем не менее пребывание на Руси скандинавских правителей, их дружинников и их скальдов, двусторонние русско-скандинавские политические, экономические и прочие контакты не могли не оставить в источниках свой след. Вопреки односторонней ориентации интереса, когда «положительные данные» в источниках (в сагах по преимуществу) относилась только к скандинавским странам, когда история писалась pro domo sua (для своего дома), в разножанровых произведениях древнескандинавской письменности сохранилась самая разнообразная информация о Древней Руси.

      Многочисленные  формы, в которые облечена информация о Руси (от развернутых повествований  до «точечных» упоминаний); разнообразен характер информации (прямая, косвенная). Древнескандинавские источники, в отличие от русских летописей, не дают и не могут дать цельной картины русской истории за несколько столетий, и тем не менее их данные заслуживают безусловного внимания.

      Далее речь пойдет подробнее о той информации о Древней Руси, которая содержится в различных скандинавских источниках. Основная часть материала соотносится с раннефеодальным периодом русской истории (10-конец 11в.), с временем формирования относительно единого государства. Информация содержится по преимуществу в сагах и касается княжения двух правителей: это – Владимир Святославич, великий князь киевский, 978 – 1015гг. (в скандинавских источниках Вальдамар) и Ярослав Владимирович Мудрый, князь новгородский в 1010 – 1016гг., великий князь киевский в 1016 – 1018, 1018/1019 – 1054гг.( в скандинавских источниках Ярицлейв). К более раннему времени относятся сведения саг, скальдических стихов и рунических надписей о походах дружин скандинавских викингов по «Восточному пути» в Восточную Прибалтику и на север в Беломорье. Небольшое количество известий приходится на период феодальной раздробленности, на конец 11 – 2 половину 13в. Большей частью это – включенные в генеалогии датских конунгов сведения о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в 11 – 1 половине 12в., и некоторые данные о времени правления великого князя Александра Невского (1250 – 1263гг.).

      Прежде  всего следует сказать, что в скандинавских источниках Русь именуется Гардарики. Существует несколько точек зрения на точный перевод этого названия на русский язык, но большая часть исследователей полагает, что Гардарики переводится как «страна городов», от древнескандинавского «гардар», означавшего крепости и укрепления, возводимые скандинавами на территории славянского населения.

      Политические  связи. Скальдические стихи и королевские саги сохранили уникальную информацию о пребывании на Руси четырех норвежских конунгов: Олава Трюггвасона (в 977 – 986гг.), Олава Харальдссона (с 1029 по 1030г.), Магнуса Олавссона (с 1029 по 1035г.) и Харальда Сигурдарсона (в нач 1030х и в 1043 – 1044гг.). Уникальность ее определяется тем, что русские источники, знающие скандинавов на Руси, не называют имен норвежских конунгов, находившихся здесь на службе, и не упоминают воспитывавшихся здесь сыновей конунгов. То, что в это время на Руси находят пристанище четыре норвежских конунга, бежавшие сюда после поражения в борьбе за власть у себя на родине, свидетельствует об активном участии Руси в политической жизни Скандинавии.

      Матримониальные связи. В значительной мере уникальны сведения древнескандинавских источников о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в 11 – 1 пол 12в. Ни один из русско – скандинавских браков не упоминается в древнерусских источниках. Сведения о целом ряде браков – Ярослава Мудрого и Нигигерд, дочери Олава Шведского (1019г.); их дочери Елизаветы и Харальда Сигурдарсона (ок. 1044в.); внука Ярослава Мудрого, Владимира Всеволодовича Мономаха и Гиты, дочери Харальда Английского (ок. 1074 – 1075гг.); сына Мономаха, Мстислава (по сагам, Харальда) и Кристин, дочери Инги Стейнкельссона, шведского конунга (ок. 1095г.); дочери Мстислава – Мальфрид и норвежского конунга Сигурда Крестоносца (ок. 1111г.), а затем – датского конунга Эйрика Эймуна (1133г.); другой дочери Мстислава, Ингибьёрг и датского конунга Кнута Лаварда; их сына Вальдемара Датского и Софии, дочери минского князя Володаря  Глебовича (1154г.) – содержатся (помимо исландско – норвежских источников) в «Деяниях епископов гамбургской церкви» Адама Бременского и в нескольких средневековых датских источниках. Наличие этого материала в источниках весьма показательно: если саги, анналы и хроники, направленные на возвеличение скандинавских конунгов, ставят в один ряд с ними «конунгов» русских, значит, известность и влияние последних в Северной Европе были велики. Матримониальные династические связи русского княжеского рода с королевскими фамилиями Скандинавии свидетельствуют, с одной стороны, о широте внешнеполитических сношений Руси и о ее активной внешней политике, а с другой стороны – о могуществе средневековой Руси, к союзу с которой стремились скандинавские страны. Кроме того, этот материал указывает на то, что политические отношения Руси с рядом скандинавских стран в 11 – 12вв. были мирными, дружественными.

      Варяги  на службе у русских  князей. Скандинавские источники сохранили сведения о вовлечении какой-то части скандинавов во внутреннюю жизнь древнерусского общества, и в первую очередь – в войско князя в качестве профессиональной военной силы. В королевских сагах есть сведения о предводительстве Олава Трюггвасона и Харальда Сигурдарсона в войске князя (Владимира и Ярослава соответственно). При том, что нет данных, способных подтвердить прямую информацию саг, т.е. тот факт, что именно названные норвежцы стояли во главе древнерусского войска, содержащаяся в этих известиях косвенная информация сомнения не вызывает, поскольку верифицируется русскими источниками. Русские князья вплоть до 11в. нанимали к себе на службу дружины викингов и заключали с их предводителями своего рода коллективный договор, на что указывают и летописи, и саги.

Информация о работе Скандинавские источники о Древней Руси