Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:26, доклад
Первое в России закрытое женское учебное заведение для дворянского сословия, положившее начало женскому образованию. Основано по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II от 5 мая 1764. Располагалось в кельях Воскресенского Смольного монастыря (архитектор Ф. Растрелли), с 1809 – в специальном новом здании, построенном по проекту архитектора Дж. Кваренги (Смольном институте). Через год после основания Воспитательного общества Екатерина II повелела открыть в его составе училище для девочек мещанского звания (с 1840 – Александровское женское училище, с 1865 – Александровский женский институт).
Смольный институт благородных девиц
Первое в России закрытое женское
учебное заведение для
Устав общества, написанный И.И. Бецким, устанавливал полный регламент его деятельности: правила о воспитании, учении и молитвах; пище и форме, праздничных собраниях, должности начальницы и правительницы, положение о попечителях, каковыми должны быть четыре сенатора. В основе системы воспитания и учебной программы лежали педагогические воззрениями И.И. Бецкого, сформированные им под влиянием западноевропейской просветительной философии. Этим воззрениям сочувствовала и Екатерина II.
Воспитательное общество было рассчитано на содержание 200 девиц «благородного звания». Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 «возраста» по 3 года каждый. Первый прием девочек в возрасте от 4 до 6 лет состоялся в августе 1764.
Жизнь в заведении отличалась простотой
и сообразовывалась с требованиями
гигиены. Девочек учили Закону Божьему,
русскому и иностранным языкам, арифметике,
рисованию, танцам, музыке и рукоделию.
Во 2-м возрасте прибавлялись история
и география, в 3-м – словесные
науки, скульптура, архитектура, геральдика,
физика, токарное дело. Воспитанницы последнего
возраста по очереди назначались
в младший класс для
Обычной платой за содержание воспитанниц
было 300 рублей в год, но за отдельных
воспитанниц платили
На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Смолянки первых выпусков вспоминали о годах пребывания в заведении, как о счастливейшем времени в своей жизни.
Воспитательное общество находилось в ведении самой императрицы, которая уделяла учреждению много внимания, давала указания начальницам, входила в подробности жизни. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.
Выпускные экзамены 1-го набора состоялись в апреле 1776. 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены Золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко Двору. Тогда же из казны была выделена сумма в 100 000 рублей, выделяемая на приданое бедным выпускницам.
В 1797, вскоре после смерти Екатерины II, Павел I поручил управление Воспитательным обществом своей супруге – императрице Марии Федоровне. В 1797–1802 начальницей заведения была Е. А. Пальменбах (урожд. бар. Черкасская).
Императрица Мария Федоровна в значительной мере реформировала режим и учебную программу заведения. Высокие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, были заменены узко-практическими, чисто женскими. Воспитанницы благородного звания, которые теперь принимались с 8–9 лет и обучались 9 лет, были строго отделены от учениц Мещанского училища, ибо было сочтено, что «обязанности и назначение мещанок во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц». В учебной программе особое место занял Закон Божий.
В 1802 начальницей заведения
В 1802, в связи со значительным увеличением числа воспитанниц, был построен большой корпус с двумя столовыми залами и с дортуарами в верхнем этаже (архитектор А. Порто), а в 1809 заведение переехало в здание, возведенное к югу от монастыря Дж. Кваренги, с огромными дортуарами и классными комнатами. Старшие и младшие девочки жили и учились в разных концах огромного здания, не общались, имели разные рекреации, в разное время ходили в столовую, церковь и спальни. В 1812 тут же было создано бесплатное отделение для «военных сирот» на 100 вакансий с урезанным курсом обучения, затем в нем призревали жертв наводнения 1824 года.
В 1848 при заведении был открыт
педагогический класс, выпускницы которого
становились уже не классными
дамами, а учительницами. Многие пансионерки
поступали по спискам и обеспечению
военных и гражданских
Ежегодно летом больных
С воцарением Александра II и Марии
Александровны в Смольном начались
изменения. В 1859 по указанию императрицы
инспектором обоих учебных
Создание Смольного института положило
начало женскому среднему образованию
в России. К 19 веку институт стал замкнутым
привилегированным учебным заведением,
в котором особое предпочтение отдавалось
всему иностранному, воспитанницам прививались
светские манеры, набожность, сентиментальность
и преклонение перед царской фамилией.
Вплоть до 1917 года институт оставался
одним из наиболее консервативных учебных
заведений. В 1917 году институт был закрыт,
а после Октябрьской революции в Смольном
сформировалось новое правительство:
Совет Народных Комиссаров во главе с
В.Лениным. С тех пор это здание занимают
различные структуры власти. Имеется ряд
музейных экспозиций, отражающих всю историю
Смольного.