Смольный институт благородных девиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:26, доклад

Краткое описание

Первое в России закрытое женское учебное заведение для дворянского сословия, положившее начало женскому образованию. Основано по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II от 5 мая 1764. Располагалось в кельях Воскресенского Смольного монастыря (архитектор Ф. Растрелли), с 1809 – в специальном новом здании, построенном по проекту архитектора Дж. Кваренги (Смольном институте). Через год после основания Воспитательного общества Екатерина II повелела открыть в его составе училище для девочек мещанского звания (с 1840 – Александровское женское училище, с 1865 – Александровский женский институт).

Вложенные файлы: 1 файл

Смольный институт благородных девиц.docx

— 17.94 Кб (Скачать файл)

Смольный институт благородных  девиц

 

Первое в России закрытое женское  учебное заведение для дворянского  сословия, положившее начало женскому образованию. Основано по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II от 5 мая 1764. Располагалось  в кельях Воскресенского Смольного  монастыря (архитектор Ф. Растрелли), с 1809 – в специальном новом здании, построенном по проекту архитектора  Дж. Кваренги (Смольном институте). Через  год после основания Воспитательного  общества Екатерина II повелела открыть  в его составе училище для  девочек мещанского звания (с 1840 –  Александровское женское училище, с 1865 – Александровский женский  институт).

Устав общества, написанный И.И. Бецким, устанавливал полный регламент его  деятельности: правила о воспитании, учении и молитвах; пище и форме, праздничных собраниях, должности  начальницы и правительницы, положение  о попечителях, каковыми должны быть четыре сенатора. В основе системы  воспитания и учебной программы  лежали педагогические воззрениями  И.И. Бецкого, сформированные им под  влиянием западноевропейской просветительной  философии. Этим воззрениям сочувствовала  и Екатерина II.

Воспитательное общество было рассчитано на содержание 200 девиц «благородного  звания». Обучение продолжалось 12 лет  и делилось на 4 «возраста» по 3 года каждый. Первый прием девочек в  возрасте от 4 до 6 лет состоялся в  августе 1764.

Жизнь в заведении отличалась простотой  и сообразовывалась с требованиями гигиены. Девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история  и география, в 3-м – словесные  науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались  в младший класс для практического  ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и  с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными  прогулками, играми на свежем воздухе  или в залах. Воспитанницы учились  круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились  экзамены. Стол был простой и здоровый, состоял, главным образом, из мяса и  овощей; пили только молоко и воду. Ученицы  были обязаны носить особые форменные  платья определённого цвета: в младшем  возрасте – кофейного, во 2-м –  голубого, в 3-м – серого и в  старшем возрасте – белого (по преданию фасон платья нарисовала Екатерина II). Классные дамы обязаны были поступать  с воспитанницами с благоразумием  и кротостью. Наказаний предписывалось избегать, допускались только «увещания» провинившихся. По первому уставу родители посещали дочерей только в назначенные  дни с позволения начальницы –  заведение должно было полностью  заменить семью.

Обычной платой за содержание воспитанниц  было 300 рублей в год, но за отдельных  воспитанниц платили значительно  больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки  частных лиц – ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем.

На торжественные собрания и  любительские театральные представления  приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и  гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Смолянки первых выпусков вспоминали о годах пребывания в заведении, как о счастливейшем  времени в своей жизни.

Воспитательное общество находилось в ведении самой императрицы, которая уделяла учреждению много  внимания, давала указания начальницам, входила в подробности жизни. Она дозволяла воспитанницам  писать ей письма, при посещениях знакомилась  с постановкой учебного и воспитательного  процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах  и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.

Выпускные экзамены 1-го набора состоялись в апреле 1776. 12 лучших учениц по высочайшему  указу были награждены Золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой  вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте  с золотыми полосками), пожизненную  пенсию и были определены ко Двору. Тогда же из казны была выделена сумма в 100 000 рублей, выделяемая на приданое бедным выпускницам.

В 1797, вскоре после смерти Екатерины II, Павел I поручил управление Воспитательным обществом своей супруге –  императрице Марии Федоровне. В 1797–1802 начальницей заведения была Е. А. Пальменбах (урожд. бар. Черкасская).

Императрица Мария Федоровна в  значительной мере реформировала режим  и учебную программу заведения. Высокие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, были заменены узко-практическими, чисто женскими. Воспитанницы благородного звания, которые теперь принимались с 8–9 лет и обучались 9 лет, были строго отделены от учениц Мещанского училища, ибо было сочтено, что «обязанности и назначение мещанок во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц». В учебной программе особое место занял Закон Божий.

В 1802 начальницей заведения назначили  вдову полковника Ю. Ф. Адлерберг, по инициативе которой в следующем году открылся пепиньерский класс для подготовки классных дам младших и средних классов из числа лучших и беднейших воспитанниц.

В 1802, в связи со значительным увеличением  числа воспитанниц, был построен большой корпус с двумя столовыми  залами и с дортуарами в верхнем  этаже (архитектор А. Порто), а в 1809 заведение  переехало в здание, возведенное  к югу от монастыря Дж. Кваренги, с огромными дортуарами и классными  комнатами. Старшие и младшие  девочки жили и учились в разных концах огромного здания, не общались, имели разные рекреации, в разное время ходили в столовую, церковь и спальни. В 1812 тут же было создано бесплатное отделение для «военных сирот» на 100 вакансий с урезанным курсом обучения, затем в нем призревали жертв наводнения 1824 года.

В 1848 при заведении был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились уже не классными  дамами, а учительницами. Многие пансионерки  поступали по спискам и обеспечению  военных и гражданских ведомств. На штатные вакансии принимали дочерей  лиц, имеющих чины не ниже полковника и статского советника, пансионерками  – только дворянок, вписанных в V и VI части дворянской книги. Плата  за обучение в это время составляла 350 рублей в год, но за многих пансионерок  платили министерства и ведомства, где служили их отцы.

Ежегодно летом больных воспитанниц  бесплатно отправляли на лечение  в Старую Руссу, в санаторий доктора  Вельса. Зимой, воспитанницы посещали Эрмитаж, Публичную библиотеку, выставки в Академии художеств, Ботанический сад, Таврический дворец, промышленные выставки. Десять лучших выпускниц, награждаемых шифрами, ездили с начальницей и  классными дамами на специальную  церемонию в Зимний дворец, где  их представляли императору.

С воцарением Александра II и Марии  Александровны в Смольном начались изменения. В 1859 по указанию императрицы  инспектором обоих учебных заведений  был назначен выдающийся педагог  К. Д. Ушинский, с которым пришли его  единомышленники – В. И. Лядов, Н. В. Белоконов, В. И. Водовозов и др. Он изменил учебные планы, ввел преподавание отечественной литературы и расширил курс естественных наук. Были уравнены курсы обучения на «благородной половине» и в Александровском училище. Для обоих учебных заведений был устроен общий педагогический класс. Прием и выпуск с этих пор производили каждый год, учредили каникулы. В 1862 Ушинский был вынужден покинуть заведение из-за интриг и доносов. С 1839 начальницей заведения была М. П. Леонтьева (вдова ген.-майора, выпускница 1809 года), которая поддерживала нововведения Ушинского в системе преподавания, а также организовала в Смольном первый в России специализированный детский лазарет. В 1864 за заслуги в воспитании она была пожалована в статс-дамы. В 1865 Александровское училище отделили и объявили самостоятельным Александровским институтом благородных девиц 2-й категории.

 Создание Смольного института положило начало женскому среднему образованию в России. К 19 веку институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. Вплоть до 1917 года институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.  
 


Информация о работе Смольный институт благородных девиц