Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:31, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть основные особенности советской политической системы в 30 – 50 гг., а также раскрыть государственную деятельность Сталина.
Для решения поставленной цели мною были поставлены и следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие тоталитарного режима и его признаки.
2.Проанализировать основные причины завершения формирования аппарата принуждения. Репрессии.
3.Проанализировать основные причины искоренения организованной оппозиции. Политические процессы.
4.Рассмотреть Конституцию СССР 1936 г.
5.Охарактеризовать основной ход ВКП(б) – стержень советской политической системы.
6.Рассмотреть личность Сталина.
7.Проанализировать политический режим в последние годы жизни Сталина.
I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Политический режим в 30-е годы. Тоталитаризм…………………………4
1. Понятие тоталитарного режима. Признаки………………………………..4
2. Завершение формирования аппарата принуждения. Репрессии………….4
3. Искоренение организованной оппозиции. Политические процессы.........6
4. Конституция СССР 1936 г. …………………………………………………9
5. ВКП(б) – стержень советской политической системы ………………….11
III. Государственная деятельность И.В. Сталина……………………………...14
1. Личность Сталина…………………………………………………………..14
2. Политический режим в последние годы жизни Сталина………………..15
IV.Заключение …………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………………19
Минобрнауки россии
федеральное
государственное бюджетное
Вологодский государственный технический университет
(ВоГТУ)
Кафедра социально-гуманитарных нук
контрольная работа
ПО отечественной истории
Шифр:120432831214
Вологда
2012
Задание 1. Советская политическая система и особенности её развития в 1930-е годы. Государственная деятельность И.В. Сталина.
План
I. Введение…………………………………………………………
II. Политический режим в 30-е годы. Тоталитаризм…………………………4
1. Понятие тоталитарного режима. Признаки………………………………..4
2. Завершение формирования аппарата принуждения. Репрессии………….4
3. Искоренение организованной оппозиции. Политические процессы.........6
4. Конституция СССР 1936 г. …………………………………………………9
5. ВКП(б) – стержень советской политической системы ………………….11
III. Государственная деятельность И.В. Сталина……………………………...14
1. Личность Сталина………………………………………………………….
2. Политический режим в последние годы жизни Сталина………………..15
IV.Заключение …………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………
Политический режим, существовавший в Советской России в 30 – 50 е гг. ХХ в. принято считать тоталитарным.
Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата - он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.
Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.
Врастание партии в экономику
и государственную сферу с
этого времени стало
Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов.
Цель работы - рассмотреть основные особенности советской политической системы в 30 – 50 гг., а также раскрыть государственную деятельность Сталина.
Для решения поставленной цели мною были поставлены и следующие задачи:
При изучении данных вопросов мною было изучено 5 монографий по теме «Советская политическая система и особенности её развития в 1930-е годы. Государственная деятельность И.В. Сталина»:
Учебник составлен с привлечением новых, ранее не использовавшихся источников. Авторский коллектив переосмысливает исторический опыт российского народа за последнее столетие, насыщенное драматическими, трагическими и великими событиями. Материал изложен в проблемном ключе, ориентирующем на субъективность оценки явлений прошлого и настоящего России. Предназначен студентам исторических факультетов гуманитарных высших учебных заведений.
Данная работа представляет собой две книги по предмету, впервые вводимому в учебный план средней школы России. Читатель найдет в них материалы, дающие системное представление об истории российской и мировой цивилизаций, узнает малоизвестные ранее факты, познакомится с серией историко-психологических портретов наиболее значимых деятелей российской истории. Книги адресованы преподавателям и учащимся 5-9 классов средних школ, учителям и учащимся лицеев, колледжей, гимназий, студентам неисторических факультетов, а также всем, кто интересуется историей.
В книге известного французского
историка, специалиста по русско-советским
исследованиям, излагается история
нашей страны с 1900 по 1991 год включительно.
Адресованная прежде всего студентам,
книга Н.Верта своей
Учебник, созданный учеными-историками, предназначен для использования в 9-м классе по курсу отечественной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России XX века.
Что такое тоталитаризм?
Под тоталитарным режимом обычно подразумевают политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть, благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.
Под тоталитарным государством понимают такую форму государства, которая характеризуется полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод.
Понятие «тоталитарная система» включает следующие элементы:
В первой половине XX века тоталитарные и близкие к нему режимы установились в большинстве государств мира. Особой формой тоталитаризма считается политическая система СССР 30-х годов.
Наряду с идеологическими учреждениями тоталитарный режим имел и другую надежную опору – систему карательных органов для преследования инакомыслящих.
В начале 30-х годов прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря.
В конце 20-х годов
«шахтинское дело» послужило
сигналом для развертывания
С ноября 1934 года стали
действовать для вынесения
С декабря 1934 года был введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел «врагов народа», по которому следствие должно было закончить свою работу в течение десяти дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до суда, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались.
В 1937 году состоялся второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том же году была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом М. Тухачевским.
Каждый из таких процессов вел к раскручиванию маховика репрессий для десятков тысяч людей, прежде всего для родственников и знакомых, сослуживцев и соседей по дому репрессированных.
Революция «сверху», развернувшаяся
в конце 1920-х годов, внесла серьезные
изменения во внутреннюю политику правящей
партии, реанимировавшей военно-
Поскольку в исправительно-трудовые лагеря стали направлять огромное число лиц, причисленных к классово-враждебным элементам, в структуре ОГПУ создали Главное Управление лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных широко использовался в народном хозяйстве. Заключенные добывали уголь и руду, нефть и золото, строили железные и шоссейные дороги, заготавливали древесину, выращивали хлеб, овощи, занимались животноводством. До 200 тыс. заключенных периодически привлекались для выполнения наиболее тяжелых работ на государственных предприятиях многих отраслей промышленности, включая оборонные, даже на ударных стройках пятилеток.
В первой половине 30-х
годов завершилось формирование
мощного, строго централизованного
административно-политического