Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:58, реферат
За всю свою долгую историю советский плакат всегда был одним из самых насущных и востребованных печатных изданий. Он отражал свое время и происходящие в нем события. Он призывал к миру. Плакат поддерживал в нелегкие военные времена и нес советским людям идеи социализма.
Советские плакаты времен Великой Отечественной войны — наглядные пособия для разъяснения в доступной форме определённого вопроса, например, отношения советской власти к текущим событиям на фронте. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности. Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием.
Большая часть советских агитационных
плакатов времён Великой Отечественной
войны были созданы группой художников
в рамках проекта «Окна ТАСС».
Такие изображения
В двадцатом веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала ситуация: революция, гражданская война, колоссальное строительство, война против фашизма. Власть ставила перед народом великие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти.
В годы Великой Отечественной войны ощущался высокий национальный подъем, единство народов СССР. Во всех отраслях экономики и культуры, а так же военной промышленности были достигнуты высокие результаты, общество мобилизовалось и работало для победы. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе "Родина-мать зовет!". Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!", изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Страстью борьбы был наполнен плакат А.Кокорекина "За Родину!", на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага, и когда В. Иванов в плакате "Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга" создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д.А.Шмаринова "Красная Армия несет освобождение". А когда победой окончилась Великая Отечественная война, Л.Ф.Голованов изобразил советского воина героя-победителя, простого русского парня на фоне берлинского рейхстага. Как лозунг звучит победная надпись "Дошли!", которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии, изображенной на плакате. За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Опять начали выходить "Окна", теперь называвшиеся уже не "Окнами РОСТА", а "Окна ТАСС".
В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию - это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.
Плакат в годы Великой Отечественной добился больших успехов. Этот период по масштабам сделанного сопоставим с развитием плакатного искусства времен Октябрьской революции и гражданской войны, но создано плакатных листов было в сотни раз больше, многие плакаты стали классикой советского искусства. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.
У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.
Не все плакаты были выполнены качественно, но в основном художники проявляли требовательность к себе и созданным ими произведениям. Если плакаты не всегда отвечали эстетическим требованиям, то несомненно они несли большое и искреннее чувство, потому что перед лицом смерти и страданий нельзя было солгать.
Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «Искусство». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет. Так же часто плакаты изготавливались от руки и по трафарету, что ускоряло их выпуск, но делало невозможным распространение в тысячах экземпляров.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
В первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Но распечатан он был уже с другим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Подобное сочетание часто использовалось Кукрыниксами и другими художниками. Нужно отметить, что воин Советской Армии расположен в правой части плаката, а Гитлер в левой. Интересно, что на многих советских военных плакатах противостоящие силы изображаются аналогичным образом. Результаты психологических опытов свидетельствуют о том, что зритель, взглянув на картину, газетную страницу или плакат, в первый момент замечает правый верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд переходит на остальные части изображения. Таким образом, правый верхний квадрат, и вообще правая сторона картины или плаката с точки зрения психологии зрительного восприятия занимает особое место. На многих военных плакатах именно на этом месте изображаются бойцы Красной Армии, устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры которых помещаются на левой стороне плаката, в нижней части. Не останавливаясь на анализе этого композиционного приема, отметим лишь, что подобное решение помогает более глубокому раскрытию содержания, повышает выразительность произведения.
Независимость и сила народа, который начал создавать свое социалистическое государство, корнями уходило в героическое прошлое России. Как прадеды прогнали Наполеона, так и нынешнее поколение прогонит Гитлера, как дрались наши отцы за революцию и свободу, так и мы будем драться – подобные лозунги писали на плакатах и листовках, и вряд ли в этом было сомнение.
В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.
После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Интересные и остроумные композиции на тему мира наряду с опытнейшим мастером плаката В.Говорковым создали молодые художники Н.Трещенко, О.Савостюк и Б.Успенский.
Послевоенное устройство местами полностью разрушенной страны потребовало от плакатов новых идей. Яркие, емкие, выразительные листовки снова начали появляться на целине, на заводах, на строительных площадках новостроек. Подобные плакаты служили двум целям: поднимали рабочий энтузиазм и способствовали выполнению сроков и планов коммунистической партии.
К 50-м годам художественный и стилистический стиль плакатов был окончательно сформирован. Советский плакат стал лаконичным, выразительным и цепляющим. Его должны были замечать все, даже спешащие по своим делам люди, успевали бросить взгляд на плакат. Обычно на плакате изображали одного-двух человек в характерных для этого вида работ четких позах и жестах. Плакат отличали четкость силуэтов главных действующих лиц, яркие цветовые оттенки, усиливающие эксцентричность изображения. Плакат был не просто яркой картинкой, он старался передать характер, психологию, идеи советского человека, которому художники уделяли особое внимание.
После завершения войны плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов. На эту тему создавали интереснейшие работы такие художники, как В.Говорков, Н.Трещенко, О.Савостюк, и даже Б.Успенский.
В середине прошлого века начал приобретать популярность новый вид плаката – киноплакат, прообраз современных афиш. Лучшими мастерами киноплаката по праву считаются В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский. Их плакаты – это простые, но зрелищные анонсы выходящих в прокат фильмов или ставящихся спектаклей. Здесь плакат был призван отобразить суть картины и постановки, рассказать о главных художественных образах, идеях режиссера. Такие работы советских мастеров не раз принимали участие в различных международных конкурсах и даже занимали призовые места.
За всю свою долгую историю советский плакат всегда был одним из самых насущных и востребованных печатных изданий. Он отражал свое время и происходящие в нем события. Он призывал к миру. Плакат поддерживал в нелегкие военные времена и нес советским людям идеи социализма.