Современные правовые семьи: Романо-германская правовая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть романо-германскую правовую систему, ее особенности.
В своей работе я использовала труды отечественных и зарубежных политологов – проф. Н.И. Матузова, Р.Н. Дусаева, Р.Давида и др.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития романо-германской правовой семьи 5
2. Общая характеристика и отличия романо-германской правовой системы 9
2.1.Правовой обычай романо-германской правовой системы 9
2.2. Значение законов для романо-германской правовой системы 12
2.3. Различия романо-германской системы в иерархии источников законодательства 16
3. Принципы функционирование романо-германской правовой системы и ее влияние на экономику 20
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                                  

                                             Содержание

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы выбрана мной в связи  с ее очевидной актуальностью. В  современном  мире  каждое государство  имеет  свое право,  а  бывает и  так,  что  в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых  систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право,  иудейское право. Существует  также международное право, призванное    регулировать   во   всемирном   или    региональном   масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.1

            Наиболее крупной работой, посвященной современным правовым системам, является книга известного французского юриста Рене Давида, выдержавшая у нас два издания.2 В советское время был выпущен двухтомник, в котором давалась подробная характеристика существовавшей тогда социалистической правовой системы.3 Появилась работа Ф.М. Решетникова «Правовые системы стран мира».4

Историко - культурные и генетические аспекты российской правовой системы обстоятельно исследованы В.Н. Синюковым.5

Как видно, ученые-правоведы  все более активно начинают разрабатывать  одно из магистральных направлений  юридической науки наших дней. При этом вся проблема совершенно справедливо увязывается с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране.

Входящие в  правовую систему компоненты неодинаковы  по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Функционирование  такой системы – сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было бы более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.6

Романо-германская  правовая  семья включает  страны, в которых  юридическая наука  сложилась  на  основе римского права.  Здесь  на первый  план  выдвинуты  нормы  права,  которые  рассматриваются  как  нормы поведения,  отвечающие  требованиям  справедливости  и  морали.  Определить, какими же должны быть эти нормы, - вот основная задача  юридической науки; поглощенная этой задачей, доктрина  в меньшей мере интересуется  вопросами управления,  отправлением  правосудия  и применением права; этим занимаются юристы-практики.7

Цель данной работы – рассмотреть романо-германскую правовую систему, ее особенности.

В своей работе я использовала труды отечественных и зарубежных политологов – проф. Н.И. Матузова, Р.Н. Дусаева, Р.Давида и др. 

 

1. История возникновения и развития романо-германской правовой семьи

 

Семья  романо-германских   правовых  систем  возникла   в  Европе.  Она сложилась в  результате усилий европейских  университетов, которые выработали и развили  начиная с XII века  на базе кодификации  императора Юстиниана общую для  всех  юридическую науку, приспособленную к условиям современного  мира. Термин  "романо-германская"  был  выбран  для  того,  чтобы  отдать  должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно  университетами  латинских  и германских стран.

В результате колонизации романо-германская система  распространилась на обширные  территории,  где в  настоящее  время действуют  правовые  системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная    рецепция,   в   результате   которой   мы   сталкиваемся   с романо-германской  системой в ряде  стран, которые не  были под господством европейцев,  но  куда  проникали европейские идеи и где были  сильны про западные тенденции.

Вне  Европы  относящиеся к  романо-германской  семье  правовые  системы обрели  некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели "освоить" европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до  рецепции собственная цивилизация,  имевшая свои  правила оценки поведения и  свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была  лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. 8

Рассмотрим  историю создания романо-германской системы подробно.

Датой,   когда    с   научной    точки   зрения    появилась    система романо-германского права, считается XIII век.  До этого времени, вне всякого сомнения, существовали элементы,  с помощью которых  создавалась  система, но тогда было еще рано говорить о системе  и, может быть, даже о праве. Поэтому первым  периодом  можно считать  период,  предшествующий  XIII  веку, когда собирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать  их и когда не было  даже  какой-либо  системы.  Второй  период  начался с возрождения изучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системе   господствовала   доктрина,   под   определяющим  влиянием  которой эволюционировала  и правовая практика  в различных государствах.  Доктрина подготовила  вместе  со школой естественного  права  наступление  следующего периода,  в  котором  мы  находимся  и  в  настоящее  время -  периода, где преобладает законодательство.

Создание романо-германской  правовой  семьи связано  с  возрождением,  которое произошло  в XIII и XIII  веках на западе Европы.  Это возрождение  проявилось  во  всех планах; одним  из его  важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права;  оно начало  понимать, что  только право  может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы  для прогресса. Идеал христианского общества, основанного на  милосердии,  был отброшен, равно как и идея  создания на  Земле града божьего. Сама церковь стала более  отчетливо  различать религиозное общество верующих  и  светское общество,  суд совести  и  правосудие и  создала  в  эту эпоху  каноническое частное  право.  В  XIII веке  уже перестали  смешивать  религию  и мораль с гражданским порядком и правом; за правом вновь была признана его собственная роль  и автономия,  которые отныне стали характерными для западных  образа мысли и цивилизации.

Идея, что  общество  должно  управляться  правом  и  подчиняться нормам разума,  не была  совершенно новой.  В отношениях между частными  лицами она допускалась римлянами. Но возврат к этой идее в XII  веке -  революционный шаг. Философы и юристы требовали, чтобы общественные отношения были основаны на праве и чтобы был положен конец режиму анархии и произвола, царившему в течение веков.  Они  хотели  нового права,  основанного  на  справедливости, постигнуть которую позволяет разум;  они одновременно  осуждали  произвол  и отвергали  обращение в  гражданских  отношениях  к  сверхъестественному. Это движение в XII и XIII веках столь же революционно, как в XVIII веке движение за замену личной власти демократией  или движение XX века, которое стремится заменить   анархию   капиталистического  строя   марксистской   общественной организацией.  Гражданское общество  должно основываться  на  праве:  право должно обеспечить  в гражданском обществе  порядок и прогресс.  Эти идеи становятся господствующими в Западной Европе в XII и XIII веках и будут там безраздельно царить вплоть до наших дней.

Зарождение романо-германской правовой системы в XII и ХIII веках никоим образом  не   является  результатом   утверждения  политической  власти  или централизации,  осуществленной  королевской властью.  Этим романо-германская правовая система отличается от  английского права, где развитие общего права было  связано  с  усилением  королевской  власти и с  существованием  сильно централизованных  королевских  судов.  На   Европейском  континенте   ничего подобного  не   наблюдалось.  Система  романо-германского  права,  напротив, утверждается  в эпоху, когда Европа не  только не составляет единого целого, но  сама  идея  такого  рода  кажется несбыточной.  В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не  приведут  к восстановлению в политическом  плане единства  Римской империи.  Система романо-германского права никогда не основывалась  ни на чем ином,  кроме общности культуры. Она возникла  и продолжала  существовать  независимо  от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть.9

Дальнейшее развитие романо-германской правовой системы будет рассмотрено в ходе изучения законов, норм и обычаев.

 

2. Общая характеристика и отличия  романо-германской правовой системы

2.1.Правовой обычай  романо-германской правовой системы

 

В романо-германской семье, созданной под сильным влиянием классического римского права, существование правовом обычая обусловлено, с одной стороны, необходимостью объективного определения того, что у данной нации считается справедливым, а с другой - потребностью в объяснении понятий, используемых законодателем. То, что данная система придает закону (кодификации) исключительно важное значение, существенно ограничивает сферу действия обычая как самостоятельного источника права, помимо закона, а тем более, почти сводит на нет роль обычая, который мог бы действовать против закона.

В период раннего  средневековья в романо-германской системе доминировал обычай. Пока не были созданы первые письменные сборники законов, весьма значительной была роль тех, кто толковал правовые обычаи. У древних франков их называли рахинбургами (рахимбургами), у древних скандинавов - лагманами и т. п. Поскольку у скандинавов значение правового обычая сохранялось дольше, чем у других народов, до нас дошло и больше достоверных сведений о деятельности лагманов (особенно в Швеции). Первоначально лагманов выбирали на собраниях каждого племени (ландстингах). Позднее эта должность, требовавшая знания наизусть обычаев того или иного племени, стала наследуемой. В эпоху средневековья, когда в границах поселения отдельных шведских племен были образованы провинции Шведского королевства, должности провинциальных лагманов сохранялись.

Основными обязанностями  лагманов и в то время были:

  1. хорошее знание правовых обычаев;
  2. выступления перед населением на ландстингах с пересказом и комментированием обычаев;
  3. создание или редактирование новых правовых обычаев, если в этом была необходимость, и доведение их до сведения населения на ландстинге для одобрения.

Следует подчеркнуть, что, трактуя и комментируя правовой обычай, лагман не имел права наряду с судьями участвовать в вынесении приговора или решения по делу. В какой-то мере в этом отношении он напоминал древнеримского претора.

Под влиянием все  шире распространявшегося рецепированного  или вульгаризированного римского права, а также утвержденных королями сборников законов, во многих отношениях представлявших собой записанные и санкционированные государством обычаи, сфера применения устного правового обычая все более сужалась. Особенно активно в романо-германской системе этот процесс пошел с XIV в. Мало схожие в отдельных регионах (провинциях) местные обычаи стали отступать на второй план под давлением правовых норм (статутов, ордонансов, указов, эдиктов и т. д.), исходивших от укреплявшей свои позиции королевской власти. Как указывает Рене Давид обычаи "...были приемлемы лишь в условиях замкнутой экономики; их трудно было узнать и трудно на них ссылаться. Местные обычаи сохранялись лишь в том случае, если в силу определенной перегруппировки они получили географически более широкую сферу применения и если была осуществлена компиляция, позволяющая легко ознакомиться с ними".10

К числу таких  крупных компиляционных работ можно  отнести "Кутюмы Бовэ" Ф. де Бомануара (во Франции), "Саксонское зерцало" Э. фон Репхофа (в Германии) и в  какой-то мере так называемые "Провинциальные законы" (в Норвегии и Швеции), записанные лагманами. С другой стороны, применение правового обычая стало активно сдерживаться каноническим правом и так называемым правом ученых и университетов (т.е. правовой доктриной, на которую как на источник права все более активно ссылались суды при разрешении дел).

Даже при  создании крупных компиляций обычного права последние не могли претендовать на всестороннее, всеохватывающее регулирование  существовавших общественных отношений. И потому составители компиляций и их редакторы самой жизнью все более подталкивались к выводу о второстепенном значении местного обычая как источника права. Сами меняющиеся условия жизни заставляли компиляторов отбрасывать частности местного значения, отходить от казуального характера сочинений и приближаться к универсализму правовых норм. По мере расширения государственного регулирования издавалось все больше законов, затрагивавших публичное право (государственное, уголовное, административное, процессуальное). Однако нельзя сказать, что во всех сферах публичного права романо-германской системы обычай уступал место закону одинаково быстро. Так, в Швеции и Финляндии в Общем уложении 1734 г., в разделе, посвященном процессуальному праву, было закреплено правило, что судьи могут применять процессуальные обычаи, если в законе не предусмотрено соответствующей правовой регламентации. В Финляндии, где этот раздел Уложения действовал до 1948 г., судьям разрешалось использовать местные обычаи (подтверждая личным досмотром письменные доказательства и свидетельства специалистов).

В основном сфера  действия обычая ограничивалась частноправовыми  отношениями между отдельными гражданами (т. е. сферами гражданского, семейною, земельного права). Например, в финской  Карелии и в восточной Финляндии до сих пор существует обычай, согласно которому женщина должна иметь определенное количество приданого при заключении брачного договора.11

2.2. Значение законов  для романо-германской правовой  системы

 

В странах с  романо-германской правовой семьей приоритет среди источников права принадлежит закону. Законы разрабатываются и принимаются высшими представительными органами, называющимися либо парламентом, как во Франции, либо бундестагом, как в Германии, либо риксдагом, как в Швеции, либо эдускунта, как в Финляндии, либо сеймом, как в Польше, либо Государственной думой, как в России, и т. п. Законодательные акты в романо-германской правовой семье подчиняются строгой иерархии. Во главе ее находится Конституция, состоящая из одного закона (как во Франции, Германии, Швеции) или ряда основных законов (как во Франции периода Третьей Республики или в современной Финляндии). Конституции в данной семье являются писаными. В них определяют основы государственного и общественного строя, структура и компетенция органов государственной и судебной власти, а также исполнительных органов. Разработана особая процедура принятия Конституции (обычно квалифицированным большинством голосов не от числа присутствующих на заседаниях высшего представительного органа, а от общего количества его депутатов). Существуют специальные органы, призванные ее охранять (например, Конституционный совет во Франции, Конституционный суд в России и т. д.), и особая процедура ее изменения и отмены. Особенно это касается так называемых "жестких конституций". Все это должно предупредить необдуманность и поспешность при принятии решения об изменении Основного закона.12

Информация о работе Современные правовые семьи: Романо-германская правовая семья