Содержание столыпинской аграрной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 20:01, реферат

Краткое описание

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли"1. Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. Выход из общины рассматривал сельский сход, если же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся земским начальником. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Вложенные файлы: 1 файл

столыпин.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

3.2 Содержание столыпинской  аграрной реформы  

Конкретные  меры аграрной реформы Столыпина  достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной  землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность  причитающейся ему части из означенной земли"1. Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. Выход из общины рассматривал сельский сход, если же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся земским начальником. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности  был кредитный банк. Посредством  него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие  государству. При этом кредит для  единоличного хозяйства был вдвое  ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли  таким путем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жесткими- за просрочку  платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству  Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной  части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом(крестьяне- бедняки не могли  приобрести земли). Более того, выделение  в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для  эффективной работы и даже кредиты  дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. В задачу переселенческого управления входило разрядить земельную  тесноту, которая наблюдалась в  центральных районах России. Основными  районами переселения явились Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия.  По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение  было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей(радикализм), обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых принять город, а во- вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства- , как предполагалось, опору самодержавия2. Перед тем как продолжить исследование  переселенческой политики П. А. Столыпина, необходимо, на наш взгляд, провести поверхностный анализ заслуживающей внимания статьи кандидата исторических наук В. Пантелеева "Сибирская одиссея Столыпина". В конце августа- начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По окончанию делегации был составлен отчет, с учетом  которого Столыпин и Кривошеин выдвинули комплексную программу приватизации сибирской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства и земледелия направило в Государственную думу главнейший из тех документов- "Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей". Суть его была весьма решительна: без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность.Проведение законопроекта в жизнь встретилось с немалыми трудностями: во- первых землеустроительные работы в Сибири не завершились(из- за нехватки государственных землемеров), а во- вторых не хватало средств.Как еще одну причину можно выделить парадоксальную на первый взгляд проблему, которая, как показала история, имела очень важные последствия для всей Российской империи в целом: Сибирь, будучи "страной крестьянской" за правые партии на выборах в Государственную думу не голосовала(!). Состав сибирских депутатов был представлен исключительно оппозиционными тогдашнему политическому режиму партиями и оказал большое влияние на характер обсуждения законопроекта о землеустройстве крестьян Сибири. Почему мы акцентировали внимание на этой проблеме, назвав ее общегосударственной?Для ответа на этот вопрос необходимо отвлечься от общего хода повествования... Еще раньше, на выборах в первую Государственную думу вчера еще патриархальный мужик избрал думу без единого правого(!). Именно здесь и произошел первый серьезный прокол в испытанном лозунге "Царь и народ". Это означало, в свою очередь, крах новой политики государства, заключающейся в том, чтобы воплотить идею единения царя с народом в жизнь, найти опору самодержавию в виде патриархального крестьянского населения, "банкротство цезаризма". Не трудно догадаться о тех последствиях, которые, быть может только назревали в тот период, были незаметны, но которые обязательно дадут о себе знать немного позже...  Итак, вышеуказанный проект о землеустройстве оказался сибирским депутатам не по душе: они мотивировали это тем, что "сибирские старожилы, живя своей жизнью, никакого землеустройства не простят". Обсуждение законопроекта затянулось безрезультатно вплоть до прекращения деятельности IV Государственной думы. Правда, до смерти Столыпина работа шла сравнительно споро, но потом, как известно, после смерти премьера, законопроект лишился главной своей заводной пружины и работа затянулась.

Однако, еще в 1908 г. правительство приступило к размежеванию наделов крестьянских общин в Сибири. Интересно отметить один циркуляр, отправленный премьер- министром сибирским губернаторам: "не допуская каких- либо насилий над волею самих старожилов или новоселов, содействовать тому, чтобы сельские общества с общинным землепользованием перешли к владению личному". Местным чиновникам в беседах с населением рекомендовалось проявлять служебный такт и благожелательную настойчивость. Несомненно в этом предписании отразились новые подходы в попытках правительства провести фермеризацию России. Ведь в центральных областях насилие при создании хуторов и отрубов было обычной практикой.В Европейской России попытки выделиться на хутора и отруба обычно вызывали сопротивление середняцкой части деревни(многие крестьяне психологически не могли освободится от общинного уклада жизни). В Сибири же община была заметно слабей, и крестьяне охотно шли на отделение. Именно относительная незрелость сибирской общины во многом делала коренного деревенского мужика, не говоря уже о переселенцах, надежным сторонником столыпинских преобразований.   

Итак, вернемся к проблеме переселенческой политики. В задачу переселенческого управления, как это уже было сказано, входило разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России.  Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны.  Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество.  

 

 Краткая   биография  о  П. А.  Столыпине   и   восход   его   на политическую   арену

Петр  Аркадьевич Столыпин - выходец  из старого дворянского рода,  известного  с  конца XVI века.  Род  Столыпиных  дал России выдающихся политических и  литературных деятелей.  Бабушка М.Ю. Лермонтова - урожденная Столыпина. Прадед  -  сенатор  А.А. Столыпин - друг М.М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий Дмитриевич  - участник Крымской войны,  Друг Л.Н. Толстого, навещавший его в Ясной Поляне.  Мать П.А.Столыпина - Анна Михайловна -  урожденная  Горчакова  -  племянница  канцлера   России  А.М.Горчакова, одноклассница  А.С.Пушкина  по лицею.  Жена Петра Аркадьевича - правнучка А.В.Суворова.  Таким образом, семья Столыпиных  в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России. Семья П.А.Столыпина владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях.Петр Аркадьевич в 1881 году неожиданно для  многих  поступил на физико-математический  факультет Петербургского университета, где с интересом изучал  физику,  геологию,  ботанику,  зоологию, астрономию.В 1884 году в возрасте 22 лет П.А.Столыпин  окончил  естественный факультет петербургского Университета. После окончания университета он служит в министерстве  государственного имущества, но через год переводится в МВД и попадает, предводителем дворян, в Ковенскую губернию. Столыпин был рад этому назначению, оно помогло ему раскрыться и как человеку, и как хорошему руководителю. Он, подолгу разговаривал с крестьянами, как губка впитывал все о чем они говорили , а говорили они о земле , о рациональном ведении хозяйства и о многих других вещах, которые тревожили крестьян. Вскоре он завел свое хозяйство. Его дочь, М.П. Бок писала: "Мой отец очень любил сельское хозяйство, и когда бывал в Колнобережье, весь уходил в заботы о посевах, покосах, посадках в лесу и работу в фруктовых садах". Потом он был назначен уездным предводителем дворянства,  а в 1899 году - губернатором в той же губернии.  В 1902 году В.К.Плеве назначил его исполняющим должность гродненского  губернатора. Нужно отметить, что Столыпин стал самым молодым губернатором России, после назначения  на эту должность он сразу взялся за изучение дел губернии, но его действия контролировались генерал-губернатором Виленским и хоть между ними не было никаких трений, это претило характеру Столыпина. В  1903 году Столыпин стал саратовским губернатором. Это было,  безусловно актом высокого доверия  со стороны всесильного  Министерства  внутренних дел . Здесь и застала его первая революция, в которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков. При этом в деятельности губернатора появились две отчетливые черты: во-первых, он не смущался карать не только ж левых, но и правых, если их деятельность переходила за рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуны Государственной Думы:" Не запугаете!", но и на самом деле вел себя бесстрашно. В 26 апреля 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел и вся борьба с революцией ложится на его плечи.

Убийство  Столыпина.

В августе 1911 года Столыпин отдыхал  в своем имении в Колнобрежье, там он работал над новыми проектами, которые собирался представить  на заседании Думы, но и работу, и  отдых пришлось прервать из-за поездки  в Киев, где должен был открыться  памятник Александру II. Пребывание в  Киеве началось с оскорбления. Столыпину  не нашлось  места в автомобилях, в которых следовала царская  свита - ему явно давали понять, что  он лишний. Председателю Совета министров  пришлось искать извозчика. Когда свита  притормозила, Распутин оглянулся и  увидел Столыпина и кликущески возопил "Смерть за ним, Смерть за ним едет. За Петром... за ним!"3 Решающие события развернулись 1 сентября. В 6 часов утра Кулябко, начальник Киевского охранного отделения, доложил о готовящемся покушении киевскому генерал-губернатору Ф.Ф.Трепову. В 7 часов утра он сообщил. об этом Столыпину и попросил его не гулять по городу. Когда Богров появился в театре, Кулябко попросил его вернуться на квартиру. Богров ушел и вернулся через несколько минут и сел на свое место в 18-ом ряду партера. Во время антракта Кулябко повторил свое приказание, снова повторил свой нехитрый маневр. Однако офицер, дежуривший у входа, не пускал его обратно в театр и только вмешательство Кулябко, проходившего в это время мимо, позволило Богрову оказаться в театре. Столыпин стоял в это время лицом к партеру, Богров подошел к Столыпину и произвел два выстрела. Одна пуля попала в руку, а другая живот. Столыпин скончался в сентября 1911года в частной клинике Маковского. Пуля при попадании задела печень, и это решило дело медицина оказалась беспомощной.

Богрова задержали сразу  и стали жестоко избивать, его  с трудом удалось вырвать из рук  кровожадной толпы. Его отправили  в "Косой капонир" и после  молниеносного следствия его  повесили. Подлинная проблема, связанная  с убийством Столыпина, состоит  не в том, кем он был убит - агентом  охранки или революционером, а  в том знала ли охранка о  замысле Богрова.

Давалось два объяснения. Первое - охранка в лице товарища внутренних дел, шефа отдельного корпуса  жандармов генерала П.Г.Курлова, начальника дворцовой полиции А.И.Спиридовича, Кулябко и вице-директора департамента полиции камер-юнкера Веригина, то есть тому, кому была поручена охрана царя во время торжеств, решили инсценировать  покушение на Столыпина, покушение  успешно предотвратить и получить за храбрость награды, но в решающий момент они потеряли управление над  Богровым. Второе-эта четверка хотела, чтобы Столыпин был убит, и сделали  они это руками Богрова.

 

 

Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина  было создание широкой прослойки  богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись  от общины и не оглядываясь на «убогих  и пьяных», они могли резко  увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий  надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать  укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала  крестьянам в долг земли, либо государственные  либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для  самостоятельных крестьян была вдвое  ниже, чем для общин. Через кредитный  банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов  гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней  работать. Другой важной частью реформы  Столыпина было переселение крестьян на свободные земли.  Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил  земские учреждения на некоторые  губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы  в западных губерниях, исторически  зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения  белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор  в Госсовете, который поддерживал  шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении  рабочего вопроса годы премьерства  Столыпина стала работа Особого  совещания в 1906 и 1907 годах, которое  подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты  труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма  рабочих, страховании несчастных случаев  и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.  К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный  вопрос

Столыпин прекрасно понимал  всю важность этого вопроса в  такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником  объединения, а не разобщения народов  страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое  бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой  они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать  противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь

 

Работа Столыпинав I и II Думах.

Столыпин был назначен министром  внутренних дел 26 апреля 1906 года. Депутаты I Думы были приняты царем, обратившимся к ним с речью в Зимнем дворце, на другой день - 27 апреля. Роспуск I думы произошел в день назначения Столыпина  премьером - 8 июля 1906 года.

За короткое время своего существования  Дума закидала правительство запросами. Обсуждались вопросы о конфискации  земель у помещиков, отстранение  администрации, отмены смертной казни  для политических заключенных, нужно  сказать, что не только в Думе , но и в кабинете министров не было согласия. Столыпин не считал, что сила правительства проявится лишь в  том случае, если оно будет выносить свои решения "объединенным" министерством  и этим облегчит работу государю.

24 августа 1906 года была опубликована  правительственная программа, которая  состояла из двух частей –  репрессивной и реформисткой. В  ней говорилось, что правительство  противопоставит насилию силу. В  местностях, объявленных на военном  положении, вводились военно-полевые  суды («скорорешительные»). В центре  реформисткой программы был знаменитый  указ 9 ноября 1906года, о возможности  выхода из общины. Цель данного  закона, который подписал смертный  приговор извечной крестьянской  общине – повернуть аграрную  проблему другой стороной, вместо  того чтобы экспрпиприировать  землю у помещиков, обезземеливалась  община, так как принадлежавшие  общине земли распределялись  между крестьянами. Однако требовалось  разрешение последних на разрушение  этого института, только укрепившегося  в ходе революционных событий. За то время пока составлялись крестьянские запросы и проходили земельные бунты - община утвердилась как настоящий орган крестьянского самоуправления.

Земельный вопрос, оставшийся нерешенным, с собраний I Думы, автоматически  появился на собравшемся заседании II Думы 20 февраля 1907 года. Нужно отметить, что предвыборная компания прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей. Сенатские "разъяснения" исключили  из числа избирателей большие  группы крестьян и рабочих. Преследовались левые выборщики, запрещались избирательные  собрания, масса манипуляций была предпринята и пущена в ход  по части рассылок избирательных  повесток, назначение дня и места  выборов. Но несмотря на это, и на то что выборы проходили в обстановке спада революционного движения, II Дума оказалась более левой, чем первая.

Информация о работе Содержание столыпинской аграрной реформы