Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 20:56, контрольная работа
Цель данной работы - исследование организации и компетенций Народного комиссариата юстиции на основе анализа фактического материала.
В соответствии с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать процесс создания Народного комиссариата юстиции
2. Рассмотреть структуру Наркомюста
3. Раскрыть полномочия Наркомюста
Введение ………………………………………….……………………….3
Глава I. Условия создания Народного комиссариата юстиции…….…5
Глава II. Структура Народного комиссариата юстиции……………….7
Глава III. Полномочия Народного комиссариата юстиции……………9
Заключение……………………………………………………….……….12
Литература……………………………………………………..………….13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Заочная форма обучения на базе высшего профессионального образования
Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
История органов и учреждений юстиции в России
на тему:
Создание Народного комиссариата юстиции: структура, полномочия
Выполнила студентка
132юзв учебной группы 1 курса
Пантюхина Екатерина Владимировна
Проверил
Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России
Бульеннова Татьяна Юрьевна
Оценка ______________________________
______________________________
(подпись преподавателя)
«___» ____________ 2013 г.
Ижевск
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………….……………………….3
Глава I. Условия создания Народного комиссариата юстиции…….…5
Глава II. Структура Народного комиссариата юстиции……………….7
Глава III. Полномочия Народного комиссариата юстиции……………9
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные реформы и процесс создания правового государства в настоящее время актуализируют как положительный, так и отрицательный опыт предшествующих преобразований российской юстиции, обусловливают потребность в объективном и комплексном исследовании прошлого ее органов как важной составной части государственного аппарата. Изучение данной проблематики необходимо для понимания диалектически противоречивого, но целостного процесса исторической эволюции отечественной юстиции.
В упомянутом аспекте история Народного Комиссариата юстиции на начальном этапе становления советского государства является довольно перспективным объектом изучения.
Октябрьская революция 1917 года послужила началом нового этапа в деятельности органов юстиции. В соответствии с Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» в числе других был сформирован Народный комиссариат юстиции, основной задачей которого было создание новой судебной системы. Значительное место в его деятельности занимала работа по созданию нового законодательства. Наряду с этим Наркомат юстиции занимался выполнением задач, которые в дальнейшем были возложены на прокуратуру и органы внутренних дел.
В данном случае наибольший интерес представляет исследование характера взаимосвязи и взаимовлияния законодательной сферы и юридического ведомства, так как речь идет о надзоре за соблюдением законности и правоприменительной практике.
Цель данной работы - исследование организации и компетенций Народного комиссариата юстиции на основе анализа фактического материала.
В соответствии с этим необходимо решить следующие задачи:
Глава I. Процесс создания Народного комиссариата юстиции
После прихода к власти в октябре 1917 г. большевиков в соответствии с марксистским положением о необходимости слома старого государственного аппарата было развернуто строительство новых органов власти и управления. Оно осуществлялось под лозунгом установления диктатуры пролетариата, государственной формой которой провозглашались Советы. Система Советов, построенных по территориальному принципу, заняла ведущее положение в новом государственном аппарате. Это были органы комплексного государственного руководства, как в масштабе всей страны, так и на ее определенных территориях. Другой частью государственного аппарата стали исполнительно-распорядительные органы (органы государственного управления), в построении которых преобладал отраслевой и функциональный принципы.
Декретом от 26 октября 1917 г. «Об образовании рабочего и крестьянского правительства», принятом на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, для «заведывания отдельными отраслями государственной жизни» [1] определялся список 13 народных комиссариатов и возглавлявших их комиссаров. Поскольку, предполагалось, что это правительство будет функционировать до созыва Учредительного собрания, оно называлось «временным», но на III съезде Советов в январе 1918 г. данное слово было исключено. Народные комиссариаты поначалу представляли собой, по сути, переименованные прежние министерства Временного правительства. Новшеством стало, помимо изменения названия, образование коллегий наркоматов. Коллегия представляла собой народного комиссара, т.е. большевика, более или менее смыслившего в той или иной отрасли управления, и его помощников. Задачей коллегии было обеспечение преемственности в управлении, подавление саботажа, преобразования аппарата, разработка ведомственных директив.
Провозглашенный слом старых министерств Временного правительства не означал их полной и немедленной ликвидации. Первой задачей Советской власти было овладение их аппаратом в целях проведения коренной реорганизации. Поэтому наркомы первоначально были не столько руководителями новых отраслевых органов управления, сколько комиссарами, представлявшими Совнарком в еще старых министерствах. В дальнейшем, как показала практика, преемственность в использовании некоторых элементов прежнего государственного механизма носила гораздо более широкий характер, чем это представлялось большевикам накануне Октября
Одним из комиссариатов, учрежденных по решению II съезда Советов, был Народный комиссариат юстиции (НКЮ). На него были возложены задачи создания судебной системы и разработка норм нового советского права. Назначенный наркомом юстиции Г.И. Оппоков (А. Ломов) тогда находился в Москве в качестве члена Военно-революционного комитета (ВРК), поэтому в должность так и не вступил. Реальное руководство наркоматом осуществлял П.И. Стучка, который одновременно являлся заведующим юридическим отделом ВЦИК3, а до этого возглавлял следственно-юридический отдел Петроградского ВРК.
На пути создания наркомата юстиции, (как и других, учрежденных на базе бывших министерств), возникли большие трудности организационного и кадрового порядка. Чиновники прежнего Министерства юстиции не хотели служить новой власти. По словам П.И. Стучки, из состава канцелярских служащих всего трое были согласны продолжать работу, и только младший обслуживающий персонал (курьеры, сторожа, швейцары) оказался лояльным новому режиму и согласился сотрудничать с большевиками. За уклонение от сотрудничества был уволен весь высший административный персонал прежнего Министерства юстиции, а остальным сотрудникам было предложено возобновить служебную деятельность.
Руководство Наркомюста считало, что только решительная ломка старого здания может произвести перелом в умах такого консервативного сословия, как юристы, и заставить их подумать, что они должны существовать для народа, а не народ для них. П.И. Стучка высказывал убеждение, что, несмотря на нежелание чиновников сотрудничать с новой властью, результаты возникшего противостояния имели и положительную сторону, поскольку позволяли сразу освободиться от массы неспособных карьеристов наверху, а в низах произойдет то естественное обновление, которое необходимо для будущей великой демократии.
16 (29) ноября 1917 г. приказом СНК П.И. Стучка был назначен временным заместителем наркома юстиции (а фактически - исполняющим его обязанности). 23 ноября был образован первый состав коллегии Наркомюста, в который кроме П.И. Стучки по рекомендации ЦК РСДРП(б) и Петроградского ВРК вошли члены следственной комиссии ВРК большевики П.А. Красиков и М.Ю. Козловский.
Глава II. Структура Народного комиссариата юстиции
Народный комиссар юстиции РСФСР одновременно являлся Прокурором РСФСР. Верховный суд РСФСР, как и прокуратура, входил в состав аппарата Наркомюста, а председатель Верховного суда одновременно являлся заместителем Народного комиссара юстиции. Такая модель управления совпадала с досоветской моделью и просуществовала до 1936 года.
В 1936 г. непосредственно наркому подчинялись оперативное совещание, секретариат и группа ответственных исполнителей. В состав наркомата входили:
Всего штаты составляли 150 человек. Верховный Суд РСФСР и Прокуратура РСФСР формально входили в состав НКЮ РСФСР как структурные подразделения.
В 1940 г. непосредственно наркому подчинялись Контрольно-инспекторская группа, Секретариат, Коллегия и совещание заместителей. В состав наркомата входили:
К 1944 г. непосредственно наркому подчинялись Секретариат и Коллегия, состав наркомата практически не изменился. Всего штаты составляли 123 человека
Глава III. Полномочия Народного комиссариата юстиции
Наркомюсту в 1917 г. пришлось сразу сломать весь аппарат прежнего Министерства Юстиции и Суда Российской империи. На Наркомюст была возложена обязанность построить новую правовую систему и новую юстицию, а равно и заменять в смысле судебного контроля в общегосударственном масштабе упраздненный Правительственный Сенат.
Одновременно на Наркомюст перешли обязанности Государственного совета Российской империи, его Особого Отдела и Сената по составлению и опубликованию декретов и по кодификации законов.
22 ноября (5 декабря) 1917 года был
принят Декрет о суде № 1, кото
Важной вехой, определяющей последующую деятельность органов юстиции, стало принятие в октябре 1920 года новой редакции Положения о Народном комиссариате юстиции. На Наркомюст возлагалось выполнение новых функций. Он впервые был официально наделен полномочиями по судебному надзору.
Роль НКЮ как органа, осуществляющего контроль и надзор за отправлением правосудия, еще больше усилилась в 1921 году предоставлением ему права пересмотра судебных приговоров и решений в порядке высшего судебного контроля. Предоставление Наркомюсту столь широких полномочий означало создание в Республике единой судебно-надзорной инстанции для всех судов.
После завершения судебной реформы в 1922 году законодательно была закреплена трехзвенная система судопроизводства: народный суд — губернский суд — Верховный Суд РСФСР. Таким образом, Верховный Суд был провозглашен высшим судебным органом Республики, и от Наркомюста полностью отошла функция судебного надзора. Однако Народный комиссариат юстиции оставался центральным органом судебного управления, за ним сохранялось организационное руководство судами.
Создание Верховного Суда РСФСР породило оживленную дискуссию о передаче именно ему функций судебного управления от Наркомюста, которая закончилась принятием 30 января 1928 года Постановления ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О порядке руководства судебными органами РСФСР», в котором указывалось, что «вся работа по руководству судебным управлением остаётся сосредоточенной в Народном комиссариате юстиции.... Наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей Прокурор и Председатель Верховного Суда Республики. Согласно Положению о народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года. Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста. Таким образом, несмотря на создание Верховного Суда, Народный комиссариат юстиции шаг за шагом становился учреждением, осуществляющим не общее, а прямое и непосредственное руководство судами.
В целях укрепления социалистической законности 20 июня 1933 года Постановлением ЦИК и СНК СССР была учреждена Прокуратура СССР. На неё был возложен ряд функций по надзору за соблюдением законности, которые ранее осуществлялись республиканскими наркоматами юстиции. Однако в союзных республиках органы прокуратуры продолжали оставаться в составе Наркоматов юстиции вплоть до июня 1936 года.
Информация о работе Создание Народного комиссариата юстиции: структура, полномочия