Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:43, лекция
В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права).
Сословно-представительная монархия в России
Сословно-представительная 
монархия в России 
Органы сословно-представительной монархии 
в России 
В XV веке в условиях самодержавия возникла 
сословно-представительная монархия. 
Началом, условно, этого периода считается 
созыв первого русского собора 1549 года 
(в этот период происходят прогрессивные 
реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило 
новую эру в развитие государственного 
аппарата и права). На этот же период приходится 
принятие 2-х важнейших законодательных 
актов: 
судебника 1550 года 
сборник церковного законодательства 
1551 года 
Концом сословно-представительной монархии 
считается время правления Алексея Михайловича, 
когда он перестает собирать земский собор 
(вторая половина XVII века). Последний собор 
был созван в 1653 году по поводу изменения 
границ (?) России. Другие авторы относят 
конец этого периода на 70-е годы XVII века. 
Особенность периода сословно-представительной 
монархии – сочетание самой сословного 
представительства с яркой деспотией 
азиатского типа характерной для Ивана-4. 
Опричнина – особый период его правления 
- террор против бояр и большинства простого 
населения, то есть период, когда все учреждения 
мешавшие монарху либо распускались, либо 
уничтожались (например: избранная рада). 
Деспотизм характерен не чуть не меньше, 
чем органы сословного представительства. 
Царь – сохранил функции высшего органа 
власти. 
Боярская дума – была очень основательно 
придушена и не могла ограничивать царя. 
Даже в период “семибоярщины”, когда 
бояре опираясь на польское государство 
концентрировали власть в своих руках, 
не изменил соотношение сил. И при династии 
Романовых этот орган оставался при царе, 
а не над царем. Этот орган имел постоянную 
тенденцию к росту количественного состава. 
Земский собор – в разные годы выполняли 
разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, 
до 1613 года чуть другая (появилась возможность 
избирать царя) и последний период (до 
1622 года) характеризуется, как самый активный 
в деятельности собора. Далее до 50-х годов 
происходит затухание их деятельности. 
Земские соборы на протяжении всего периода 
характеризовались: 
состояли из различных сословий: боярство, 
духовенство, дворяне, городское население 
(в лице посадской верхушки – купцов и 
зажиточных ремесленников)  
регламента не существовало, количество 
вызванных на собор зависело от указа 
царя, который писался перед каждым созывом 
участие в нем не считалось почетной обязанностью, 
а было скорее необходимостью, которая 
многих тяготила , так как материальных 
стимулов не было 
Функции Земского собора: 
внешняя политика (война, ее продолжение 
или подписание мира, …) 
налоги (но они не имели решающего слова 
в этом вопросе) 
после 80-х XV века избирали царя (так избранными 
были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил 
Романов избранный в 1613 году) 
принятие законов, также их обсуждение. 
Например Соборное Уложение 1649 года фактически 
было принято на соборе. Но Земский собор 
не был законодательным органом. 
Взаимоотношение царей и собора было различено. 
В 1566 году многих их Земского собора, выступивших 
против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, 
в период смуты, роль соборов сильно выросла, 
так как нужно было укреплять государство, 
но позднее с возрождением монархии, они 
сходят не нет. 
Приказы – целостные системы централизованного 
правления. Активнее всего создаются в 
40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. 
Появились несколько десятков приказов 
делившихся не только по отраслям (аптекарский, 
пушкарский), но и по территории (казанского 
дворца).законодательством их создание 
закреплено не было, поэтому они появлялись 
по мере необходимости. К середине XVII века 
их было уже около 50 и сохранялась тенденция 
к увеличению количества. Приказы всегда 
были и судебными и административными 
органами (земский приказ). Считалось, 
что деятельность приказов не следует 
ограничивать какими-либо законодательными 
рамками. Приказы возглавлял боярин, который 
входил в думу, а основными служащими были 
дьяки. Приказы имели много недостатков: 
бюрократия, отсутствие законов регулирующих 
их деятельность и т.п., но все таки это 
был шаг вперед. 
Сословные органы самоуправления: 
губные или “губные избы” (губа – административно-
земские избы – первоначально собирали 
налоги, а позднее стали решать и судебные 
задачи 
Судебник 1550 года – царский судебник, 
который был издан Иваном-4. Он в значительной 
мере повторяет судебник 1497 года, но более 
расширен и точен. Это первый сборник законов 
разбитый на статьи (количеством около 
100). 
После принятия судебника право продолжало 
развиваться. Стала вестись определенная 
кодефикационная работа, которая заключалась 
в том, что начались вести приказные книги. 
В этих книгах каждый приказ записывал 
все распоряжения и приказы царя относящееся 
к сфере их деятельности. 
Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание 
в Москве, создавшее угрозу жизни царя 
. Тогда многое зависело от дворянства, 
которое поддержало восстание. Они выдвинули 
ему свои претензии царю, в которых говорилось, 
что причина восстания – отсутствие нормального 
законодательства. В результате была создана 
комиссия, которая и создала уложение. 
Потом оно обсуждалось на Земском соборе, 
где было единогласно принять в январе 
1649 года. Это было первое уложение изданное 
типографским способом и оно впервые поступило 
в продажу. Уложение делилось на 25 глав 
и содержало уже около 1000 статей. Это уложение 
будет оставаться действующим до второй 
четверти XIX века (с поправками). 
Информация о работе Сословно-представительная монархия в России