Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:31, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть особенности сословно-представительной монархии.
Введение.
Сословно-представительная монархия.
Возникновение, структура и функции парламента.
Судебная реформа.
Великая Хартия
Заключение
Введение.
Заключение
Введение.
Во второй половине XIII в.
в Англии оформляется сословно-
В ряде стран возникновение сословно-представительных
учреждений не было связано с какими-либо
значительными политическими потрясениями.
Королевская власть по собственной инициативе
обращалась к сословному представительству. 1
В Англии, где весьма рано укрепилась королевская
власть, лишившая феодальную знать ее
политической самостоятельности, Сословно-представительная
система сложилась в результате острой
борьбы феодалов с королем и ознаменовала
политическую победу сословий над монархией.
Цель данной работы: рассмотреть
особенности сословно-
1.Сословно-представительная монархия
Сословно- представительная монархия - централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословие - представительным органом (собранием). 2
Сословно-представительная
монархия действует в сословных
обществах, представляет собой принцип
организации представительной власти,
где действуют закрытые социальные
группы – сословия, от которых избираются
непосредственно депутаты. В Западной
Европе первые сословно-представительные
монархии появились еще в ХII веке.
Во многих государствах Европы эта
монархия просуществовала вплоть до
начала ХХ в., когда окончательно уступила
место национальному
Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей – условий, необходимых для развития внутреннего рынка. Процесс государственной централизации в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое развитие феодального общества. Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата. Централизованное государство требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения которых (в форме государственных налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты. Однако центральная власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных советов, получить эти средства с основной массы налогоплательщиков – крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов – во Франции; парламента – в Англии; имперского сейма – в Германии.
В большинстве стран Европы
период становления феодальной собственности
Феодальные государства складываются
в виде раннефеодальных монархий,
и период феодальной раздробленности
феодальное государство практически
повсеместно выступает как
Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой ликвидацию сословий, способствовали централизации государства и возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий.
1.1Возникновение, структура и функции парламента.
В результате гражданской войны (1263-1267 г.) был создан первый английский парламент, ставший в XIV в. двухпалатным:
-верхняя палата - палата лордов,
где заседали бароны и высшее духовенство;
- нижняя палата - палата общин, где заседали
рыцари и городская верхушка вместе с
низшим духовенством.
Их прочный союз обеспечил палате общин
большее политическое влияние, чем сословно-представительных
собраний в других странах.
Первоначально парламент лишь определял
размеры налогов на недвижимость и подавал
коллективные петиции на имя короля, но
постепенно закрепил свою компетенцию
в следующих вопросах:
• право на участие в издании законов;
• право решать вопросы о поборах с населения
в пользу государственной казны;
• право контроля над высшими должностными
лицами;
• право выступать в качестве высшего
судебного органа. 3
Управление на местах осуществляли шериф
с помощником - бейлифом, а также избиравшиеся
в местных собраниях коронеры и констебли.
Полицейскими и судебными полномочиями
наделялись назначаемые королем мировые
судьи.
Первый настоящий английский сословно-представительный
парламент был созван в 1265 г. в результате
борьбы трех группировок: сторонников
короля, баронов и рыцарства. В 1295 г. был
созван «образцовый» парламент, состав
которого послужил моделью для последующих
английских парламентов. Помимо лично
приглашенных королем крупных светских
и духовных феодалов в него вошли по два
представителя от 37 графств (рыцари) и
по два представителя от важнейших городов.
Создание парламента повлекло за собой
изменение формы феодального государства,
возникновение монархии с сословным представительством.
До середины XIV в. английские сословия
заседали вместе, а затем разделились
на две палаты. При этом рыцари от графств
стали заседать вместе с представителями
городов в одной палате (палата общин)
и отделились от круппнейших светских
и духовных магнатов, образовавших верхнюю
палату (палату лордов).
1.2 Судебная реформа
Значительным шагом в развитии судебной системы Англии была судебная реформа Генриха II, проведенная в 1166–1176 гг. Главное направление реформаторской деятельности Генриха II шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Королевский суд был объявлен высшим апелляционным судом. В королевских судах не применялись ордалии, расследование производилось через свидетелей, дававших свои показания под присягой. Кроме того, сосредоточив в своих руках всю уголовную юрисдикцию, в том числе и для вилланов, Генрих II лишал феодалов значительной доли как судебно-административной власти, так и связанных с ней доходов. Реформа уголовного судопроизводства, проведенная Генрихом II, положила начало расследованию дел через присяжных, и в какой-то мере – суду присяжных. Ассизами Генриха II вводился институт разъездных судей. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. в их компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения. 4
Разъездные судьи принадлежали
к учреждению, которое также возникло
при Генрихе II – Суду королевской скамьи.
Этот суд был особым отделением королевской
курии. В противоположность ему был создан
суд с постоянным местопребыванием в столице
– так называемый Суд общих тяжб.
Постоянным судебным ведомством стал
королевский суд в Вестминстере. Для обсуждения
запросов судебных комиссаров было назначено
5 постоянных судей. Со временем при суде
сложился свой персонал, установилась
коллегиальная практика обсуждений. В
конце XII в. обособилось гражданское отделение
суда.
2.Великая Хартия
Изначально Magna Carta была мирным договором между королем и баронами Англии. В хартии были урегулированы многочисленные разногласия, касающиеся их привилегий в вопросах брака, опеки и военной службы. Текст Хартии был написан сплошняком, однако исследователи сошлись во мнении, что Magna Carta состоит из преамбулы и 63 статей. Содержание Хартии можно выразить девятью основными идеями:
- свободная церковь;
- феодалы держат землю непосредственно от короля;
- равные права субарендаторов;
- закрепление правового положения городов, купцов и регулирование торговли;
- реформа правовой системы и отправления правосудия;
- контроль за королевскими должностными лицами на местах;
- статус королевских лесов и охота в них;
- решение неотложных дел, например, связанных с королевскими иностранными наемниками;
- гарантии соблюдения Хартии - специальный совет из 25 баронов мог объявить войну любому королю, пришедшему на смену Иоанну в случае грубых нарушений Великой Хартии Вольностей.
Непосредственно к статьям касающихся материальных интересов различных социальных групп населения относятся 1, 2, 9, 13, 15, 18. Английская церковь только подтвердила свои вольности, так как противоречия между королем и духовенством были разрешены еще до противостояния. Во второй статье Великой хартии вольностей за владельцами земли полученной от короля за военную повинность закрепляется право наследия, при чем устанавливается размер рельефа(налога) за вступление в право наследия, в зависимости от размеров владения и согласно древнему обычая. В девятой статье пресекается произвол чиновников в отношении должников и защищает его недвижимость и доход с нее, давая возможность вернут долг с наименьшими потерями, а так же в ней рассматривается порядок взаимоотношений между поручителем и должником. В тринадцатой статье подтверждаются вольности и свободы, города Лондона, как на суше, так и на земле, которые были получены еще при Генрихе II, прогрессивный момент заключается в том, что все другие города, бурги и местечки так же получали вольности и свободы. Статья пятнадцать защищает свободных людей от взятия с них необоснованных пособий оговаривая конкретные случаи при которых надлежит их брать, причем оговаривается, что надлежит брать лишь умеренные пособия. Интересы, рыцарей, торговцев, ремесленников. Статья восемнадцать оставила в силе вмешательство королевской курии в дела, порядок разбора которых был определен асскизами Генрихом II. Феодалы не смогли избавиться от влияния короля и от вмешательства в их дела. Но от этого выиграли свободные люди, так как эта статья защищала их от произвола последних и укрепляла юстицию. Но, тем не менее, большинство параграфов хартии трактуют вопросы неприкосновенности баронских и церковных владений. Король обещает не взимать незаконных податей, не захватывать земли, не накладывать произвольных штрафов, а также вернуть все захваченные им замки и земли. Однако согласно Хартии ограничениям подвергался не только королевский произвол по отношению к баронам, но и баронский — по отношению к рыцарям.
Хартия утерждала введение единых мер веса по всей стране, что укрепляло позиции купцов. Статья 41и 42 позволяла свободно покидать и возвращаться в страну, при чем это касалась как подданных короля, так и иностранцев. Очень важно то, что государство брало на себя обязательство защитить своих граждан, и случаи войны, оказавшихся па территории вражеского государства. Против беззакония, со стороны короля и его чиновников, был направлен и 39 параграф Хартии, провозгласивший, что ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен власти, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен иначе, как по законному приговору его пэров и по закону его страны. Однако речь в Хартии идет только о свободных людях, соответственно положения Хартии не распространялось на крепостное крестьянство, а оно составляло большинство населения Англии. Она, конечно, ни в какой мере не служила гарантией «народных свобод», как это нередко доказывают, и тем более не может считаться «народным правом», ибо именно народу она ничего не дала и не могла дать.5 Подавляющее большинство населения Англии тогда составляло крепостное крестьянство, и Хартия не давала им почти никаких прав. В хартии есть только одна статья в которой говориться, что при взысканий штрафов с вилланов (крепостных крестьян) оставался неприкосновенным их инвентарь. Однако это требование было включено в этот документ прежде всего в интересах самих же феодалов, ибо крестьяне, лишенные инвентаря, не могли выполнять феодальные повинности.
Заключение.
Все эти процессы, происходящие
в Англии на протяжении XIII в., способствовали
в будущем формированию представления
о короле как о верховном владельце
земель, как о наследственном и
легитимном представители верховной
власти в стране. Изменения претерпевает
и королевский двор, постепенно он
превращается в государственно учреждение.
С середины XIII в. управление осуществляется
Постоянным советом. В полномочия совета
входила подача советов королю по
законодательству, вопросам войны, мира
и дипломатии, чрезвычайная юстиция.
Составляли Совет лорд-казначей, королевский
камергер, судьи королевских судов, придворные,
а также новая фигура – лорд-канцлер. А
с XIV в. значение лорд-канцлера возросло:
он становится хранителем государственной
печати, контролером финансов и фактическим
главой королевской юстиции. Канцлер,
по сути, стал во главе администрации и
королевского законодательства, будучи
даже отчасти независимым от королевской
власти в своих полномочиях.
Становление сословной монархии определяет
образование учреждений и институтов
местного самоуправления, особое положение
которых стало еще одной характерной чертой
английской государственности.
С XV в. вышло из обихода представление
о подзаконном характере власти короны:
ее права не ограничиваются простым исполнением
законов королевства, но составляют особое
правовое пространство. Существование
сословных представительств не считалось
ограничением законодательных прав короны:
согласие сословий в парламенте лишь усиливает
их.
Список используемой литературы
1 Всеобщая история государства и права под ред. К.И.Батыра, Москва, 1996г с 223
2 Бурков С.М. История государства и права зарубежных стран. М., 1997 с 152
3 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М., 2005. С 93
4 Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. - М., 1974 с 118
5 Великая хартия вольностей 3 215г.//Документы по истории зарубежных стран. Под ред. Н.Л. Крашепиковой. - М., 1987 с 487-493
Информация о работе Сословно-представительная монархия в англии