Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:11, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является характеристика состязательного процесса ВКЛ.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть государственный строй Великого княжества Литовского;
2. охарактеризовать право Великого княжества Литовского;
3. определить понятие, место и роль состязательного судебного процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………....3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО………………………………………………………………...5
2. ПРАВО ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО…………………......11
3. ПОНЯТИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНОГО СУДА………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО…
2. ПРАВО ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО…………………......11
3. ПОНЯТИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНОГО СУДА………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Великое княжество Литовское прошло долгий путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.
Возникновение Великого княжества Литовского - это процесс, длящийся весьма долгое время. Он берет начало с правления первого великого литовского князя Миндовга и заканчивается после смерти Ольгерда. Уже во времена княжения Гедимина уровень общественного развития народов, которые населяли прибалтийские земли, прошел стадию первобытно – общинного строя и вступил в новый исторический период -феодализм.
Официально Великое княжество Литовское считалось феодальной монархией. Власть в ней принадлежала великому князю. C 15 века все более важную роль в государственном управлении играла Рада Великого княжества Литовского, которая ограничивала великокняжескую власть.
На ранней стадии развития княжества в каждой местности действовало свое местное обычное право и нормы Русской Правды, а также международные договора и церковное право.
С конца XIV века берет начало развитие писаного права, представляющего собой специальные грамоты, или привилеи, направленные на обеспечение прав отдельных лиц, групп или же всего класса феодалов. По своему содержанию и действию в пространстве привилеи делились на общеземские, действующие на территории всего государства, областные, которые были даны жителям только одной какой-либо области, а также на волостные, городские и персональные, которые были даны кому-либо лично.
В 1468 году издается Судебник, где подвергались кодификации нормы уголовного и уголовно-процессуального права, которые были направлены на защиту феодальной собственности.
Целью моей курсовой работы является характеристика состязательного процесса ВКЛ.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть
государственный строй
2. охарактеризовать право Великого княжества Литовского;
3. определить понятие, место и роль состязательного судебного процесса.
Объектом исследования выступает Великое княжество Литовское.
Предметом исследования является состязательный судебный процесс.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
В XV веке сформировался вальный сейм, который в XVI веке стал носить значение высшего законодательного и контрольного органа. На вальном сейме обсуждались все общегосударственные вопросы: законодательство, избрание великого князя, привилегии дворянства, налоги, отношения с другими государствами. На местах существовали избранные уездные сеймы. Некоторые функции управления осуществляли предводитель, подскарбий, канцлер, гетман наивысший, заместители, воеводы, старосты, комендант – все те, кто имел широкие права и полномочия.
Низшим звеном в системе управления государя были волостные старцы и подчиненные феодалам представители крестьян – сотские. Вначале на белорусских землях автономными оставались Полоцкая земля и Витебская земля и отдельные княжества, такие как Слуцкое, Кобринское, Клецкое. Великие князья гарантировали населению неделимость этих земель и княжеств, а также неприкосновенность владений и прав феодалов и мещан.
Ликвидация в 1390-х годах отдельных
удельных княжеств, разделение в 1423 году
Великого княжества Литовского на воеводства
послужили причиной централизации государства. В результате административно-
Что касается судов в Великом княжестве Литовском, то они делились на замковый, подкоморский, земский, великокняжеский и др.суды. В некоторых землях сохранялся народный традиционный копный суд. Источниками права были местные обычаи и судебная практика, но с XIV века источниками права стали великокняжеские привилегии, грамоты и письма, а также Судебник 1468 года. Уставы 1529, 1566 и 1588 годов стали первыми в Европе систематизированными сводами законов. Экономической основой государства являлась феодальная собственность на землю.
По социальному составу население Великого княжества Литовского делилось на 2 основных класса: феодалов и зависимых крестьян. Номинальным верховным собственником всех земель в государстве был великий князь. Сословие феодалов включало в себя князей, панов, земян, бояр. С XVI века таких сословных феодалов стали называть знатью, которая была наделена политическими правами, налоговыми и торговыми льготами. Многие привилегии и уставы того века законодательно оформились правом собственности дворянства на землю и имущественными льготами, что значительно усилило ее политическую роль и сделало зависимым от ее великого князя. На протяжении XVII-XVIII веков большое количество местной шляхты перешло в католичество. Господствующим сословием считалось также и высшее духовенство, владеющее землей, крестьянами, городами и поселками.
Что же касается религиозных отношений, то большая часть населения Великого княжества Литовского в XIII веке принадлежало к православной церкви, а вот литовцы и жемайты сохраняли языческие традиции. В 1387 году Ягайло провел крещение литовцев по католическому обряду. Крещение жемайтов же растянулось еще на целый век. Постепенно католическая церковь при помощи великих князей расширила свои позиции. С 1458 года православная церковь в ВКЛ имела свою самостоятельную митрополию. В середине XVI века в Беларуси большое влияние оказала Реформация и ее различные направления. 9 октября 1596 года была провозглашена Брестская уния, которая представляла собой акт об организационном объединении на территории Беларуси и Украины православной церкви с католической.
Великое княжество Литовское прошло сложный путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.
Возглавлял государство великий князь - господарь. Ему принадлежала военная, административная, законодательная и судебная власть. Но все важные государственные дела господарь решал совместно с «панами-радой» и сеймом. В ст.2 раздела II Статута 1566 г. значилось, что ни великий князь, ни паны-рада не имеют права начинать войну и определять налоги без согласия сейма, на котором обязательно должны присутствовать представители шляхты.
В состав рады были включены наиболее крупные феодалы и католические епископы. Господарь (великий князь) мог приглашать на заседания рады и других феодалов. Для принятия решения по наиболее важным государственным вопросам рада собиралась в своем полном составе.
Если господарь отсутствовал, то рада становилась у руководства всеми государственными делами. Рада была уполномочена решать вопросы законодательного, внешнеполитического, оборонного, финансового, судебного характера.
Великий вальный сейм Великого княжества Литовского развился из древних вечевых собраний, на которые при феодальном строе допускались только лица, которые принадлежали к сословиям шляхты и христианского духовенства. На сеймах основную роль играли крупные феодалы, а вот шляхта вынуждена была подчиняться воле панов. В XV и в начале XVI вв. на сеймы получили возможность являться все шляхтичи по их собственному желанию. Однако часто шляхта не приходила на сеймы, поэтому было установлено правило, свидетельствующее о том, что от каждого повета должны были избираться на поветовых сеймах по два земских посла. Кроме избранных земских послов на сейм также приглашались все паны рады, верхушка православного духовенства и крупные феодалы, которые не входили в состав рады. Каких-то определенных сроков и места созыва сеймов не существовало, они собирались в различных городах и замках по мере необходимости, например, если возникала угроза войны. В компетенции сейма было решение дел о налогах, о защите государства, об избрании великого князя, а также некоторые судебные дела и вопросы законодательства.
Недопущение на сейм представителей мещан и крестьян и преобладание в нем влияния крупных феодалов делали его представительным органом только класса феодалов - князей и панов. Такой состав сейма определял характер его правовых актов, полностью отвечающих различным узкоклассовым интересам феодалов.
Что касается повседневного руководства государственными делами, то оно осуществлялось как радой, так и должностными лицами, к которым относились канцлер, ведавший государственной канцелярией; подскарбий земский, который управлял финансами. Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армии в мирное время. Маршалок земский являлся блюстителем порядка и этикета при дворе великого князя. Ему также принадлежала главенствующая роль на сеймах и других собраниях. Он судил участников сейма и их слуг за преступления.
Местное управление в разных частях государства отличалось друг от друга. Итогом реформ, проведенных в 1565 - 1566 гг., явилось то, что вся территория государства была разделена на 30 поветов, которые входили в состав 13 воеводств. Правовое положение воеводств и поветов в составе княжества существенно отличалось. В Полоцком и Витебском воеводстве пользовались особым правовым режимом в составе княжества. Существенно отличалась организация управления в городах и в частных владениях крупных феодалов, которым принадлежали некоторые княжества и поветы.
Во главе каждого воеводства стоял воевода, который назначался великим князем и радой. В Полоцком и Витебском воеводствах воеводы назначались с согласия местных феодалов. Воевода руководил военными силами, являлся главой исполнительных органов воеводства, осуществлял контроль за управлением государственными имениями и доходами, следил за поддержанием порядка на территории воеводства и осуществлял правосудие в городском суде. Он так же входил и в состав панов-рады по должности.
Воеводы проводили свою деятельность совместно с радами, которые состояли из местных феодалов, и при помощи своих должностных лиц, к которым относились наместник, ключник, писарь и др.
Управление в поветах осуществлялось старостами, которые назначались великим князем и радой. Старосты отвечали за выполнение населением всех повинностей (военной, дорожной, подводной), руководили сбором общегосударственных налогов, следили за поддержанием порядка в поветах, осуществляли суд по некоторым делам.
Важные вопросы в воеводствах и поветах обсуждались на местных сеймах, на которых собирались лишь шляхтичи независимо от их имущественного положения. Они избирали представителей в сейм, кандидатов на некоторые судебные должности, заслушивали отчеты депутатов о решениях вального сейма и решали некоторые местные сословные дела.
Функции органов государственного управления в волостях выполняли наместники, к которым относились державцы. Им давались в держание господарские имения и замки. Державцы собирали денежные и натуральные подати, следили за содержанием в необходимом порядке укреплений, мостов и дорог, могли судить простых людей и в некоторых случаях шляхту.
В деревнях представителями администрации были сельские войты, сотники, сорочники, десятники. У крестьян-данников представителями выступали избираемые ими старцы. Они занимались разверсткой повинностей, сбором податей и доставкой их в казну.
Отличительной чертой управления в городах Великого княжества Литовского было предоставление им некоторого самоуправления.
Во главе города стоял войт, назначаемый великим князем. Со временем эта должность стала выборной. Помогали войту бурмистры, радцы и лавники, назначаемые войтом или избираемые из числа местных богатых мещан. Рада и бурмистры отвечали за административно-хозяйственные дела. Войт и лавники рассматривали уголовные дела. В своей деятельности городские органы власти опирались на законы и нормы обычного права, а позднее начали пользоваться нормами иностранного городского права, которые были приспособленны к местным условиям.
Высшим судебным органом в государстве являлся суд великого князя, который назывался господарским судом, в нем судили господарь и паны-рада. Разновидностью господарского суда являлся суд панов-рады, в компетенции которого были дела без великого князя.
В 1581 году был издан закон об образовании высшего апелляционного суда, который избирался шляхтой. Он назывался Главным судом, или Главным трибуналом. Решения и приговоры Главного суда принимались большинством голосов и назывались декретами. Декреты имели такую же силу, как и решения господарского суда, и не подлежали обжалованию.
К местным судам относились городские, земские, подкоморские, копные и войтовско-лавничьи суды.
На ранней стадии развития княжества в каждой местности были свои местные обычные права, нормы Русской Правды, а международные договора и церковное право.
С конца XIV века развивается писаное право в виде специальных грамот, или привилеев, которые были направлены на обеспечение прав отдельных лиц, групп и всего класса феодалов. По своему содержанию привилеи подразделялись на общеземские и областные. Общеземские действовали на территории всего государства. Областные были даны жителям только одной какой-либо местности.