Субъективное избирательное право в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:57, реферат

Краткое описание

Избирательное право - один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившийся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по КП.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная  юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 

Кафедра конституционного права зарубежных стран

 

 

Реферат

 

«Субъективное избирательное право в зарубежных странах»

 

 

 

Студентка: 

2 группы, 2 курса

Юридического заочного института 

очно-заочной формы обучения

Леонова Наталья Владимировна

 

Преподаватель:

К.ю.н., доц. Рябов Сергей Васильевич

 

 

Москва

2012г.

Избирательное право - один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве  развитых демократических стран  представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившийся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из институтов конституционного права, состоящий  из правовых норм, санкционированных  законом правил и сложившихся  на практике обычаев, регулирующих порядок  предоставления гражданам права  участия в выборах и способ формирования представительных органов  власти. В понятие избирательной  системы входят методы установления результатов голосования, а также  недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.

Термин «избирательное право» имеет два значения:

- в объективном смысле - это система конституционно-правовых  норм, регулирующих общественные  отношения, связанные с выборами  органов государства и местного  самоуправления. Объективное избирательное  право регулирует избирательную  систему в широком смысле. Обычно  предметом избирательного права  считаются связанные с выборами  общественные отношения, в которых  прямо или косвенно участвуют  граждане;

- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину  государством возможность участвовать  в выборах государственных органов  и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс  конкретных прав лица, среди которых  особо следует выделить активное  и пассивное избирательное право  в связи с политическими правами  человека и гражданина.

Основным и главным  источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция  государства. Она определяет круг субъектов  избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения  граждан этого права.

Например, статья 4 Конституции  Италии 1947 года декларирует, что избирательным  правом пользуются все достигшие  совершеннолетия граждане: мужчины  и женщины, а голосование характеризуется  как личное, равное, свободное и  тайное. Конституция декларирует  то, что голосование в Италии является общественным долгом.

Объем регулируемых конституциями  вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции  ограничиваются отдельными, формальными  статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или  целые разделы о выборах. Как  правило, более детальное регулирование  норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы.

Законодательство о выборах  в зарубежных странах в последнее  время стало более обширным и  детализированным. Предметом его  регулирования является не только сам  порядок голосования, но и связанные  с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных  лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т.д. В отдельных  странах особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся  странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.

Термин «избирательное право» имеет в литературе два значения - объективное и субъективное.

Объективное избирательное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Это один из институтов конституционного права, хотя включает и отдельные нормы других отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного, судебно-процессуального. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они относятся одновременно к двум, или более отраслям права. В качестве примера можно привести статьи уголовного кодекса, устанавливающие составы преступлений, образуемые нарушением норм избирательного права. В зарубежном праве можно также найти случаи обратного характера, когда уголовно-правовые санкции устанавливаются нормами избирательного права. Например, во французском Избирательно кодексе содержится широкая гамма уголовно-правовых норм. Последние предусматривают весьма разнообразные составы преступлений и проступков, возможных в избирательном процессе. В Кодексе санкциям отведена целая глава (ст.L.86-L.117), а кроме того, подобные нормы встречаются и в единичном порядке Конституционное (государственное) право зарубежных стран.

Объективное избирательное право регулирует, следовательно, избирательную систему в широком смысле, хотя, как только что отмечалось, и не во всем его объеме. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане. Избирательно- правовые нормы бывают материальными и процессуальными; последние составляют подавляющее большинство норм данной группы.

Субъективное  избирательное право - это гарантированная  гражданину государством возможность  участвовать в выборах государственных  органов и органов самоуправления. Оно представляет комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное  право - это право гражданина, установленное законом, лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.

Пассивное избирательное  право - это право избираться т.е. право гражданина быть избранным в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.

Предоставление активного  и пассивного избирательного права  обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным  законодательством, в частности, это  принадлежность к гражданству данной страны (не которые страны предоставляют  право голоса в выборах органов  самоуправления), определенный возрастной ценз и другие условия.

Круг лиц, за которыми конституция  и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, то есть специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав. При этом цензы не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены в конституции и если конституция не предусмотрела возможности установления их законом. На практике, впрочем, бывает и это, но только в странах, где не получил развития конституционный контроль.

Среди избирательных цензов следует, прежде всего, указать возрастной.

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных  прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в четырех странах - Бразилии, Иране, Никарагуа, и на Кубе, правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного права возрастные цензы нередко выше. Например, в Италии чтобы занять должность президента требуется достижения возраста 50 лет. Такое управление требует определенной зрелости, накопления информации об окружающем мире, определенный навык решения жизненных проблем. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.

Еще более важные цензы: оседлости и гражданства, их не надо путать. Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам, а ценз гражданства не требует проживания в этой стране. В Новой Зеландии - 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются  лишь лица, состоящие в гражданстве  данного государства не менее  установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в  стране и не требует сам по себе этого проживания. Например, согласно части первой разд. 2 и части третьей разд. 3 ст.1 Конституции США 1787 года членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет.

Ценз грамотности и  образовательный ценз предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти  не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном  языке, а иногда понимать и истолковывать  конституцию страны. Применяется  данный ценз в основном тогда, когда  речь идет о пассивном избирательном  праве. Например, согласно Конституции  Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный ценз заключается  в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал  налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был  отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел  пристойный образ жизни и обладал  добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в  Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия).1

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в иранский парламент  могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал  недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти  во всех странах. Сегодня повсеместно  отменен.

Расовый ценз в настоящее  время отсутствует. Рассмотренные  цензы представляют собой ограничения  как активного, так и пассивного избирательного права.

 К ограничениям пассивного  избирательного права относятся  несовместимость и неизбираемость.

Несовместимость заключается  в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее  его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее  его осуществлять). Например, во Франции  депутат и сенатор не могут  осуществлять руководящие функции  в частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана  с правами государства, не допускается  совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.

Неизбираемость - это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов.

Обычно лишаются избирательных  прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда.

С активным избирательным  правом связаны принципы свободных выборов и обязательного вотума.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.

Правда, в Италии санкции  за нарушение этого долга - исключительно  моральные, а вот в Австралии  ленивому избирателю грозит штраф, в  Греции и Турции - даже лишение свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых литературных источников

 

  1. Иностранное конституционное право/ ред. В.В.Маклаков. – М.,1996.
  2. Конституционное ( государственное) право зарубежных стран.В 4-х т. Тома 1-2. Часть общая Учебник / ред. проф. В.А. Старшун – 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: Издательство БЕК, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1.Иностранное конституционное право/Отв. ред. В.В.Маклаков. – М.,1996.

 


Информация о работе Субъективное избирательное право в зарубежных странах