Судебная система США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

История создания государственности и построения гражданского общества в США столь же поучительна для всего человечества, что и создание государства и права в Древнем Риме. При тщательном анализе нетрудно установить и известную преемственность политико-правовых учреждений этих столь отдаленных друг от друга, как в пространственном, так и во временном отношении цивилизаций. Прежде всего, это касается роли обычая, закона и правосудия в регулировании общественных отношений, Американский государственный строй, форма правления и динамично функционирующая демократия до сих пор служат моделью для подражания, особенно для вновь образовавшихся государств

Содержание

1. Введение................................................................................................................3
2. Основная часть
2.1 Федеральная судебная система.......................................................................5
2.2 Судебная система штатов...............................................................................11
2.3 Разграничение юрисдикции федеральных судов и судов штатов..............15
2.4 Процедура назначения судей.........................................................................18
2.5 Суд присяжных................................................................................................23
3. Заключение..........................................................................................................27
Список использованной литературы....................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная система США.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ  (МЭСИ) 
 

Специальность: Юриспруденция  
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

на тему:  “Судебная система США” 
 
 
 
 

Руководитель  работы

 ___________________Петров В.Н.

«______»_________________2011г. 
 

Исполнитель

Студент ЮР 10-11

__________________Антонов  Е.В.

«______»_________________2011г. 
 
 

Москва, 2011г. 

Содержание

1. Введение................................................................................................................3

2. Основная  часть

  2.1 Федеральная  судебная система.......................................................................5

  2.2 Судебная система штатов...............................................................................11

  2.3 Разграничение юрисдикции федеральных  судов и судов штатов..............15

  2.4 Процедура назначения судей.........................................................................18

  2.5 Суд присяжных................................................................................................23

3. Заключение..........................................................................................................27

Список  использованной литературы....................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

Введение

      История создания государственности и построения гражданского общества  в США столь же поучительна для всего человечества, что и создание государства и права в Древнем Риме. При тщательном анализе нетрудно установить и известную преемственность политико-правовых учреждений  этих столь отдаленных друг от друга, как в пространственном, так  и  во временном отношении цивилизаций. Прежде всего, это касается роли  обычая, закона и правосудия в регулировании общественных отношений, Американский государственный строй, форма правления и динамично функционирующая демократия до сих пор служат моделью для подражания, особенно для вновь образовавшихся государств.

      Историки, политологи, социологи и юристы посвятили  немало работ изучению американской государственности, но до сего времени  поражает потенциал  прочности  американских  политико-правовых  учреждений.

      Особенно  конструктивно  проявляется  в  США роль судебной власти, где судьи  и суды изначально были наделены  всей  полнотой  юрисдикционного  контроля. В Соединенных Штатах практически  нет такого Политического вопроса, который бы рано или поздно не превращался в судебный вопрос. Четко определенные полномочия, которые предоставлены американским судам, высказывать свое мнение по вопросу о неконституционности  законов, - это  один из мощнейших барьеров, когда-либо возводимых  против  тирании  политических  собраний.1

     В настоящее время суды в США  обладают большой властью и пользуются огромным уважением в американской системе, ибо в процессе реализации принципа разделения властей суд  стал нести ответственность за принятие  многих  важных  решений  по  общественным  вопросам.

     Американцам издавна была присуща склонность обращаться с жалобами в суд. Сегодня  эта дарованная им возможность возбудить  судебное  дело привела  к  "защитительному  буму".2

     На  мой взгляд данная тема актуальна  в настоящее время. Сейчас в судах США взыскиваются огромные суммы по искам об оскорблениях и проч., т. е. по искам о моральном причинении вреда.

     Данную  тему исследовали различные учёные. Хотелось бы выделить некоторых из них.

     Так, Мишин М. Е. в своей работе «Конституционное право зарубежных стран» рассмотрел судебную систему США. В книге Боботова и Жигачева, «Введение в правовую систему США», всесторонне анализируются специфика и современное состояние американской правовой системы; представлен механизм государственной власти в США; рассматриваются законодательный процесс, организация и деятельность судов всех уровней, формы подготовки юридических кадров. На мой взгляд, эта книга содержит наибольшее количество информации для раскрытия данной темы. В книгу Баглая, Лейбо и Энтина «Конституционное право зарубежных стран» так же введены главы о США. Но она содержит лишь поверхностную информацию по данному вопросу. Достаточно неплохо рассматривается современное конституционное право США в книге Алебастровой, «Конституционное право зарубежных стран». Материал в ней излагается доступным языком, четко и последовательно.

      Цель  данной курсовой: рассказать о федеральной  судебной системе, судебной системе  в штатах, о разграничении их юрисдикции, комплектовании  судебных  кадров  и  о  суде  присяжных.   
 
 
 

2 Основная часть.

2.1 Федеральная судебная система

      В США функционируют параллельно  единая федеральная система судов  и самостоятельные судебные системы  каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий.

     В компетенцию федеральных судов входит, прежде всего, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом сумма иска превышает 10000 долларов. По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их функций.

     При определенных ситуациях у органов  обвинения и у истцов по гражданским  делам создаются возможности  выбора между обращением в суд  одного из штатов либо в федеральный  суд, а в некоторых, весьма редких, случаях допускается обращение в федеральный суд с жалобой по делу, рассматривавшемуся в суде штата, но только если речь идет о толковании или применении норм федерального права, если налицо «федеральный вопрос».

     Подавляющая часть уголовных и гражданских  дел рассматривается судами штатов, и лишь относительно небольшая их часть (510%) оказывается предметом разбирательства федеральных судов.

     В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные  и окружные суды, а также специальные  суды. Всю систему федеральных судов возглавляет Верховный суд США, который одновременно занимает исключительно важное положение во всей структуре высших государственных учреждений наряду с Конгрессом и президентом США.

     Окружные  суды (иногда их название переводится как "районные") - основное звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из которых от 2 до 27 судей (один из них назначается председателем по тем же правилам, что и в апелляционных судах). Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действия административных ведомств.

     Дела  обычно произвольно распределяются между судьями внутри определенного  округа, но после распределения каждый окружной судья является ответственным  за все свои дела. В гражданских делах "о справедливости" - обычно в делах, в которых одна из сторон подает в суд, добиваясь судебного запрета, а не денежного вознаграждения,- судья проводит слушание единолично. По уголовным делам или по гражданским делам, включающим в себя денежный иск, судья проводит слушания или единолично, или вместе с присяжными заседателями, в зависимости от того, желает ли одна из сторон слушания дела в присутствии присяжных заседателей.

      При окружных судах функционируют  федеральные магистраты (эта должность учреждена в 1968 г.). Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений. Магистраты вправе самостоятельно рассматривать уголовные дела по обвинению в малозначительных преступлениях, если те наказываются лишением свободы на срок до одного года и штрафом до 1000 долларов, однако при условии, что обвиняемый не настаивает на разбирательстве его дела судьей окружного суда. В 1978 г. при каждом из окружных судов как их дополнительные органы были учреждены суды по делам о банкротствах, которым поручено рассмотрение этой весьма многочисленной категории дел. Жалобы на их решения могут быть принесены, как правило, в окружной суд.

      В уголовных и гражданских процессах  секретарь судебного заседания  стенографирует каждое слово, произнесенное обвиняемым, свидетелями, защитниками, обвинителем, судьей и остальными участниками процесса. Эта запись служит официальным, доступным для всех, в том числе и для прессы, протоколом процесса и основным письменным материалом для пересмотра дела в случае апелляции к высшей судебной инстанции.

      После того, как окружной судья вынесет  решение, проигравшая сторона всегда имеет право подать апелляцию  в один из апелляционных судов.3

      Федеральные апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежуточной юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В настоящее время имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, 11 - в каждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов и имеющих свой официальный номер, и, наконец, учрежденный в 1982 г. Центральный апелляционный суд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда США.

      В каждом штате имеется от одного до четырех округов; в некоторых из округов только один судья, тогда как в других большее количество судей. (В двух округах города Нью-Йорка, например, 32 окружных судьи).

      Федеральные судьи назначаются Президентом, чье решение должно быть утверждено Сенатом в отношении членов Верховного суда США. После утверждения их в должности судьи сохраняют свой пост пожизненно и в случае "хорошего поведения"; никакие меры не могут быть применены для того, чтобы снять их с работы, за исключением процедуры импичмента, проводимой Сенатом, за "предательство, подкуп или другие серьезные преступления и проступки". Однако за 200 лет истории Соединенных Штатов, со времени основания страны, только 12 судей были судимы Сенатом, из которых только 5 были осуждены и лишены судейского звания. В восьмидесятых годах XX века импичмент был возбужден против трех федеральных судей за злоупотребление должностным положением.

      В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до 23 судей. Обязанности председателя возлагаются на того из них, кто дольше всех входит в состав этого суда, однако не достиг 70 лет. В работе каждого апелляционного суда принимает участие один из членов Верховного суда США (они закреплены за одним - двумя апелляционными судами). Первые 12 апелляционных судов рассматривают жалобы на приговоры и решения окружных судов, на постановления ряда административных органов, если в них усматривается нарушение правовых норм, а также издают приказы по некоторым вопросам в качестве суда первой инстанции. Как правило, дела слушаются коллегией из трех судей, однако если речь не идет об апелляционной жалобе, они могут рассматриваться и одним и двумя судьями. Для разбирательства жалоб на решения судей и коллегий апелляционного суда, а также для устранения споров между судьями созываются пленарные заседания апелляционного суда. В связи с существенным увеличением числа дел, рассматриваемых апелляционными судами (почти в 10 раз за период 1960 - 1980 гг.), в них были резко ограничены либо в ряде случаев вовсе отменены выступления сторон и принимаются иные меры для ускорения процедуры разбирательства дел.4

      Сторона, проигравшая в апелляционном  суде, может обжаловать решение в  Верховный суд Соединенных Штатов. В США имеются также специализированные федеральные суды с конституционным  статусом, например Суд по делам внешней торговли.

      Наряду  с Конгрессом и Президентом США  Верховный суд США - единственное судебное учреждение, упоминаемое в Конституции США. Он состоит из девяти судей, одного из которых Президент США назначает председателем. Члены Верховного суда, включая председателя, назначаются Президентом и утверждаются Сенатом. Кворум, необходимый для принятия решения, составляют шесть членов Суда. Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые другие (на практике такого рода дела немногочисленны). Основная его функция - рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут "федеральный вопрос", а также просьбе об отмене постановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или даже акт Конгресса США. Дела в Верховный суд поступают: в порядке апелляции:

а) от высшего  суда штата, если последний объявил федеральный закон неконституционным или поддержал закон штата, несмотря на доказательства стороны, что он нарушает федеральный закон или Конституцию;

б) от федерального апелляционного суда, если закон штата  или федеральный закон признан неконституционным;

в) от федерального окружного суда, если федеральный  закон был сочтен неконституционным  и Соединенные Штаты были одной  из сторон в судебном процессе.

      Дела  также могут поступать через  истребование по иску:

а) от высшего  суда штата, когда дело затрагивает «существенный федеральный вопрос»;

б) от федеральных  апелляционных судов. Верховный  суд вправе, если последует просьба  апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший по гражданскому или уголовному делу, и дать по нему обязательное толкование. Верховный суд принимает к разбирательству дела по своему усмотрению, если признает их достаточно существенными и общезначимыми, что бывает относительно редко: в ответ на тысячи обращений ежегодно выносятся решения, лишь по 120 -160 делам. При этом каждый судья высказывает свое мнение, после чего обычно один из судей формулирует позицию большинства, т. е. решение Суда, а остальные либо полностью соглашаются с ним, либо присоединяются к выводу, но расходятся в мотивировке решения, либо, наконец, излагают свое мнение, противоположное позиции большинства (все мнения судей публикуются).

      Для большинства дел федеральный  апелляционный суд является последней  инстанцией. "Конечно, Верховный  суд может отвергнуть наше решение, а также всех судов штата,- утверждает старший судья федерального апелляционного суда Джордж А. Маккиннон,- но в мире жестокой действительности мы почти всегда - суд последней инстанции в пересмотре решений". Он отметил, что из 340 тысяч дел, принятых апелляционными судами в 1986 г., менее чем 200 будут заслушиваться в высшем суде нации.5

      Решение Верховного суда является окончательным  и не может быть пересмотрено в  какой-либо другой инстанции.

      Наряду  с системой общих судов существует несколько специализированных федеральных судов. Их система подверглась значительным преобразованиям в 1982 г. Специальные суды учреждались Конгрессом для специфических дел. Их члены назначаются на определенный срок, их можно увольнять, им можно сокращать зарплату. Важное место в системе занимает Претензионный суд.6 Он рассматривает гражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше 10000 долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и по ряду других оснований.

      В 1980 г. был переименован в Суд по внешней торговле прежний Суд по таможенным делам. Он состоит из девяти судей, которые могут выносить решения единолично и заседают либо в Нью-Йорке, где находится его штаб-квартира, либо, при необходимости, в одном из других портовых городов США. В ряду других федеральных судебных учреждений с различной специализацией, в частности, имеется самостоятельный Налоговый суд, рассматривающий споры, которые возникают в связи с определением размеров федеральных налогов и их уплатой. 
 
 

2.2 Судебная система штатов

      Каждый  штат имеет свою собственную судебную систему. Суды штатов являются судами общего судопроизводства. Иначе говоря, они рассматривают все виды судебных дел, включая жалобы одного гражданина на другого, или иски гражданина против штата или представителя штата, или штата против гражданина. Большинство судов штатов организовано по тому же принципу, что и федеральные суды - с судебными инстанциями, промежуточными апелляционными судами и с Верховным судом штата. Основное различие состоит в том, что суды штатов занимаются более широким спектром вопросов, чем федеральные суды.

      Другая  важная разница состоит в том, что федеральный судья назначается  на свой пост пожизненно, в то время  как судьи штатов обычно избираются или назначаются на определенный период. Эти назначения обычно осуществляются на длительные сроки, а выборы, как правило, не слишком политизированы по своему характеру. В американских штатах действуют весьма различающиеся между собой системы судов. По большей части их особенности объясняются историческими условиями формирования судебной системы в данном штате. Порою вновь образовавшиеся штаты заимствовали схему судебной организации у соседних штатов. Чаще всего в штатах используются двух- и трехступенчатая системы общих судов, а также различные суды ограниченной или специальной юрисдикции. Двухступенчатая система общих судов, включающая в себя лишь суды первой инстанции и высший судебный орган, свойственна небольшим по размерам и населению штатам, а трехступенчатая - более крупным штатам, в судах которых рассматривается большое количество гражданских и уголовных дел.

      Суды, возглавляющие судебную систему  в штате, чаще всего носят название верховного суда, однако в ряде штатов они называются апелляционными. Они  состоят из 5-9 судей, один из которых назначается председателем суда. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются, главным образом, рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов. В большинстве штатов они рассматривают жалобы лишь на судебные решения, которые связаны с вопросами права, в остальных - также и по вопросам факта. В большинстве штатов Верховные суды сами решают, принимать ли к рассмотрению апелляционные жалобы и иные обращения к ним, кроме приговоров к смертной казни, жалобы на которые подлежат обязательному разбирательству в Верховном суде штата. В отдельных штатах действует правило, согласно которому Верховный суд обязан рассматривать все без исключения, поступившие к нему жалобы.7

      В качестве суда первой инстанции эти  суды чаще всего издают лишь судебные приказы в случае непосредственного обращения к ним, например, с жалобой на незаконное содержание под стражей (приказ "хабеас корпус"), а в некоторых случаях принимают дела к своему производству, если они отличаются особой сложностью. Особенно велика роль верховных судов штатов в толковании конституций и оценке законодательства штатов в связи с рассматриваемыми ими судебными делами или жалобами на решения административных органов. Значение этой функции существенна, возросло за последние десятилетия, когда в отдельных штатах верховные суды стали проводить линию на более решительную, чем в решениях Верховного суда США, защиту прав граждан.8

      Суды  промежуточной юрисдикции (термин "промежуточный" иногда входит в их официальное название) созданы в ряде штатов для рассмотрения жалоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Они носят различные названия, но чаще всего их именуют апелляционными судами. Иногда в штатах создается отдельный уголовный апелляционный суд, в ряде случаев суды промежуточной юрисдикции функционируют на правах апелляционных отделений Верховного суда штата. В их состав входят от 10 до 50 судей. Слушание дел обычно проводят коллегии из 3 судей. В некоторых штатах апелляционные суды рассматривают по первой инстанции, в том числе и с участием присяжных заседателей, определенные категории гражданских и уголовных дел. В этом случае процесс ведет судья единолично.9

      Основное  звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции, которые выступают под самыми разными названиями, например: в штате Нью-Йорк это верховные суды, в штате Калифорния - высшие суды, но чаще всего они именуются окружными судами. В их организации и количественном составе наблюдаются весьма существенные различия. Как правило, они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных законодательством соответствующего штата, кроме малозначительных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, для разбирательства которых созданы в данном штате специализированные суды.

      В некоторых штатах окружные суды вправе рассматривать лишь уголовные дела о преступлениях, за которые может  быть назначено лишение свободы  на срок до пяти лет или даже только до одного года, что значительно расширяет прерогативы апелляционного суда данного штата в качестве суда первой инстанции. Вместе с тем, окружные суды выступают в качестве вышестоящей инстанции по отношению к судам ограниченной юрисдикции, поскольку они вправе в ряде случаев рассматривать жалобы на их решения.10

      Дела  в окружных судах рассматриваются  либо единоличными судьями, либо судьями  с участием присяжных заседателей. В настоящее время количество присяжных заседателей в американских судах любых инстанций, в том  числе и в федеральной системе судов, составляет при разбирательстве уголовных дел 12 или меньше, но не менее шести присяжных, при разбирательстве гражданских дел чаще всего шесть, если стороны не потребуют увеличения числа присяжных. В большинстве штатов для признания подсудимого виновным требуется вынесение присяжными единогласного вердикта. Назначение подсудимому наказания, как правило, входит в компетенцию только судьи, однако в некоторых штатах присяжные своим вердиктом должны решать и вопросы наказания (о допустимости вынесения смертного приговора и др.).

      Помимо  названных звеньев общей системы  судов в каждом американском штате  имеются суды ограниченной юрисдикции, которым доверяется рассматривать дела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо, как правило, лишь краткосрочным лишением свободы, а также гражданские дела с небольшой суммой иска, чаще всего до 1000 долларов. Они носят названия муниципальных городских, полицейских судов, иногда - судов графств, судов общих сессий и т.п. Дела в них слушают магистраты или мировые судьи, не обязательно обладающие профессиональной юридической подготовкой.

      Во  многих штатах действуют также  суды специальной юрисдикции - либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушениях правил дорожного движения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они разбирают дела о правонарушениях несовершеннолетних, применяют меры к родителям, не заботящимся о своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях, пытаются разрешать семейные конфликты и т.п.11

      В системе американских учреждений на уровне федерации и штатов отсутствуют специальные органы конституционного контроля, поскольку эти функции выполняются судами общей юрисдикции. Верховный суд США прецедентом 1803 г. ввел для себя, а также и для других федеральных судов исключительное по своей важности полномочие толковать положения Конституции США и объявлять недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов, любые акты исполнительной власти по мотивам их противоречия Конституции.  

2.3 Разграничение юрисдикции федеральных судов и судов штатов.

      Система федеральных судов действует  параллельно системе судов штатов, но не возвышается над ней. Иначе  говоря, обе судебные системы суверенны  с точки зрения оценки возникающих  споров. Однако вынесенные решения  остаются открытыми для обжалования путем апелляции.

      Так как федеральный суд имеет  право отменить положения, принятые штатом, и таким образом предотвратить  действия штата, которые, по мнению федерального суда, являются не соответствующими федеральным  законам, время от времени между штатами и федеральными судами возникают довольно напряженные отношения. В соответствии с принципами федерализма штаты по Конституции достаточно свободны в своих действиях. Верховный суд неоднократно пытался уменьшить степень влияния федеральных судов на действия судов штатов, в то же время, гарантируя, что федеральные суды будут защищать федеральные права. Принципы, разработанные Верховным судом для достижения этой цели, довольно сложные, но, в общем, Верховный суд пытался ограничить степень вмешательства федеральных судов в процесс работы судов штата. Суд смог сделать это, обязав федеральные суды во многих случаях отложить вынесение решения по федеральным искам до тех пор, пока суду штата не будет дана возможность сделать это первому. Однако, несмотря на этот общий ограничительный принцип, все еще существуют обстоятельства, при которых федеральные суды могут предпринять действия, не требуя, чтобы федеральные иски сначала подавались в суды штатов.

      Примером  различного толкования вопроса о  применимости или неприменимости федерального закона может служить дело "Джонсон  против радиостанции WGW". Бывший владелец радиостанции, ссылаясь на обман, совершенный  покупателем при оформлении сделки о продаже станции, потребовал сделку аннулировать и восстановить его в правах собственника. Станция находилась на территории Небраски, применяться должны были, естественно, законы штата, и суд, вынося решение в пользу истца, действовал в пределах своей компетенции. В дело, однако, вмешалась Федеральная комиссия по связи. По ее мнению, передача станции другому владельцу заключалась не столько в передаче ему радиовещательного оборудования, помещений и т. д., сколько в уступке лицензии на право выхода в эфир. Поскольку такая лицензия выдавалась федеральным ведомством, дело должно было, как полагала комиссия, рассматриваться в федеральном суде.12

      Существует  область, в которой конфликты  между судами штатов и федеральными судами являются особенно спорными - пересмотр  обвинительных приговоров, вынесенных судами штатов по уголовным делам. Верховному суду всегда принадлежало право рассмотрения конституционных исков обвиняемых, чей обвинительный уголовный приговор был поддержан судами штата. Этот метод пересмотра дел, однако, не может быть использован на практике большинством обвиняемых, так как Верховный суд принимает к рассмотрению очень ограниченное количество дел; большинство дел не принимается для рассмотрения, даже если решения судов штатов и являлись ошибочными.13

      В последние 50 лет Верховный суд пересматривает решения, принятые судами штатов; с точки зрения соблюдения конституционной гарантии (habeas corpus). Федеральные районные суды стали применять свое право на рассмотрение вынесенных судами штатов уголовных обвинений, чтобы определить, были ли в процессе расследования применены действия, нарушающие Конституцию. Так как суды расширили конституционные права обвиняемых по уголовным делам, особенно в 1960-х гг., то колоссально возросла вероятность того, что уголовные обвинительные приговоры судов штатов станут объектом пересмотра федеральными судами. После того как обвинительный приговор, вынесенный в суде штата, становится окончательным, а Верховный суд отказывается принять дело к рассмотрению, обвиняемые обращаются в федеральный районный суд с жалобой на habeas corpus и утверждают, что уголовный суд штата нарушил их федеральные конституционные права. Федеральный суд затем может рассмотреть федеральный конституционный вопрос и, если найдет резон в иске, может освободить обвиняемого из-под стражи или потребовать нового суда или нового слушания. Многие дела, относящиеся к конституционным несогласиям по поводу смертных приговоров, прошли этот путь. Такое "чрезвычайное" средство судебной защиты не ограничено только смертными приговорами; оно относится ко всем уголовным приговорам, вынесенным в судах штатов.

      Суды  штатов вправе и обязаны принимать  к своему производству иски, возникшие  на почве федерального законодательства. Так называемая "клаузула о верховенстве" федеральной Конституции предусматривает: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные во исполнение ее, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшим законом страны и обязательны к исполнению судьями любого штата, хотя бы в Конституции или законах штата предусматривалось иное.14

      Суды  штатов, следуя этому положению, в  соответствующих случаях обязаны  толковать федеральные законы и  иногда даже объявлять их недействительными  ввиду их несоответствия федеральной Конституции. Но они обязаны также в соответствующих случаях признавать недействительными законы, а иногда даже и отдельные положения конституции собственного штата, если они противоречат Конституции США или действующим федеральным законам, принятым на ее основе. Все подобные решения являются предметом окончательного пересмотра в Верховном суде Соединенных Штатов, решения которого обязательны на всей территории страны.15

2.4 Процедура назначения судей

      Назначения  на все судейские должности в  федеральных судах производятся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования, как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Федеральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должности судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.

      Судебные  учреждения могут включать различных  государственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей, работников канцелярии судов, секретарей судебных заседаний и т.д. Судьи, прокуроры, судебные следователи обобщенно во многих странах называются магистратами, остальные — это служащие судебных учреждений. Многие из служащих судов в том или ином качестве могут участвовать в судебном процессе (например, прокуроры, поддерживающие обвинение, секретари, ведущие протоколы заседаний), но главная роль в судебном заседании принадлежит судье (судьям), если даже народные заседатели имеют равные с судьей процессуальные права.

     К судье предъявляются высокие  требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей. Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должности судьи).

     Суды  формируются различными способами. Во многих штатах США судьи избираются гражданами. Верховный суд США  назначается президентом с согласия сената.

     Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя  (принцип: судья остается в должности, пока хорошо себя ведет), не может уйти в отставку по собственному желанию. Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей.

     Судьи независимы и подчиняются  только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях забастовках. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой торговой и промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.

     Назначение  на судейские должности в судах  штатов производится по весьма различным  правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в большинстве штатов назначаются губернаторами с согласия Сената либо иного законодательного органа штата на срок 615 лет чаще всего с правом повторного назначения. В таком же порядке в некоторых американских штатах занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако большинство судей в штатах выбираются населением в ходе избирательных кампаний. Такая система при всей ее внешней демократичности давно уже стала в США предметом критики, ибо на первый план здесь нередко выступают интересы противоборствующих политических партий, стоящих за кандидатами, а не профессиональные и личные качества. В результате во многих штатах за последние десятилетия все чаще разрабатываются новые варианты системы занятия должностей.

     В основе этих вариантов обычно лежит  так называемый миссурийский план (впервые  введен в 1940 г. в штате Миссури): губернатор штата назначает на должность  судьи одного из трех кандидатов, предложенных ему специальной квалификационной комиссией экспертов, а после года его пребывания в должности проводятся выборы, в ходе которых население может либо одобрить, либо отменить это назначение.

     Важная  роль в системе назначения судей, как и в решении многих других вопросов, в большинстве штатов принадлежит различным органам судебного самоуправления (судейский совет штата, судейские конференции, в которых участвуют все судьи штата, и др.). Соответствующие органы, наделенные большими полномочиями, созданы и судьями федеральной системы.16

     Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множеством других федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответствующего штата, либо местным властям графства, города или сельского муниципалитета. Они вправе производить аресты, допрашивать подозреваемых, разыскивать и собирать доказательства преступления. Аресты, обыски и некоторые другие следственные действия производятся полицией с предварительной либо, в исключительных случаях, последующей санкции суда.

     В ряде случаев предварительное расследование  проводится аппаратами либо федерального атторнея (они имеются в каждом федеральном судебном округе), либо генерального атторнея штата, либо, наконец, местного атторнея (графства, города и др.). Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. Более того, даже федеральные окружные атторнеи в принятии решений по конкретным делам пользуются полной независимостью от генерального атторнея США, возглавляющего департамент (министерство) юстиции. По существу, атторнеям всех уровней принадлежит решающая роль в возбуждении уголовного преследования и в решении вопроса о предании обвиняемого суду. В большинстве штатов сохраняется также специальный орган большое жюри, состоящее из 1223 присяжных, которые проверяют, имеется ли у обвинения достаточно доказательств для передачи дела в суд (в некоторых случаях большое жюри может выступать и в качестве органа расследования).

     Важнейшая функция атторнеев – поддержание обвинения в суде.

     При этом на стадии предания суду представители  обвинения в подавляющем большинстве  случаев вынуждают обвиняемого  заключить так называемую сделку о признании вины.

     Она означает обычно, что тот дает согласие на разбирательство его дела без участия суда присяжных в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжком преступлении (например, в краже вместо ограбления) либо не требовать вынесения смертного приговора, лишения свободы и т.п. Атторнеи вправе обжаловать в вышестоящий суд приговоры по уголовным делам, кроме оправдательных приговоров, вынесенных судом присяжных.

     Атторнеи  выступают также в судах первой инстанции и при рассмотрении апелляционных жалоб по гражданским  делам, в которых являются стороной США либо в решении которых каким-либо образом заинтересованы американское государство (федеральные атторнеи) или отдельные штаты, графства, города и т.д. (атторнеи штатов или соответствующих территориальных единиц). Федеральные атторнеи назначаются президентом США с согласия Сената. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеи выбираются населением и, как правило, занимают свои должности благодаря поддержке той или иной политической партии.

     Защиту  интересов обвиняемых по уголовным  делам и представительство интересов  сторон в гражданском процессе осуществляют адвокаты, которые в США не делятся на какие-либо категории, различающиеся по своим правомочиям, что не исключает их специализации по тем или иным вопросам, как и по видам деятельности.

     Согласно  решениям Верховного суда США последних десятилетий, трактующим конституционные положения уголовно-процессуального характера, признается, что обвиняемый имеет право на участие своего защитника в деле с момента задержания, а если обвиняемый не в состоянии нанять адвоката, он имеет право на бесплатную юридическую помощь на всех важнейших этапах расследования и судебного разбирательства дела, а также при обжаловании приговора.

     Во  многих штатах, однако, правом на бесплатную юридическую помощь пользуются лишь те обвиняемые, которым грозит лишение свободы или смертная казнь, а сама эта помощь нередко сводится к присутствию при допросе и участию в деле начинающего либо перегруженного подобного рода делами адвоката. Поэтому в последнее время в большинстве штатов созданы различные программы, которые призваны финансировать бесплатную юридическую помощь, оказываемую квалифицированными адвокатами, в том числе и по некоторым категориям гражданских дел, за счет бюджетов штата или местных властей. Адвокаты по гражданским делам, в частности об обязательствах из причинения вреда, нередко участвуют в процессе на условиях, что в случае выигрыша дела клиент уступит ему от 30 до 50% полученной им суммы возмещения.

     Для получения права на занятие адвокатской  практикой в большинстве штатов необходимо сдать экзамены, организуемые судами. Во многих штатах (но не во всех) для допуска к такому экзамену требуется диплом о высшем юридическом образовании. Лицо, допущенное после экзаменов к адвокатской практике, получает право выступать во всех судах данного штата. Для выступления в судах другого штата от адвоката требуется либо сдача нового экзамена, либо лишь получение соответствующего разрешения. Последнее правило распространяется и на федеральные суды. 

2.5 Суд присяжных

      Конституция (поправка VI) гарантирует подсудимому право на "скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата или округа, где было совершено преступление".

      Дела  о всех преступлениях, включая те, которые преследуются в порядке  импичмента, подсудны суду присяжных; судебное разбирательство происходит в том штате, где было совершено преступление; и если оно было совершено за пределами штата, то суд происходит в том месте или местах, которые будут предусмотрены в законе, изданном Конгрессом (ст. III Конституции).

      Отцы-основатели американской конституции не без основания полагали, что суд присяжных сможет стать последним прибежищем для тех, кто считал себя незаслуженно притесняемым вследствие очевидной несправедливости. В те времена было сильно вмешательство английской колониальной администрации в дела свободных американских колонистов, которое носило подчас деспотичный характер. Со временем колонисты разработали свое собственное представление об общем благе и высшей справедливости, отождествляемой с чувством чести и собственного достоинства, присущего полностью свободным людям.

      Институт  присяжных сохранил в США гораздо  большее значение, чем в Англии, главным образом потому, что его  вмешательство было особо предусмотрено VII поправкой к Конституции США. Гражданин вправе требовать, чтобы  его дело рассматривалось присяжными, если цена иска превышает 20 долларов.17

Суд присяжных  в США  — это тоже один из результатов рецепции английских правовых обычаев.

Все английские и американские законоведы единодушны в своей высокой оценке суда присяжных. Д. Стори, судья Верховного суда Соединенных Штатов, в своей книге "Трактат о федеральной конституции" подчеркивает преимущества суда присяжных в применении к гражданским делам; "Неоценимо значение суда присяжных для решения гражданских дел, не меньше оно и для решения уголовных дел, но все признают, что основное предназначение суда присяжных - это защита политических и гражданских свобод.18

      Однако  полного копирования английской правовой судебной системы в США  не произошло, и поэтому американское правосудие приобрело некоторые самобытные черты, которые следует принимать во внимание и при рассмотрении такого важного института американской демократии, как суд присяжных.

      В Англии присяжными могут быть только аристократы, поскольку аристократия и создает законы, и следит за их применением, и судит за нарушение законов. Это стройная система, ведь Англия - аристократическая республика. В Соединенных Штатах все то же самое распространяется на весь народ. Каждый американский гражданин может избирать, быть избранным и может быть присяжным. Суд присяжных в том виде, в каком он существует в Америке, представляет собой такое же прямое и крайнее следствие принципа народовластия, как и всеобщее избирательное право. И то, и другое с одинаковой силой служит всевластию большинства.19

      В США участие народа в судебных процессах проявляется весьма специфически.

      Так, большая часть мелких правонарушений, в частности, дорожных инцидентов, как  уже говорилось, рассматривается  в магистратских судах под  председательством избираемого  населением местного судьи, часто не имеющего специальной юридической подготовки. Магистрат выдает также ордера на арест, обыск и задержание, проводит первый допрос арестованных после ареста.

      На  следующем, более высоком уровне - округа или дистрикта - находятся  суды рикордеров первой инстанции. Судьи этого звена - выборные, а в некоторых штатах - назначаемые, являются профессиональными юристами. Они вправе принимать к рассмотрению особо тяжкие уголовные преступления типа фелонии.

      По  англосаксонской традиции на этом уровне со времен Великой хартии вольностей утвердилось участие общественности, которое проявляется в двух направлениях:

1.  Граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь на основании обвинительного акта Большого жюри. Однако подсудимый может уклониться от этого и дать согласие предстать перед судом на основании обвинения, составленного атторнеем, т. е. прокурором.

2.  Если дело назначено к слушанию, подсудимый вправе быть судимым с участием малого жюри из 12 человек, выбранных по согласованию между обвинением и защитой из граждан округа, включенных в избирательные списки. По идее это должно гарантировать участие общественности в отправлении правосудия. И в самом деле, когда заседает суд присяжных, то жюри может аннулировать любую судейскую инструкцию, включая и судебное напутствие.

      Как уже отмечалось, в США сложилась  двойная система судов: федерации  и штатов. Этот дуализм накладывает  свой отпечаток и на деятельность судов присяжных, которые также  имеют двухуровневую организацию  и свойственные каждому уровню особенности.

      Порядок рассмотрения дела в американских судах  присяжных установлен Правилами  уголовного процесса для федеральных  окружных судов Соединенных Штатов, действующими с 21 марта 1946 года.

      Жюри  присяжных по конкретному уголовному процессу состоит из 12 человек. Часто выбираются один или несколько запасных присяжных, которые принимают участие в вынесении приговора только в том случае, если действительный присяжный вынужден сложить свои полномочия. Присяжные выбираются до суда из большей по численности группы возможных присяжных. Присяжные обычно выбираются из списков зарегистрированных избирателей или: налогоплательщиков; требуется, чтобы в Жюри были отобраны представители все слоев населения места, где проводится судебный процесс. Кандидаты в суд присяжных подвергаются расспросу, обычно проводимому председательствующим, с целью определения способности справедливого суждения в предстоящем деле. В случае, если ответы кандидата указывают на возможность предвзятого решения, судья выводит его из состава коллегии присяжных.

      Прежде  чем допустить то или иное лицо в коллегию присяжных по данному  делу, судьи и адвокаты сторон (в  уголовном деле - обвинитель и защитник) опрашивают и отводят всех, кто  так или иначе связан с участвующими в деле сторонами, а также всех, кто по тем или иным причинам может оказаться пристрастным. В конце концов, отбирают 12 присяжных заседателей и одного заместителя.

      Прокурор  и адвокат в деле имеют право  удалить из состава коллегии от 3 до 20 кандидатов (это решение зависит от степени тяжести предстоящего наказания) без указания причины.20  

3 Заключение.

     Итак, мы рассмотрели судебную систему Соединённых Штатов Америки.

     Следует отметить, что суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один от другого, и поэтому совершенно не обязательно, что решениям, принятым в судах одного штата, будут следовать суды других штатов. Как не сильна тенденция к единообразию судебной практики, тем не менее, не редки случаи, когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам не сходные, а иногда и прямо противоположные решения.

     Это создает коллизии, которые усугубляют возможность расхождения решений  судов штатов (рассматривающих подавляющее  большинство дел) и федеральных  судов, которым подведомственны  определенные категории дел.

     Ежегодно  в США публикуются свыше 300 томов  судебной практики и, несмотря на широкое использование современной компьютерной техники, поиск прецедентов продолжает оставаться нелегким делом.

     Высшие  судебные инстанции штатов и Верховный  Суд США никогда не были связаны  своими собственными прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям общественной жизни.

     Это более свободное обращение с  прецедентом приобретает особое значение в свете правомочий американских судов (не известного английским судам) осуществлять контроль за конституционностью законов. Верховный Суд штата и Верховный Суд США могут таким образом отказаться от прецедента конституционного толкования.

     Право конституционного контроля, особенно активно используемое Верховным  Судом, подчеркивает роль судебной власти в американской системе правления.

     Что касается судебной системы штатов, на данный момент любые, даже самые  удачные положения о ней не могут быть применены в субъектах  Российской Федерации, но, возможно, стоило бы кое-что позаимствовать для федеральной судебной системы. В частности, очень интересным кажется положение о судьях, определяющих размер жалования губернатора. Правда, совершенно непонятно, как это положение может измениться, будучи примененным в наших условиях.

Список  использованной литературы

1.  Филипов С.В. Судебная система США. - М.: Наука, 1980

3.  Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1992

4.  Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - М.: Юрид. Лит., 1993

5.  Харрел Мэри Энн, Андерсон Барнетт. Равное правосудие на основе закона. - М.: Манускрипт, 1995

6.  Боботов С В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. - М.: НОРМА, 1997

7.  Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 1997

8.  Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник - М.: Белые альвы, 1999

9.  Чудаков М.Ф. Конституционное право США. Основные институты: Пособие для студентов. - Мн.: Тесей, 1999

10.   Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие - М.: Юрайт-м, 2001

11.   Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина М.: НОРМА 2003

12. Бернам У. Правовая система Соединенных Штатов Америки. – М.: Новая юстиция,  2006.

13. Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. - М.: Наука,  1993.

14. Жидков О.А. Верховный суд США. Право и политика. - В кн.: Жидков О.А. Избранные труды.  –  М.:  Норма, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Судебная система США