Теологическая теория возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:01, доклад

Краткое описание

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут не утихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Наиболее известной и распространенной теорией является: теологическая (божественная) теория . Само слово теология произошло от греческих слов theos - бог и logos- учение. Поскольку религия стоит у истоков образования первых государств, и первые политико-правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней, то теологическая теория происхождения государства и права является самой древней.

Вложенные файлы: 1 файл

теологическая теория возникновения государства.docx

— 21.62 Кб (Скачать файл)

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения  и развития государства и права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут не утихающие споры, отражая  свои взгляды и суждения на данный процесс. Наиболее известной и распространенной теорией является: теологическая (божественная) теория . Само слово теология произошло от греческих слов theos - бог и logos- учение. Поскольку религия стоит у истоков образования первых государств, и первые политико-правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней, то теологическая теория происхождения государства и права является самой древней.

Вообще религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Религия  необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

Вместе с религией видоизменяется и понятие права, так как свои возникновением оно, по мнению теологов, обязано религиозной морали. Рассмотрим это явление на примере древних  цивилизаций, средневековой Европы и Арабского халифата.

Учения о возникновении  права обычно тесно связаны с  концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит  из божественного Происхождения  права как вечного, выражающего  божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве  природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теологический подход – государство  понимается в качестве результата божественной воли, воплощения идеи божественной справедливости.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели  считали, что государство вечно  существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться  перед этой волей, подчиняться ей во всем.

 

 

 

 

 

 

 

В мифах ряда народов  говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем  научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.

Согласно древневавилонским  и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел  и людских судеб.

 Зарождение Христианства.

В Римской империи, а в конкретнее в восточной ее части - Византии, в начале нашей эры на смену многобожию приходит христианство, которое выступает с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей. В раннехристианских общинах, как об этом говорится в "Деяниях святых апостолов", никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нужде каждого". Однако во II веке нашей эры формируется духовенство и церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию2. Уже апостол Павел отмечал, что "начальник есть Божий слуга", поэтому "надобно повиноваться ему не только из страха наказания, но и по совести".

Заметную роль в развитии христианско-теологических концепций  этики, политики и права сыграло  учение Аврелия Августина (354 - 430 гг.). Разделяя человеческий род на два разряда, "два града" (живущих по человеческим законам и живущих по Богу), Августин считал, что человек - существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. 

Вообще, появление и утверждение  христианства как мировой религии  стало важным фактором обновления мира и оказало огромное влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем это представлялось энтузиастам раннего христианства. В борьбе против ересей формировавшаяся  христианская церковь укрепила себя и нашла поддержку в лице официальной  власти.

3.1 Влияние римской католической церкви.

Особое своеобразие средневековой  западноевропейской политико-правовой мысли придавал факт исключительно  сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Эта церковь фактически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних  веков. Она была ядром мировоззрения  феодального общества, стержнем единой христианской культуры. В руках священнослужителей политика и юриспруденция оставались прикладными отраслями богословия. Известную библейскую формулу - "Нет  власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены"- богословы  превратили в непререкаемую догму  феодального строя. Обосновывая  политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей  происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно  от Иисуса Христа.1 Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Например, согласно доктрине "двух мечей", разрабатывавшейся в XII-XIII веках, основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили себе. Другой церковь вручила государям, чтобы те могли вершить земные дела. Самой церкви использовать обнаженный меч не пристало. Однако она пускает его в ход, но при помощи государей, наделяемых правом повелевать людьми и карать их. Как утверждали богословы, государь есть слуга церкви ("помазаник Божий"), служащий ей в делах, недостойных духовного лица.

Учение Фомы Аквинского.

Огромную роль сыграл доминиканский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 - 1274 года), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить что в людях изначально заложено стремление к объединению. По этой причине и возникает политическая общность (государство).

Процедура учреждения государственности  аналогична, по мнению богослова, процессу сотворения мира Богом. Деятельность монарха  схожа с активностью Бога, который, прежде чем приступить к руководству  миром, вносит в него стройность и  организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять  им.

Весьма своеобразна разработанная  Аквинатом особая теория закона. Согласно ей, все законы связаны между собой нитями субординации.

.

Таким образом, как в своей  теории закона, так и в концепции  права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль: правовым человеческое установление становится только тогда, когда оно не противоречит естественному  праву.

Несмотря на то, что Фома Аквинский является воинствующим защитником папства и феодально-монархического строя, его идеология несла в  себе черты справедливости и гуманизма, а его схоластическая система  была признана "единственно истинной философией католицизма".

Мусульманское право.

Одним из наиболее крупных  явлений в средневековой цивилизации  на Востоке стало мусульманское  право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое  значение, возникла и оформилась в  рамках Арабского халифата. Исключительно  важную роль в становлении шариата  сыграла деятельность Мухаммеда  и первых четырех так называемых праведных халифоф, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна.

 Шариат с самого  начала сложился и развивался  как строго конфессиональное  право. Оно было органически  слито с теологией ислама, пронизано  его религиозно-этическими представлениями.  Согласно исламу, правовые установления  рассматриваются в качестве частицы  единого божественного порядка  и закона, которым управляется  мир. Особенно на первых порах  шариат в целом и его собственно  доктринально-нормативная часть  (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).

2. Важнейшим источником  шариата считается Коран - священная  книга мусульман, состоящая из  притч, молитв и проповедей, приписываемых  пророку Мухаммеду. 

Другим авторитетным и  обязательным для всех мусульман  источником права была Сунна ("священное  предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях  и поступках самого Мухаммеда.

3. Третье место в иерархии  источников мусульманского права  занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог своей работе, хочу отметить следующие аспекты. Теологические  учения о праве в процессе эволюции государственно-правового устройства общества оказали как позитивное, так и негативное воздействие  на развитие политико-юридической мысли. Первая из эти черт несла в себе оздоровление духовного климата наций, а также законопослушничество, порожденное боязнью греха и всеобщего порицания (в период становления права еще слишком сильно чувствовалось влияние обычаев и традиций). Неготивная сторона заключалась в том, что церковь зачастую злоупотребляла своей правотворческой властью, подавляя свободомыслие и прогресс цивилизации и тем самым тормозила формирование рационалистических правовых начал.

По мере развития и укрепления права, мы видим как изменялись наряду с ним и религиозные воззрения народов. В одних странах они отошли на второй план (Средиземноморье, Западная Европа), в других - были подвержены процессу искоренения (бывший СССР), в третьих - до сих пор имеют колоссальное значение (страны мусульманского мира). Поэтому, эстетическая функция правотворчества в цивилизованном государстве состоит в том, чтобы не притеснять свободы вероисповедания, как источника личных этических взглядов человека на жизнь.

 

Список используемой литературы:

История политических и правовых учений. Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М., 1996г.- 736с.

2. Омельченко О.А. Всеобщая история  государства и права. Т.1- М.: ТОН-ПРИОР, 1999г.-528с.

3. История государства и права  зарубежных стран. Часть 1. Под  редакцией Крашенинниковой Н.А.  и Жидкова О.А.- М.: Издательская  группа Норма-Инфа-М, 1999г.- 624с.

4. Теория государства и права.  Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко.- М.: Зерцало, 1998.

5. Основы религиоведения: Учеб./ Под  ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высшая школа, 1994г.- 368с.


Информация о работе Теологическая теория возникновения государства