Теории кооперативного социализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:07, доклад

Краткое описание

Идеи преобразования капитализма в социализм стали основой для различных концепций кооперативного социализма.
Идеологи кооперативного социализма усматривали в господстве капитала главный источник бедственного положения трудящихся. Они предлагали заменить капитализм, основанный на эксплуатации и конкуренции, новым общественным строем, основанным на взаимопомощи и сотрудничестве всех граждан. Они считали, что главным средством такого социального переустройства должно стать кооперативное движение, длительная, мирная хозяйственная деятельность людей, направленная на создание общества, в экономике которого преобладала бы мелкая групповая кооперативная собственность рабочих, служащих, крестьян, ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3.docx

— 19.39 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Теории кооперативного социализма.

Идеи преобразования капитализма в социализм стали основой для различных концепций кооперативного социализма. 
Идеологи кооперативного социализма усматривали в господстве капитала главный источник бедственного положения трудящихся. Они предлагали заменить капитализм, основанный на эксплуатации и конкуренции, новым общественным строем, основанным на взаимопомощи и сотрудничестве всех граждан. Они считали, что главным средством такого социального переустройства должно стать кооперативное движение, длительная, мирная хозяйственная деятельность людей, направленная на создание общества, в экономике которого преобладала бы мелкая групповая кооперативная собственность рабочих, служащих, крестьян, ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей. 
Одни идеологии кооперативного социализма рассчитывали на помощь государства, другие полагали, что кооперативы сами способны преобразовать капиталистические отношения в социалистические. 
Но все сторонники этой теории, кроме революционных демократов, обязательным условием социального переустройства считали мирный, эволюционный путь. 
Кооперативный социализм возник в 30-40 г.г. XIX в. и одним из первых его теоретиков был Уильям Кинг (1786-1865 г.г.). Истоки кооперативного социализма лежат в идеях утопического социализма. Кинг, как и Оуэн, верил в особую силу кооперации, в то, что она может уничтожить бедность. Он отдавал предпочтение потребительской кооперации, в которой, по его мнению, наемные рабочие превращаются в собственников производства и таким образом, будет разрешено противоречие между трудом и капиталом. 
У.Кинг считал, что кооперативы должны быть самодеятельными организациями трудящихся и что профсоюзы должны всячески поддерживать кооперативное движение. 
В то же время У.Кинг утверждал, что кооперация выгодна для всех классов и советовал рабочим поддерживать мир и сотрудничество с предпринимателями. 
У.Кинг – автор концепции освобождения труда от капитала. Его идеи впоследствии были развиты различными школами кооперативного социализма. 
В это же время возникает одна из разновидностей кооперативного социализма – христианский социализм. Идеологи христианского социализма рассматривали капитализм как антихристианский строй и предлагали преобразовать его на началах производственной ассоциации, отказа от конкуренции и эгоизма. Они предлагали создать религиозно-сословные корпорации ремесленников и рабочих под эгидой различных церквей. 
Идеолог французского христианского социализма Ф.Бюше (1796-1865 г.г.) как и У.Кинг предлагал создавать общественный капитал с помощью которого рабочие и ремесленники могли бы освободиться от эксплуатации капиталистов путем выкупа их предприятий. У Бюше общественный капитал это неделимый фонд, который создает каждый производственный кооператив из отчислений от чистой прибыли в размере 20 %. Идея создания неделимого фонда в кооперативах – наиболее ценная из предложений Бюше в области кооперативного строительства. 
Идеи Бюше оказали заметное влияние на английских христианских социалистов. К уже известным идеям Бюше они добавили новый лозунг – участие рабочих в прибылях, вошедший впоследствии в программы многих реформистских партий. 
Оценивая, в целом, деятельность христианских утопистов можно сказать, что несмотря на отдельные утопические идеи в их учении, в практической деятельности имелись и положительные моменты.

Отдельные кооперативные мастерские созданные при их участии продемонстрировали возможность самоуправления. Христианские социалисты широко пропагандировали идеи кооперации, взаимопомощи и солидарности среди рабочих, добились издания в 1852 г. первого кооперативного Закона в Англии, внесли значительный вклад в налаживание международного сотрудничества кооперативов разных стран, в создание Международного кооперативного Альянса. 
Наиболее полное выражение теория кооперативного социализма нашла во взглядах социалистов Луи Блана и Фердинанда Лассаля и в созданной ими теории производственной кооперации. 
К социализму через производственную кооперацию, с помощью государства. По мнению идеологов производственной кооперации, по мере накопления капитала кооперативные мастерские станут преобладать в каждой отрасли производства и вся промышленность таким образом, станет кооперативной. 
Еще одна разновидность кооперативного социализма теория крестьянского (общинного) социализма получила распространение в 60-80-е годы XIX века в России.  
Суть теории состоит в переходе к социализму через крестьянскую общину.  
Сторонниками крестьянского социализма были революционеры демократы – А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, а также революционные народники – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др. Они выступали против пережитков крепостничества и капиталистического развития страны.  
Идея некапиталистического развития России была центральным звеном в системе взглядов революционных демократов и народников. Они надеялись избежать капиталистического развития страны посредством немедленной социальной революции, рассматривали крестьянскую общину как зародыш, базис социализма, считая крестьян коммунистическим классом по инстинкту и традициям. 
Идеологи крестьянского социализма намеревались свергнуть царизм силами крестьян и установить демократическое народное правление. Завоевав политическую власть они хотели ликвидировать помещичье землевладение, наделить крестьян землей, перейти от общинного владения землей к общинной коллективной обработке земли, т.е. к организации производственных сельскохозяйственных кооперативов. Промышленность они мыслили развивать с помощью промысловых кооперативов. 
К концу XIX века различные концепции утопического, в том числе кооперативного социализма утрачивают свое влияние. Господствующее положение в социалистическом рабочем движении большинства европейских стран занимает марксистская революционная идеология. Одновременно внутри социалистических партий набирал силу оппортунизм. Социал-реформистские и ревизионистские течения включили в свои программы многие положения кооперативного социализма.  
Оживлению идей кооперативного социализма в Европе в начале XX века способствовали заметные успехи рабочей потребительской кооперации. 
В 20-30-х годах в связи с наступлением крупного капитала и фашизма, разгромом многих кооперативных организаций и физической расправой с их руководителями в ряде европейских стран, несколько снижается интенсивность пропаганды кооперативного социализма.  
В 50-60-е годы в связи с временным улучшением экономической конъюнктуры и положения трудящихся вновь активизировалась деятельность идеологов кооперативного социализма. В это время выходит в свет значительное число работ о социальной роли кооперации в обществе, о выгодности как экономической, так и с этической стороны замены капиталистического производства и управления кооперативным. Главным в концепциях кооперативного социализма был и остается тезис о некапиталистической природе кооперативной собственности и прибыли, и что количественный рост кооперации при капитализме равнозначен росту социализма.

В 70-х годах представители кооперативного социализма П. Деррик, П. Лаверн, А. Пураник и другие вновь предложили различные рецепты постепенного преобразования капиталистической экономики в кооперативно- социалистическую путем, например, распространения на многонациональные корпорации кооперативного принципа распределения ограниченного процента на капитал или создания совместно с профсоюзами и государством самоуправляющихся производственных кооперативов в промышленности.

Теория кооперативного капитализма.

У истоков кооперативного капитализма стояли основатели германского кооперативного движения г.Шульце-Деличе и Ф.Райффайзен. Они считали кооперацию основным средством защиты мелких товаропроизводителей (ремесленников, кустарей, крестьян и торговцев ) от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того, что создание кооперации среди этих слоев населения будто бы может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, революционные взрывы и, таким образом, укрепить капиталистическую систему хозяйства. 
В 50-60 –х годах американские экономисты Р.Миллер, Х. Хэмфри и др. пытались развивать тезисы Шульце –Делича и Райффайзена в применении к современному состоянию капитализма, суть которых можно свести к следующему:

  1. улучшение государственно-монополистического капитализма путем распространения на крупные монополии кооперативного принципа демократического управления и контроля;

  1. создание в экономиках капиталистических стран равных по силе трех секторов: частного, государственного и кооперативного;

  1. развитие кооперации до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Все эти варианты кооперативного капитализма представляют собой кооперативные модификации концепций «смешанной экономики», «уравновешивающей силы» и других пропагандировавшихся в западных странах в 40 –70 –х годах.  
Развитие кооперативного движения за последние 150 лет позволяет сделать выводы о жизненности или нежизненности тех или иных концепций.  
Во-первых, даже в странах с высоким уровнем развития кооперации она не изменила существующие отношения. По-прежнему в этих странах в экономике и политике господствует крупный капитал.  
Во-вторых, кооперация развивается главным образом в сфере распределения и потребления, а определяющей сферой общества является производство, которое находится в руках национальных и многонациональных корпораций, фирм и монополий.

 

 

 

 


Информация о работе Теории кооперативного социализма