Теория нелогичного действия В. Парето

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:22, доклад

Краткое описание

В. Парето положил в основу своей системы социологии принцип «методологического индивидуализма». Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача — описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Он полагал, что часто употребляемые мыслителями понятия, например, «нация», «раса» и т. д., не являются фактами в данном опыте. Единственно, что можно непосредственно наблюдать, — поведенческие акты, действия, которые поэтому и должны быть объектами социологического исследования. Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложены им в теории нелогического действия.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория нелогичного действия Парето.docx

— 16.22 Кб (Скачать файл)

Теория нелогичного действия В. Парето.

(Глава из трехтомного  «Трактата об общей социологии»)

 

В. Парето положил в основу своей системы социологии принцип «методологического индивидуализма». Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача — описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Он полагал, что часто употребляемые мыслителями понятия, например, «нация», «раса» и т. д., не являются фактами в данном опыте. Единственно, что можно непосредственно наблюдать, — поведенческие акты, действия, которые поэтому и должны быть объектами социологического исследования. Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложены им в теории нелогического действия.

Будучи одним из лидеров психологического направления в социологии, Парето утверждает, что социальное развитие определяется действиями людей. Он делит человеческие действия на логические и нелогические. Различие между ними определяется соотношением в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспектах.

Логические действия являются объективно адаптированными к преследуемой цели. Как отмечал В. Парето в «Трактате общей социологии», эти действия представляют собой «операции, которые логически объединены определенной целью, не только по отношению к субъекту, который выполняет эти операции, но и по отношению к тем, кто обладает широкими знаниями». Эти действия отличаются идентичностью взглядов акторов (субъективная точка зрения) и компетентным взглядом внешних наблюдателем (объективная точка зрения). Эти действия носят ограниченный характер, т. к. они ограничиваются такими действиями, которые неким внешним наблюдателем оцениваются как надлежащие.

Сфера логических действий — это естественные науки, экономика, технология, а также некоторые военные, политические, юридические области.

Но большинство действий имеет нелогический характер, они-то и выступают предметом и содержанием социологической науки. Поэтому главная социологическая концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Итальянский социолог писал: "Чувства и интересы постояннее всего, и потому они — самые важные составляющие сущности явлений". Чувства обусловлены психическим складом людей и служат источником функционирования общества как системы. Собственно, общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика — логика чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.

Чувства, будучи глубинным  фактором поведения, сами по себе неуловимы. Их только можно постигнуть через  определенные внешние проявления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория «осадков» и «производных».

Теории, посредством которых  люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Постоянный элемент Парето обозначает термином «осадок». Термином «производное» («деривация») Парето обозначает изменчивый элемент.

«Осадки» Парето делит на шесть классов. Они выглядят таким образом:

I класс. Инстинкт комбинации.

II класс. Настойчивость  в сохранении агрегатов.

III класс. Потребность в  проявлении своих чувств посредством внешних актов.

IV класс. Осадки, связанные  с социальностью.

V класс. Единство индивида  и того, что ему принадлежит.

VI класс. Сексуальный осадок.

Главное значение Парето придает  первым двум классам. Первый, «инстинкт  комбинаций», воплощает тенденцию  к социальному изменению. Второй, «настойчивость в сохранении агрегатов», выражает консерватизм, тенденцию к неизменности социальных форм.

 «Осадки» — это постоянный, устойчивый, неизменный элемент в «теориях», «логизирующих» нелогические человеческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою «чувств», будучи их непосредственным проявлением.

«Производные» или «деривации», согласно Парето, составляют изменчивый и поверхностный слой «теорий». Они базируются на «осадках» и через них — на «чувствах», в которых они черпают свою силу. «Производные» удовлетворяют потребности человека в логике или псевдологике. Они могут либо усиливать, либо ослаблять «осадки».

Парето делит «производные»  на четыре класса.

Первый класс — это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так» или «надо, потому что надо». Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания.

Второй класс — содержит в себе аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычаи), который делает их эффективными, независимо от их логической ценности.

В третьем классе «производных» «доказательство» основано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам (Право, Справедливость), метафизическим сущностям (Солидарность, Прогресс, Демократия, Гуманность) или воле сверхъестественных чувств.

Четвертый класс «производных» черпает силу убеждения в «вербальных доказательствах», т. е. таких, которые основаны на «использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью». Например, определенный политический режим объявляется демократическим, потому что он действует в интересах народных масс.

 «Деривации» четвертого класса, по мнению Парето, имеют большое значение в политике, поскольку они охотно принимаются каждым человеком, даже самым большим невеждой, который готов повторять приводимые аргументы снова и снова. Не случайно эту идею активно использовали фашистские режимы Италии и Германии, которые создавали многочисленные идеологические мифы, в том числе и такие, которые не соответствовали действительности.

«Осадки» и «производные»  Парето положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что  их комбинация конкретно определяет тот или иной социальный процесс. Исходя из такой искусственной схемы В. Парето строил объяснения механизмов общественной жизни.

 

 


Информация о работе Теория нелогичного действия В. Парето