Тоталитаризм в понятии современников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Большинство политологов рассматривает тоталитаризм как особую форму отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Это явление представляется как система насильственного политического господства, где господствующая элита полностью подчиняет своей власти целое общество, его экономическую, духовную и даже бытовую жизнь, используя для подавления мощный военно-бюрократический аппарат.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.17 Кб (Скачать файл)

1       Понятие тоталитаризма

         Большинство политологов рассматривает тоталитаризм как особую форму отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Это явление представляется как система насильственного политического господства, где господствующая элита полностью подчиняет своей власти целое общество, его экономическую, духовную и даже бытовую жизнь, используя для подавления мощный военно-бюрократический аппарат. Этот термин (от лат. «totus» – весь, целый, полный) впервые ввёл в обиход итальянский философ Д. Джентиле. Таким ему виделся общественно-политический строй, способный объединить народ в противостоянии внешней угрозе, сплотить общество в мощный монолит. С 20-х годов прошлого века понятие тоталитаризма стало широко употребляться в научной и политической жизни.

Тоталитарный строй, как правило, возникает и определённое время существует при поддержке его массами и впоследствии превращается в антинародную диктатуру. Сначала лидеры массовых движений выступают как герои, готовые на всё для блага своего народа. Со временем, в общественное сознание внедряется мысль о том, что руководители общества – не простые люди, а «избранные», которым следует воздавать соответствующие их заслугам почести. Устанавливая тотальный контроль над обществом, замыкаясь в своеобразную касту, обособленную от народа, власть превращается в социальную силу, угнетающую и эксплуатирующую рядовых граждан. Постепенно члены общества, сами того не замечая, лишаются той самой свободы, к которой некогда стремились, объединяясь под руководством своих вождей в надежде построить новый, лучший мир.

1.2    Предпосылки возникновения 

         По мнению политологов тоталитаризм возникает как реакция на угрозу безопасности того или иного государства. Угроза эта чаще всего возникает вследствие некоторого отставания данного государства от более передовых стран. Так же одной из важнейших причин возникновения тоталитаризма является низкий уровень материальной обеспеченности общества. Борьба за средства существования разрушает общество, развивая «войну всех против всех». В такой ситуации к власти могут прийти наиболее сильные социальные группы, которые устанавливают в стране такой порядок, который выгоден прежде всего им. При этом остальная часть населения не обязательно составляет оппозицию выдвинувшейся власти, многие готовы пожертвовать своими убеждениями ради стабильности. Иная причина - слаборазвитая экономика и соответствующая ей социальная структура.

Аграрное общество основано на необходимости  коллективного труда. Соответственно образ жизни индивида, его идеология и психология оказываются весьма специфическими, отрицающими человеческую индивидуальность. Крестьянин, занятый частным трудом, напротив, предоставлен самому себе. Это неизбежно сужает его общественный кругозор. И поскольку он пользуется простейшими орудиями труда и выполняет циклически одну и ту же работу, можно говорить о довольно низком интеллектуальном уровне как одного члена, так и всего общества в целом.

Рабочее движение также способствует возникновению тоталитаризма. Обобществление труда объединяет рабочих в весьма сплочённую социальную силу. Их представления  о наилучшем устройстве общества встречают поддержку со стороны  политических карьеристов, пытающихся использовать ситуацию в личных целях. Представления о рациональном устройстве общества оказываются видением его  как своего рода фабрики, функционирующей  по единому плану. Эта позиция  ведёт к устранению всякой конкуренции  мнений, и обществу навязывается одна-единственная стратегия развития, все прочие отвергаются.

Тоталитаризм может быть преодолён  только в том случае, когда в  обществе сформировался значительный слой интеллигенции, по своему материальному  и социальному положению близкой  к народу.

Большое влияние оказывают и политические факторы. Государство возникает в ответ на потребности общества. Развитый рынок невозможен без государства. Однако власть имеет тенденцию занять такие позиции в экономике, которые делают её послушной политической воле. В одном случае государство может обслуживать экономику, содействовать её развитию, а в другом – господствовать над ней, препятствовать прогрессу.

Исторически сложилось так, что  государственная власть приобретает  наиболее сильный характер, когда  народ страдает либо от междоусобиц, либо от невыгодного географического  положения. Но, однажды возникнув, власть превращается в фактор, господствующий над гражданскими обществом, подчиняющий его себе. Общество теперь вынуждено согласовывать все свои действия с государством. Без «высочайшего» решения всякие попытки реформирования становятся невозможны. Всё это приводит к тому, что в стране складывается мощный государственный аппарат, тормозящий любые движения и преобразования.

Играют роль и размеры страны. Они порождают в правителях либо умеренность их политических притязаний, либо чувство величия и неограниченность их властных устремлений. Это приводит к империалистическим тенденциям и  подавлению внутренней политической оппозиции. Мощь великой страны, способная вскружить  голову даже самому трезвомыслящему  правителю, может стать причиной политического безрассудства и, как следствие, возникновения тоталитаризма.

 1.3   Основные формы

         В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

Тоталитаризм считается исторически  обреченным строем. Это общество, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом  за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное  к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

2     Основные черты тоталитаризма

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социалистический  тоталитаризм

 

Ф. Ницше писал, что социализм – это «фантастический младший брат почти отжившего деспотизма… он жаждет такой полноты государственной власти, какою обладал только самый крайний деспотизм, и он даже превосходит всё прошлое тем, что стремится к формальному уничтожению личности»2…

В социалистическом обществе присутствуют два момента: отрицание  частной собственности (деприватизация) и одновременно всеобщая коллективизация (обобществление собственности). Отрицание частной собственности означает тотальное, всеохватывающее отчуждение собственности от каждого члена общества в пользу абстрактного целого – общества в целом. Негативная сила тотального социалистического целого направлена, прежде всего, против индивида, против всех форм, отношений и явлений, обособляющих себя от него. Из внутренних свойств социалистической собственности, принадлежащей «всем вместе и никому в отдельности», вытекает то, что она может существовать лишь во всеобщей государственной форме, как абстрактной форме выражения общества в целом. При этом речь идёт лишь о государственной форме обобществления, это не означает, что социалистическая собственность – собственность самого государства. У государства при социализме нет и не может быть какой-либо своей собственности, обособленной от народа. Иначе это уже не социализм.

Исторически сложившийся  реальный социализм – это именно антикапиталистический социализм. Основным критерием здесь является антикапиталистическая, антиприватная, коллективистская общественная природа и принадлежность социалистической собственности. Фактически государственная форма социалистической собственности означает коммунистическую политизированность этой собственности, властно-принудительный характер форм, средств и методов её создания, наращивания и использования. Получается некий симбиоз монополии коммунистической политической власти с монополией хозяйской власти, сплав власти над членами общества с властью над его имуществом.

Таким образом, уничтожение  частной собственности и установление общественной собственности возможны лишь как насильственное сосредоточение всех средств производства в руках государства. С помощью «классово-волевого» подхода (Вышинский) можно обосновать какое угодно «право» и оправдать любые массово-репрессивные меры, любые антиправовые акты тоталитаризма и тирании.

Тоталитарная система  партийно-политической власти при диктатуре  пролетариата по мнению ряда исследователей была, собственно, не государством в традиционном смысле слова, а формой монопольной политической власти бессменно правящей партии. Право здесь превращается в систему приказов диктаторской власти. Насилие как основной признак и отличительная особенность «социалистического права» была вместе с тем условием, фундаментом и гарантом быстрого и тотального внедрения соответствующего «правопонимания» в общественное сознание.

Для России тоталитарная власть в ХХ веке явилась имманентным, собственным  аспектом социальной жизни. До сих пор  многие россияне на подсознательном  уровне считают, что другой власти в  России, возможно и быть не может. В  то же время в России укрепляются  демократические тенденции, которые  отличают нынешнюю политику от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жёстко контролируемой идеологии, существует много партийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы. Но в целом современная политическая ситуация в России продолжает оставаться неустойчивой, и при неблагоприятных обстоятельствах полностью исключать возможность ренессанса тоталитаризма не приходится.

 

Заключение

 

Для создания демократического общества необходимо, чтобы государство служило гражданам, а не угнетало, не эксплуатировало их. Из структуры, призванной защищать общество от внешних врагов и обеспечивать устройство внутренней жизни, тоталитарное государство со временем превращается в организацию, подавляющую свой народ, обеспечивающую свои собственные интересы. Стимулом удержания власти уже становится не честь служения обществу, а преимущество высокого социального положения, элитарность правящей касты.

Политической основой  тоталитаризма является, таким образом, внешняя угроза, борьба за политическое господство между различными социальными  группами и централизованная власть, как правило, передающаяся пор наследству или приобретаемая и удерживаемая с помощью прямого насилия. Такая  власть всегда стремится укрепиться и существовать бесконечно долго.

Важным фактором, влияющим на развитие тоталитаризма, кроме того, является коллективистская психология. Она позволяет поставить каждого  человека под контроль и превратить его в орудие манипулирования  со стороны определённых общественных структур. Большое влияние на возникновение  тоталитаризма оказывают также  многие другие особенности человеческой психологии: конформизм, склонность к  насилию, агрессивность и т. п.

Для того, чтобы человечество могло избавиться от такого наследия прошлого, как тоталитаризм, необходимо разбираться в сущности этого явления, знать, что приводит к массовому параличу сознания и какие могут быть его последствия. Только так общество научится не повторять своих ошибок.

Информация о работе Тоталитаризм в понятии современников