Феминистское движение в США во 2-ой пол. 20 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 03:12, доклад

Краткое описание

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина» ) — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. Как известно, феминизм как общественное явление возник ещё в 18 веке. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика даже становится предметом академических исследований.

Вложенные файлы: 1 файл

Феминистское движение в США в гг.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Феминистское движение в США во 2-ой пол. 20 в.

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина» ) — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. Как известно, феминизм как общественное явление возник ещё в 18 веке. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика даже становится предметом академических исследований.

Феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны». Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.

2-ая волна.

Первая волна феминистического движения, формально, юридически достигнув своей цели (право голоса), утихла к началу 20-го века. Начавшаяся в 1960-е годы новая волна массового женского движения, не ограничившись формально-юридическим равноправием, произвела своего рода социокультурную революцию в Америке, подорвав патриархатную систему ценностей, социальных практик и институтов. Под влиянием феминистской политики, направленной на изменение властных отношений в обществе, оказались все сферы публичной и частной жизни. Государственная гендерная политика переходит от "политики равных прав" (достижение суфражисток) к обеспечению равных социальных возможностей для женщин и мужчин.

Причины:

Возрождению женского движения послужили: борьба за гражданские права негритянского населения США, левое студенческое движение Запада в целом, кампания против войны во Вьетнаме. Немалую роль сыграли социально-экономические и научные изменения в западном обществе в середине ХХ века: 1) изобретение эффективных средств контрацепции, предоставившее женщине контроль над репродуктивной функцией; 2) значительное повышение женской трудовой занятости; 3) увеличение числа женщин в сфере высшего образования.

Характеристика движения 2-ой волны

Пик женского движения приходится на 1960-1970-е годы, десятилетия массовых социальных потрясений, названных в американской историографии «революциями»: студенческой, афро-американской, этнической, контркультурной.

«Женская революция», которую ее участницы называли «второй Американской революцией», с момента возникновения была неоднородной по типам феминистских идеологий и формам коллективных действий. Создавались независимые женские структуры: группы пробуждения сознания, курсы женских и феминистских исследований в университетах, кризисные центры для женщин, национальные ассоциации женщин (например, Национальная организация женщин в США - NOW), международные сети и коалиции.

В 1961 году была создана Президентская комиссия по статусу женщины. Пришедший к власти под неолиберальными лозунгами «новых рубежей для Америки» президент Джон Кеннеди должен был выполнить свои предвыборные обещания женскому электорату. Хоть традиционно республиканцы (кеннеди-демократ) с 1940-х годов пользовались большим предпочтением у избирательниц.

С 19 века в американской политической жизни бытовали 2 правовые доктрины: Концепция «равного, но раздельного обращения с лицами противоположного пола» и принцип «дифференцированного гражданства». Они допускали законодательно установленные ограничения прав женщин на основании юридического признания их «особой, отличной от мужчины социальной роли». Именно против такой формы социальной дискриминации боролись феминистки Америки.

 

В 1962 собрались активистки предпринимательских и профессиональных женских клубов, а также сотрудники Женского бюро при Министерстве труда для изучения ситуации с правами женщин в послевоенной Америке. Результатом их совместного анализа стал опубликованный в 1963 году «Доклад о положении женщин», в котором документально подтверждалась дискриминация женщин в социально-экономической сфере. Благодаря поддержке президента принимается первый федеральный Закон о равной оплате труда вне зависимости от гендерных различий.

Интересно, что феминистское движение было полностью отделено от студенческого движения в США, называвшим себя "новым левым" движением против ценностей западной демократии, а также против войны во Вьетнаме. "Новые радикалы" в большинстве своём полностью не поддерживали идеи феминисток. Известен такой факт, что лидер влиятельной радикальной организации Студенческого координационного комитета ненасильственных действий прославился на всю страну своей «шутливой» реакцией на вопрос о положении женщин. «Единственное положение женщин в нашей политической организации, — публично заявил он, — это распростертое».

 

Радикалы

Параллельно в 1960-1970 начинает оформляться вторая, радикальная ветвь американского феминизма — «освободительное движение». Феминистки нового радикального направления начинали свою активность с придуманной ими тактики спонтанных «прямых, целенаправленных действий». Они экспериментировали со всевозможными внешними театрализованными мероприятиями, ориентированными на расшатывание системы гендерных культурных норм, стереотипов и ценностей. В 1968 году в Атлантик-Сити во время конкурса «Мисс Америка» они собрали толпы зрителей и репортеров. За пределами здания, где проходило популярное шоу, студентки короновали живую овцу, публично побросав дамские журналы и предметы женского туалета в мусорные баки. Подобные акции по символическому разрушению «оков естественного предназначения» вливались в более мощный поток поиска новых форм групповой активности на уровне местных сообществ. Отсутствие формальных структурно-организационных рамок «освободительной ветви движения» содействовало проявлению любой женской инициативы снизу. Любая женщина или женская группа могла начать деятельность на уровне местной общины, города или штата.

Как вторичные производные женского движения возникали течения женского гомосексуализма, движения против порнографии и др.

По своему размаху «освободительное» женское движение к середине 1970-х годов начинает превосходить масштабы антивоенных и молодежных выступлений.

Средства массовой информации

Феминистский вызов становится ведущей темой средств массовой информации. В 1971 году известная журналистка Глория Стайнем начинает выпускать журнал «Ms». Само название журнала акцентировало одно из популярных направлений культурной борьбы. Вместо сексистских языковых норм «Miss» или «Mrs», указывающих на семейный статус, новая нейтральная норма «Ms» была направлена на освобождение женского сознания. Огромная популярность феминистского издания демонстрировала значимость и успешность начавшейся «революции».

 

"Загадка  женственности"

В 1963 году одновременно с докладом президентской Комиссии в Америке появляется книга, оказавшая влияние на умы миллионов американских женщин. Загадка женственности1 журналистки Бетти Фридан, ставшая мировым бестселлером и классическим текстом либерального феминизма, взорвала атмосферу «потребительского рая» образованных американок из среднего класса. Многочисленные женские журналы, реклама, телевидение убеждали, что именно в конце 1950-х годов представительницы среднего класса смогли добиться «женской американской мечты»: преуспевающий и заботливый муж, здоровые дети, дом в пригороде, автомобиль, красивая одежда, которую можно демонстрировать на вечеринках и благотворительных собраниях. Бетти Фридан сумела определить причины разочарований и недовольства, осознала проблему, не имевшую названия. Стремясь исполнить предписываемое обществом «истинное», «природное предназначение» матери, жены и хозяйки дома, американские женщины отказывались от карьеры и участия в социальной, политической жизни общества. Ориентируясь на мистические образы «настоящей женственности», они превращались в инфантильные, зависимые существа, лишенные представления о своих возможностях. Неназванная проблема оказывалась драмой женской идентичности, подавления и утраты интеллекта, профессиональных и социальных интересов. Добровольно следуя устоявшимся гендерным стереотипам, женщины оказывались, по определению Бетти Фридан, в «уютном концлагере». В годы второй мировой войны шесть миллионов женщин пришло в разные сферы производства. Девушки из средних слоев, увидев для себя новые перспективы, стремились получить высшее образование.

 

Помимо практической, активистской и политической деятельности, вторая волна феминизма сформировала широкий теоретический дискурс: в различных сферах гуманитарных наук возникли исследования, базирующиеся на критике культуры патриархата. Критике подверглись политика, культура, экономика, социальные, семейные, сексуальные отношения, психоанализ и т. д. Уникальным открытием феминистской теоретической мысли стало осознание того, что социальная политика неразрывно связана с приватной сферой: классический лозунг второй волны феминизма - "Личное значит политическое" ("Personal is political").

 

 

 

 


Информация о работе Феминистское движение в США во 2-ой пол. 20 в