Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:48, практическая работа
Поэмы Гомера – Одиссея и Илиада являются ценным источников, который дает нам
представления не только о социальной структуре, экономике и политических отношениях, но и о
ментальности древних греков, а так же позволяет нам узнать и об их повседневной жизни.
Произведения Гомера имеют большое значение при изучении Греции периода 11-8 вв. еще и
потому, что это практически единственный письменный источник, по истории Древнеи Греции
этого времени. Ведь сам Гомеровский период – это период бесписьменный. Илиада и Одиссея же
были записаны не раньше 8в
Поэмы Гомера – Одиссея и Илиада являются ценным источников, который дает нам представления не только о социальной структуре, экономике и политических отношениях, но и о ментальности древних греков, а так же позволяет нам узнать и об их повседневной жизни. Произведения Гомера имеют большое значение при изучении Греции периода 11-8 вв. еще и потому, что это практически единственный письменный источник, по истории Древнеи Греции этого времени. Ведь сам Гомеровский период – это период бесписьменный. Илиада и Одиссея же были записаны не раньше 8в.
Так из поэм(главным образом из Одиссеи) мы получаем представления о жизни повседневной – о быте, оружии и доспехах, занятиях, о погребальных традициях и о многом другом.
Я же раскрою тему морского быта, а именно тему кораблеи и мореплавания. Ведь на основании гомеровских поэм, не имея иных письменных источников, мы можем реконструировать то, как они выглядели, как строились и из какого материала, насколько они были большие и вместительные и т. д.
Начнем с того, из какого материала и как строились корабли, и как они выглядели?
В Одиссее мы видим описание процесса строительства – строится грузовой корабль1, cтроится он из дерева – из тополя, ольхи или сосны. Ведь этот материал как нельзя лучше подходит для строительства корабля в силу своей легкости, что позволяет спокойно держаться на воде и быстро передвигаться2.
Используется в строительстве и ива3, и ель4. Что касается самого процесса строительства кораблей, то и он у Гомера описан достаточно подробно, и операции у него указаны практически пошагово – срубались деревья, очищались и выскабливались, уравнивались и обтесывались. После бревна сверлились буравом и прилаживались одно к другому. Скреплялись они брусьями и клиньями. Далее делался плот, над ним помост. В середине ставилась мачта с рееи, прилаживался и руль. Для защиты от волн делалась загородка из ивовых прутьев, и наконец крепилась мачта5.
235 На топорище из гладкой оливы, прекрасное видом;
Также топор для тесанья дала и потом Одиссея
В дальнее место свела, где были большие деревья -
Черные тополи, ольхи, до неба высокие сосны -
240 Давний все сухостой, чтобы легки для плаванья были.
Место ему указавши, где были большие деревья,
Нимфа Калипсо, свет меж богинями, в дом воротилась.
Начал рубить он деревья. И быстро свершалося дело.
Двадцать стволов он свалил, очистил их острою медью,
245 Выскоблил гладко, потом уравнял, по шнуру обтесавши.
Нимфа Калипсо
меж тем бурав принесла
Бревна он все просверлил и приладил одно ко другому,
Брусьями бревна скрепил и клинья забил между ними.
Точно такого размера, какого обычно готовит
250 Дно корабля грузового
Сделал такой
ширины свой плот Одиссей
После того над плотом помост он устроил, уставив
Часто подпорки
и длинные доски на них
Мачту в средине поставил, искусно к ней рею привесил,
255 Чтобы плотом управлять, и руль к нему крепкий приладил.
Сделал потом по краям загородку из ивовых прутьев,
Чтоб защищала от волн, и лесу немало насыпал.
Нимфа, свет меж богинь, холста принесла, чтобы сделать
Парус на плот. Одиссей изготовил прекрасно и это.
260 К парусу брасы потом подвязал, и фалы, и шкоты,
Плот потом рычагами спустил на священное море.
Описан о у Гомера и то, каким же образом при помощи бурава сверлили те самые бревна для изготовления кораблей6:
384 Начал обрубок вертеть, как в бревне корабельном вращает
385 Плотник сверло, а другие ремнем его двигают снизу,
Взявшись с обеих сторон; и вертится оно непрерывно. (Одиссея, IX)
Видим мы и описание внутреннего устройства корабля и некоторых его частей: корма, использование канатов и плетенных ремнеи. А в качестве якоря и использование камня7.
495 Вскоре заря наступила. Меж тем Телемаховы люди,
К суше пристав,
паруса развязали и мачту
Сели за весла и к пристани судно свое подогнали;
Выбросив якорный камень, причальный канат укрепили,
Сами же
вышли на берег прибоем
Корабли были парусными и приводились в движение либо при помощи ветра по воле богов, либо если его не было – гребцами, сидящими на скамейках при помощи весел8.
415 Все их они уложили, как сын Одиссеев велел им.
Сам Телемах поднялся на корабль за Афиною следом;
На корабельной корме она села, а возле богини
Сел Телемах. Отвязали причалы товарищи, быстро
Сами взошли на корабль чернобокий и сели за весла.
420 Благоприятный им ветер
По винно-чермному
морю Зефир зашумел
Тут Телемах, ободряя товарищей, им приспособить
Снасти велел,
и они приказанью его
Мачту еловую разом подняли, внутри утвердили
425 В прочном гнезде и ее привязали канатами к носу.
Белый потом
натянули ремнями плетеными
Парус в средине надулся от ветра, и яро вскипели
Воды пурпурного моря под носом идущего судна;
С волн высоких оно заскользило, свой путь совершая.
430 На корабле чернобоком они паруса закрепили,
После налили вином кратеры до самого края
И совершать возлияния стали богам вечносущим,
Больше же всех остальных - совоокой Афине богине.
Быстро всю ночь и все утро бежал их корабль чернобокий. (Одиссея, I)
Или: 10Сели. Его направлял только ветер попутный да кормчий.
Были весь
день паруса путеводным
Или:145 Следом взошедши за мной, развязать судовые причалы.
Тотчас они на корабль поднялись, и к уключинам сели
Следом один за другим, и ударили веслами море.
Был вослед
кораблю черноносому ветер
Парус вздувающий, добрый товарищ, нам послан Цирцеей
170 Встали товарищи с мест, паруса корабля закатали,
Бросили в трюм их, а сами, к уключинам сев на скамейки,
Веслами стали
взбивать на водной
Круг большой я достал пчелиного воска, на части
Мелко нарезал и сильными стал разминать их руками. (Одиссея, XII)
Так в Одиссеи Гомер упоминает еще один большой грузовой корабль -
с 20 веслами9:
320 Свежий оливковый ствол: ее он срубил и оставил
Сохнуть, чтоб с нею ходить. Она показалась нам схожей
С мачтою
на корабле чернобоком
Груз развозящем торговый по бездне великого моря.
Вот какой толщины и длины была та дубина. (Одиссея, IX)
Гомер иногда указывает, сколько человек помещалось на корабле (когда сто двадцать, когда пятьдесят), иногда не говорит об этом10. И на основании этих сведении мы можем судить о количестве данаицев:
509 С ними неслось пятьдесят кораблей, и на каждом из оных
510 По сту и двадцать воинственных, юных беотян сидело.(Илиада, II)
Нередко в отношение кораблеи мы встречаем такие постоянные эпитеты, как темно-синии нос, белые паруса или же черное судно. Если с белыми парусами все более менее понятно, то вопрос почему же судно черное , а нос его темно-синии не совсем понятен. Интересную гипотезу в свое работе выдвигает по этому поводу Лосев11. Он проводит сравнение гомеровских поэм с гомеровскими гимнами. Так В VII гомеровском гимне бог Дионис со своими «темно-стальными» или «темно-синими» глазами и с такими же волосами в «пурпурном» плаще, сидит среди «виноцветного» моря, на корабле. А корабли у Гомера и «черные»: Думен стоял и один доброснастного черного судна(Ил.,2.17) и с «темно-синим» носом (Ил., XXIII, 878) Были волнами. Другие же пять кораблей синеносых(Од.,3.299) и «багряно-щекие» (Од., XI, 124), и «карминно-щекие» (Ил., II, 637), паруса — «белые» (Од., II, 425, XV, 291).
Лосев предполагает, что все эти яркие краски - детство человечества, поскольку дети, как известно, любят яркие краски, пестроту и блеск предметов. Также и
гомеровские греки находили в окружающей их природе и жизни исключительно яркие, пестрые и блестящие краски.
Вместе с тем, однако в том сложном социально-историческом комплексе, который представляют собою феаки, содержатся весьма интенсивные черты и более позднего развития. То, что они оказываются отличными мореплавателями, это черта, хотя и более поздняя, но она сама но себе еще ничего не говорит о разложении общинно-родового строя. Однако, двигая свои корабли при помощи весел, они все же дают направление им исключительно только своими мыслями; они мысленно приказывают своим кораблям двигаться в том или ином направлении, и те двигаются.
Вывод: рассмотрев тему мореходства, мы видим, что оно было уже достаточно развито, о чем говорит численность судов, устоявшаяся технология изготовления и т. д.
Однако будет ли это утверждение охватывать все эпоху? Я думаю, что нет. Ведь недаром Гомеровски вопрос до сих пор остается не разрешенным – слишком много в этих поэмах хронологических напластовании.
Как пишет Лосев – то, что греки оказываются отличными мореплавателями, это черта более поздняя.
Что касается самого морского быта – то разобрав гомеровские поэмы, можем достаточно точно реконструировать и внешний вид кораблей и процесс мореплавании. И таким образом, Илиада и Одиссея - это довольно ценные источники по повседневной истории Древнеи Греции периода Темных веков, которые содержит сведения практически обо всех сторонах жизни греков.
Источники:
1.Гомер. Одиссея (пер. с древнегреческого В. Вересаева)
2.Гомер. Илиада (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)
Литература:
А. Ф. Лосев - Гомер, Москва, Молодая гвардия, 2006
1 Одиссея, V,250
2 Там же, 238-240
3 Там же, 256
4 Там же, I, 424
5 Там же, V, 235-260
6 Одиссея, IX, 384—386
7 Там же, XV, 499
8 Там же, I, 415-439; II, 10-11; XII, 145-149; 170-179
9Одиссея, IX, 321
10 Илиада, Илиада, II, 509-510
11 А. Ф. Лосев – Гомер, с 53