Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:41, контрольная работа
Краткое описание
История эллинизма отчетливо делится на три периода—возникновение эллинистических государств (конец IV—начало III в. до н. э.), формирование социально-экономической и политической структуры и расцвет этих государств (III—начало II в. до н. э.) и период экономического спада, нарастания социальных противоречий и подчинения власти Рима (середина II—конец I в. до н. э.).
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3 Эллинистическая цивилизация…………………………………………………..5 Заключение…………………………………………………….………………..20 Список использованной литературы……………………………….…………..21
Начало эллинистической цивилизации
положили Восточный поход Александра
Македонского и массовый колонизационный
поток эллинов (греков и македонян) во
вновь завоеванные земли. Хронологические
и географические границы эллинистической
цивилизации исследователями определяются
по-разному в зависимости от трактовки
понятия «эллинизм», введенного в науку
еще в первой половине XIX в. И. Г. Дройзеном,
но до сих пор остающегося спорным.
Накопление нового материала
в результате археологических и исторических
исследований оживило дискуссии о критериях
и специфике эллинизма в разных регионах,
о географических и временных границах
эллинистического мира. Выдвигаются концепции
предэллинизма и пост эллинизма, т. е. возникновения
элементов эллинистической цивилизации
до греко-македонских завоеваний и их
живучести (а иногда и регенерации) после
крушения эллинистических
государств.
При всей спорности этих проблем
можно указать и на устоявшиеся взгляды.
Несомненно, что процесс взаимодействия
эллинского и переднеазиатских народов
имел место и в предшествующий период,
но греко-македонское завоевание придало
ему размах и интенсивность. Новые формы
культуры, политических и социально-экономических
отношений, возникшие в период эллинизма,
были продуктом синтеза, в котором местные,
главным образом восточные, и греческие
элементы играли ту или иную роль в зависимости
от конкретно-исторических
условий. Большая или меньшая значимость
местных элементов наложила отпечаток
на социально-экономическую и политическую
структуру, формы социальной борьбы, характер
культурного развития и в значительной
мере определила дальнейшие исторические
судьбы отдельных регионов эллинистического
мира.
История эллинизма отчетливо
делится на три периода—возникновение
эллинистических государств (конец IV—начало
III в. до н. э.), формирование социально-экономической
и политической структуры и расцвет
этих государств (III—начало II в. до н. э.)
и период экономического спада, нарастания
социальных противоречий и подчинения
власти Рима (середина II—конец I в. до н.
э.). Действительно, уже с конца IV в. до н.
э. можно проследить становление эллинистической
цивилизации, на III в. и первую половину
II в. до н. э. приходится период ее расцвета.
Но упадок эллинистических держав и расширение
в Средиземноморье римского господства,
а в Передней и Центральной Азии— владений
возникших местных государств не означали
ее гибели. Как составной элемент она участвовала
в формировании Парфянской и Греко-Бактрийской
цивилизаций, а после подчинения Римом
всего Восточного Средиземноморья на
ее основе возник сложный сплав греко-римской
цивилизации.
Эллинистическая
цивилизация
Эллинистической
цивилизацией принято называть новую
ступень в развитии материальной и духовной
культуры, форм политической организации
и социальных отношений народов Средиземноморья,
Передней Азии и прилегающих регионов.
Начало им положили Восточный
поход Александра Македонского и массовый
колонизационный поток эллинов (греков
и македонян) во вновь завоёванные земли.
Хронологические и географические границы
эллинистической цивилизации исследователями
определяются по- разному в зависимости
от трактовки понятия «эллинизм», введённого
в науку ещё в первой половине XIX в. И. Г.
Дройзеном, но до сих пор остающегося спорным.
Накопление нового материала
в результате археологических и исторических
исследований оживило дискуссии о критериях
и специфике эллинизма в разных регионах,
о географических и временных границах
эллинистического мира. Выдвигаются концепции
предэллинизма и постэллинизма, т. е., возникновения
элементов эллинистической цивилизации
до греко-македонских завоеваний и их
живучести (а иногда и регенерации) после
крушения эллинистических государств.
При всей спорности этих проблем
можно указать и на устоявшиеся взгляды.
Несомненно, что процесс взаимодействия
эллинского и переднеазиатских народов
имел место и в предшествующий период,
но греко-македонское завоевание придало
ему размах и интенсивность. Новые формы
культуры, политических и социально-экономических
отношений, возникшие в период эллинизма,
были продуктом синтеза, в котором местные,
главным образом восточные, и греческие
элементы играли ту или иную роль в зависимости
от конкретно-исторических условий. Большая
или меньшая значимость местных элементов
наложила отпечаток на социально-экономическую
и политическую структуру, формы социальной
борьбы, характер культурного развития
и в значительной мере определила дальнейшие
исторические судьбы отдельных регионов
эллинистического мира.
История эллинизма отчётливо
делится на три периода – возникновение
эллинистических государств (конец IV –
начало III в. до н. э.), формирование социально-экономической
и политической структуры и расцвет этих
государств (III – начало II в. до н. э.) и период
экономического спада, нарастания социальных
противоречий и подчинения власти Рима
(середина II – конец I в. до н. э.). Действительно,
уже с конца IV в. до н. э. можно проследить
становление эллинистической цивилизации,
на III в. и первую половину II в. до н. э. приходится
период её расцвета. Но упадок эллинистических
держав и расширение в Средиземноморье
римского государства, а в Передней и Центральной
Азии – владений возникших местных государств
не означали её гибели. Как составной элемент
она участвовала в формировании Парфянской
и Греко-Бактрийской цивилизаций, а после
подчинения Римом всего восточного Средиземноморья
на её основе возник сложный сплав греко-римской
цивилизации.
Важнейшим наследием эллинистического
мира была культура, получившая широкое
распространение на периферии эллинистического
мира и оказавшая огромное влияние на
развитие римской культуры (особенно восточных
римских провинций), а также на культуру
других народов древности и средневековья.
Эллинистическая культура не
была единообразной, в каждой области
она формировалась в результате взаимодействия
местных устойчивых традиционных элементов
культуры с культурой, принесённой завоевателями
и переселенцами, греками и не греками.
Сочетание этих элементов, формы синтеза
определялись взаимодействием многих
обстоятельств: численным соотношением
различных этнических групп (местных и
пришлых), уровнем их культуры, социальной
организацией, условиями экономической
жизни, политической обстановкой и так
далее, - специфических для данной местности.
Даже при сопоставлении крупных эллинистических
городов – Александрии, Антиохии на Оронте,
Пергама, Пеллы и др., где греко-македонское
население играло ведущую роль, отчётливо
заметны особые для каждого города черты
культурной жизни; тем яснее проступают
они во внутренних областях эллинистических
государств.
Однако эллинистическую культуру
можно рассматривать как цельное явление:
всем её местным вариантам свойственны
некоторые общие черты, обусловленные,
с одной стороны, обязательным участием
в синтезе элементов греческой культуры,
с другой – сходными тенденциями социально-экономического
и политического развития общества на
всей территории эллинистического мира.
Развитие городов, товарно-денежных отношений,
торговых связей в Средиземноморье и Передней
Азии во многом определяло формирование
материальной и духовной культуры в период
эллинизма. Образование эллинистических
монархий в сочетании с полисной структурой
способствовало возникновению новых правовых
отношений, нового социально-психологического
облика человека, нового содержания его
идеологии. В эллинистической культуре
более выпукло, чем в классической греческой,
выступают различия в содержании и характере
культуры эллинизированных верхних слоёв
общества и городской и сельской бедноты,
в среде которой устойчивее сохранились
местные культурные традиции.
Одним из стимулов формирования
эллинистической культуры стало распространение
эллинского образа жизни и эллинской системы
образования. В полисах и в восточных городах,
получивших статус полиса, возникали гимнасии
с палестрами¹,
театры, стадионы и ипподромы; даже в небольших
поселениях, не имевших полисного статуса,
но заселенных клерухами, ремесленниками
и прочими выходцами с Балканского п-ова
и побережья Малой Азии, появлялись греческие
учителя и гимнасии.
Много внимания обучению молодёжи,
а следовательно, и сохранению основ эллинской
культуры уделялось в исконно греческих
городах. Система образования, как её характеризуют
авторы эллинистического времени, состояла
из двух-трёх ступеней в зависимости от
экономического и культурного потенциала
полиса. Мальчиков начиная с 7-летнего
возраста обучали частные учителя или
в общественных школах чтению, письму,
счёту, рисованию, гимнастике, знакомили
их с мифами, поэмами Гомера и Гесиода:
слушая и изучая эти произведения, дети
усваивали основы полисного этического
и религиозного мировоззрения. Дальнейшее
образование молодёжи происходило в гимнасиях.
С 12 лет подростки обязаны были посещать
палестру (школу физической подготовки),
чтобы овладеть искусством пентатлона
(пятиборья, включавшего бег, прыжки в
воду, метание диска и копья), и одновременно
грамматическую школу, где они изучали
сочинения поэтов, историков и логографов,
геометрию, начала астрономии, обучались
игре на музыкальных инструментах; 15 –
17 летние юноши слушали лекции по риторике,
этике, логике, философии, математике,
географии, обучались верховой езде, кулачному
бою, началом военного дела. В гимнасии
же продолжали своё образование и физическую
тренировку эфебы – юноши, достигшие совершеннолетия
и подлежащие призыву на военную службу.
Вероятно, этот объём знаний
с теми или иными местными вариациями
получали мальчики и юноши в полисах восточно-эллинистических
держав. За работой школ, подбором учителей,
поведением и успехами учащихся строго
следили гимнасиарх и выборные лица из
граждан полиса; расходы на содержание гимнасий
и учителей производились из полисной
казны, иногда на эти цели поступали дарственные
суммы от «эвергетов» (благодетелей) –
граждан и царей.
Гимнасии были не только учреждениями
для обучения молодёжи, но местом состязаний
в пятиборье и центром повседневной культурной
жизни. Каждый гимнасий представлял собой
комплекс помещений, включавший палестру,
т. е. открытую площадку для тренировки
и состязаний с примыкающими к ней помещениями
для натирания маслом и мытья после упражнений
(тёплые и холодные бани), портики и экседры² для
занятий, бесед, лекций, где выступали
местные и приезжие философы, учёные и
поэты.
Важным фактором в распространении
эллинистической культуры были многочисленные
празднества – традиционные и вновь возникавшие
– в старых религиозных центрах Греции
и в новых полисах и столицах эллинистических
царств. Так, на Делосе помимо традиционных
Аполлоний и Дионисий устраивались специальные
– в честь «благодетелей» – Антигонидов,
Птолемеев, этолийцев. Приобрели известность
празднества в Феспиях (Беотия) и Дельфах,
на о-ве Кос, в Милете и Магнесии (Малая
Азия). Праздновавшиеся в Александрии
Птолемейи по своему масштабу приравнивались
к Олимпийским. Непременными элементами
этих празднеств кроме религиозных обрядов
и жертвоприношений были торжественные
шествия, игры и состязания, театральные
представления и угощения. Источники сохранили
описание грандиозного празднества, устроенного
в 165 г. до н. э. Антиохом IV в Дафне (возле
Антиохии), где находилась священная роща
Аполлона и Артемиды: в торжественном
шествии, открывавшем праздник, участвовали
пешие и конные воины (около 50 тыс.), колесницы
и слоны, 800 юношей в золотых венках и 580
женщин, сидевших в отделанных золотом
и серебром носилках; везли бесчисленное
количество богато украшенных статуй
богов и героев; многие сотни рабов несли
золотые и серебряные предметы, слоновую
кость. В описании упоминаются 300 жертвенных
столов и тысяча откормленных быков. Торжества
длились 30 дней, в течение их шли гимнастические
игры, единоборства, театральные представления,
устраивались охоты и пиры на тысячу и
полторы тысячи человек. На такие празднества
стекались участники со всех концов эллинистического
мира.
Не только уклад жизни, но и
весь облик эллинистических городов способствовал
распространению и дальнейшему развитию
культуры нового типа, обогащавшейся за
счёт местных элементов и отражавшей тенденции
развития современного общества. Архитектура
эллинистических полисов продолжала греческие
традиции, но наряду с сооружением храмов
большое внимание уделялось гражданскому
строительству театров, гимнасиев, булевтериев³,
дворцов. Внутреннее и внешнее оформление
зданий стало богаче и разнообразнее,
широко использовались портики и колонны,
колоннадой обрамляли отдельные сооружения,
агору, а иногда и главные улицы (портики
Антигона Гоната, Аттала на Делосе, на
главных улицах Александрии). Цари строили
и восстанавливали множество храмов греческим
и местным божествам. Из-за большого объёма
работ и недостатка средств строительство
растягивалось на десятки и сотни лет.
Наиболее грандиозными и красивыми
считались Сарапеум в Александрии, построенный
Пармениском в III в. до н. э., храм Аполлона
в Дидиме, возле Милета, строительство
которого началось в 300 г. до н. э., продолжалось
около 200 лет и не было закончено, храм
Зевса в Афинах (начат в 170 г. до н.э., закончен
в начале II в. н. э.) и храм Артемиды в Магнесии
на Меандре архитектора Гермогена (начат
на рубеже III и II вв., закончен в 129 г. до
н. э.). Одновременно так же медленно сооружались
и реставрировались храмы местных божеств
– храм Гора в Эдфу, богини Хатхор в Дендера,
Хнума в Эсне, Исиды на о-ве Филы, Эсагил
в Вавилоне, храмы бога Набу, сына Мардука,
в Борсиппе и Уруке. Храмы греческих богов
строились по классическим канонам, с
небольшими отклонениями. В архитектуре
храмов восточных богов соблюдаются традиции
древних египетских и вавилонских зодчих,
эллинистическое влияние прослеживается
в отдельных деталях и в надписях на стенах
храмов.
Спецификой эллинистического
периода можно считать появление нового
типа общественных зданий – библиотеки
(в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), Мусейона⁴(в Александрии, Антиохии) и
специфических сооружений Фаросского
маяка и Башни ветров в Афинах с флюгером
на крыше, солнечными часами на стенах
и водяными часами внутри её. Раскопки
в Пергаме позволили воспроизвести структуру
здания библиотеки. Она находилась в центре
Акрополя, на площади возле храма Афины.
Фасад здания представлял собой двухэтажный
портик с двойным рядом колонн, нижний
портик упирался в опорную стену, примыкавшую
к крутому склону холма, а на втором этаже
позади портика, использовавшегося как
своего рода читальный зал, находилось
четыре закрытых помещения, служившие
хранилищем для книг, т. е. папирусных и
пергаментных свитков, на которых в древности
записывались художественные и научные
произведения.
Крупнейшей библиотекой в древности
считалась Александрийская, здесь работали
выдающиеся учёные и поэты – Евклид, Эратосфен,
Феокрит и др., сюда свозились книги из
всех стран античного мира, и в I в. до н.
э. она, по преданию насчитывала около
700 тыс. свитков. Описаний здания Александрийской
библиотеки не сохранилось, по-видимому,
она входила в комплекс Мусейона. Мусейон
был частью дворцовых сооружений, помимо
самого храма ему принадлежали большой
дом, где находились столовая для учёных,
состоявших при Мусейоне, экседра – крытая
галерея с сиденьями для занятий – и место
для прогулок. Сооружение общественных
зданий, служивших центрами научной работы
или применения научных знаний, можно
рассматривать как признание возросшей
роли науки в практической и духовной
жизни эллинистического общества.
Сопоставление накопленных
в греческом и восточном мире научных
знаний породило потребность в их классификации
и дало стимул дальнейшему прогрессу науки.
Особое развитие получает математика,
астрономия, ботаника, география, медицина.
Синтезом математических знаний древнего
мира можно считать труд Евклида «Элементы»
(или «Начала»). Постулаты и аксиомы Евклида
и дедуктивный метод доказательств служили
в течение веков основой для учебников
геометрии. Работы Аполлония из Перги
о конических сечениях положили начало
тригонометрии. С именем Архимеда Сиракузского
связаны открытие одного из основных законов
гидростатики, важные положения механики
и многие технические изобретения.