Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 03:33, реферат
Эскимосы (эскимос. ᐃᓄᐃᑦ) — народ, составляющий коренное население территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность — около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.
Эскимосы (эскимос. ᐃᓄᐃᑦ)
— народ, составляющий коренное население
территории от Гренландии и Нунавута (Канада)
до Аляски (США) и восточного края Чукотки
(Россия). Численность — около 170 тыс. человек.
Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской
семьи.
Антропологи считают,
что эскимосы — монголоиды арктического
типа (малая арктическая раса). Их
основное самоназвание — «инуиты».
Слово «эскимос» (эскиманциг — «сыроед»,
«тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит
языку индейских племен абенаков и атабасков.
Из названия американских эскимосов это
слово превратилось в самоназвание как
американских, так и азиатских эскимосов.
Эскимосы появились
в середине III тысячелетия до н. э.
на побережьях Берингова моря, на востоке
ещё до н. э. дошли до Гренландии,
где создали Культуру Дорсет. Бытовая
их культура необычайно приспособлена
к Арктике. Они изобрели поворачиваемый
гарпун, чтобы охотиться на морского зверя,
каяк, снежный дом иглу, особую глухую
одежду из меха и шкур. Самобытна древняя
культура эскимосов. В XVIII—XIX вв. характерны
сочетание охоты на морского зверя и на
оленя карибу, жизнь территориальными
общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии — к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ — гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии — ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.
Эскимос - народ
в северных полярных регионах Западного
полушария (от восточной оконечности
Чукотки до Гренландии), живут на
Аляске (США, 44 тыс. человек, 2000), севере
Канады (41 тыс. чел., 1996), острове Гренландия
(50,9 тыс. чел., 1998) и в Российской Федерации
(Чукотка и остров Врангеля, 1,7 тыс. чел.,
2002). Общая численность — около 130 тысяч
человек (2000, оценка).
Восточные эскимосы
называют себя инуитами, западные —
юпиками. Говорят на эскимосском
языке, который подразделяется на две
крупные группы диалектов — юпик (западную)
и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится
на сиреникский, центрально-сибирский
(чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы
Чукотки наряду с родным владеют русским
и чукотским языками.
Одежда, орудие труда,
оружие
Антропологически
эскимосы относятся к арктическому
типу монголоидов. Эскимосская этническая
общность сформировалась около 5-4 тысяч
лет назад в районе Берингова
моря и расселились на восток до
Гренландии, достигнув ее задолго до нашей
эры. Эскимосы приспособились к жизни
в Арктике, создав поворотный гарпун для
охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное
жилище иглу, глухую меховую одежду.
На ноги эскимосы
надевали меховые чулки и нерпичьи
торбаса (камгык). Непромокаемую обувь
изготавливали из выделанных тюленьих
шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой
или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы,
протыкая перегородку носа или нижнюю
губу, подвешивали моржовые зубы, костяные
кольца и стеклянные бусины. Эскимосская
мужская татуировка — кружки в уголках
рта, женская — прямые или вогнутые параллельные
линии на лбу, носу и подбородке. На щеки
наносили более сложный геометрический
орнамент. Татуировкой покрывали руки,
кисти, предплечья.
Для передвижения
по воде пользовались лодками-байдарами
и каяками. Легкая и быстроходная байдара
(анъяпик) отличалась устойчивостью на
воде. Ее деревянный каркас обтягивали
моржовой шкурой. Байдары были разных
типов — от одноместных лодок до 25-местных
парусников. По суше эскимосы передвигались
на дугокопыльных нартах. Собак запрягали
«веером». С середины 19 века нарты тянули
собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского
типа). Использовались также короткие
бескопыльные сани с полозьями из моржовых
клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах
(в виде рамы из двух планок со скрепленными
концами и поперечными распорками, переплетенными
ремнями из нерпичьей кожи и подбитой
снизу костяными пластинами), по льду —
с помощью специальных шипов из кости,
укрепленных на обуви.
Для самобытной
культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны
сочетание охоты на морского зверя и на
оленя карибу, значительные пережитки
первобытно-коллективистических норм
в распределении добычи, жизнь территориальными
общинами. Способ охоты на морских животных
зависел от их сезонных миграций. Два сезона
охоты на китов соответствовали времени
прохождения их через Берингов пролив:
весной на север, осенью — на юг. Китов
отстреливали гарпунами с нескольких
байдар, а позднее — гарпунными пушками.
Важнейшим объектом
промысла был морж. С конца 19 века появилось
новое промысловое оружие и снаряжение,
распространилась охота на пушных зверьков.
Добыча моржей и тюленей сменила пришедший
в упадок китобойный промысел. Когда не
хватало мяса морских животных, отстреливали
из лука диких оленей и горных баранов,
птиц, ловили рыбу.
Поселения располагались
так, чтобы было удобно наблюдать
за передвижением морского зверя
— в основании выдающихся в
море галечных кос, на возвышенных местах.
Наиболее древний тип жилища —
каменная постройка с углубленным в
землю полом. Стены складывали из камней
и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими
шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями
и сверху еще раз покрывали шкурами.
До 18 века, а местами
и позже, эскимосы жили в полуподземных
каркасных жилищах. В 17-18 веках появились
каркасные постройки, похожие на чукотскую
ярангу. Летнее жилище — четырехугольная
палатка, по форме напоминающая косоусеченную
пирамиду, причем стена со входом была
выше противоположной. Каркас этого жилища
строили из бревен и жердей и покрывали
моржовыми шкурами. С конца 19 века появились
легкие дощатые дома с двускатной крышей
и окнами.
Традиционная
пища эскимосов — мясо и жир
тюленей, моржей и китов. Мясо ели
сырым, сушеным, вяленым, замороженным,
вареным, заготавливали на зиму: квасили
в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном
виде. Лакомством считали сырое китовое
сало со слоем хрящевидной кожи (мантак).
Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной.
Высоко ценилась оленина, которую обменивали
у чукчей на шкуры морских животных.
Счет родства
у эскимосов велся по отцовской
линии, брак был патрилокальным. Каждое
поселение состояло из нескольких групп
родственных семей, занимавших зимой
отдельную полуземлянку, в которой
каждая семья имела свой полог. Летом
семьи жили в отдельных палатках.
Были известны факты отработки за жену,
существовали обычаи сватать детей, женить
мальчика на взрослой девушке, обычай
«товарищества по браку», когда двое мужчин
обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный
гетеризм). Брачной церемонии как таковой
не существовало. В зажиточных семьях
встречалось многоженство.
Религия эскимосов
— культы духов, некоторых животных.
В 19 веке эскимосы не имели родовой
и развитой племенной организации.
В результате контактов с пришлым населением
в жизни эскимосов произошли большие изменения.
Значительная часть перешла от морского
промысла к охоте на песцов, а в Гренландии
— к товарному рыболовству. Часть эскимосов,
особенно в Гренландии, стала наемными
рабочими. Эксимосы Западной Гренландии
сформировались в этническую общность
гренландцев, не считающих себя эскимосами.
На Лабрадоре эскимосы в значительной
мере смешались со старожильческим населением
европейского происхождения.
В Российской федерации
эскимосы — малочисленная этническая
группа, живущая смешанно или в близком
соседстве с чукчами в ряде населенных
пунктов восточного побережья Чукотки
и на острове Врангеля. Их традиционное
занятие — морской зверобойный промысел.
Эскимосы практически не подверглись
христианизации. Они верили в духов, хозяев
всех одушевленных и неодушевленных предметов,
явлений природы, местностей, направлений
ветра, различных состояний человека,
в родственную связь человека с каким-либо
животным или предметом. Существовали
представления о создателе мира, называли
его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной,
следил за соблюдением обычаев предков.
Главным морским божеством, хозяйкой морских
животных была Седна, которая посылала
людям добычу. Злые духи представлялись
в виде великанов или карликов, либо других
фантастических существ, которые насылали
на людей болезни и несчастья. В каждом
селении жил шаман (обычно это был мужчина,
но известны и шаманки-женщины), который
являлся посредником между злыми духами
и людьми.
Эскимосы создали
самобытное декоративно-прикладное и
изобразительное искусство. Раскопками
открыты относящиеся к концу
первого тысячелетия до нашей
эры костяные наконечники гарпунов
и стрел, так называемые крылатые предметы
(предположительно, украшения носовых
частей лодок), стилизованные фигурки
людей и животных, модели каяков, украшенные
изображениями людей и животных, а также
сложным резным орнаментом. Среди характерных
видов эскимосского искусства 18-20 веков
— изготовление статуэток из моржового
клыка (реже мыльного камня), резьба по
дереву, художественная аппликация и вышивка
(узоры из оленьего меха и кожи, украшающие
одежду и бытовые предметы).
Добыче крупного
зверя посвящали промысловые праздники.
Среди эскимосских сказок особое место
занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним
стадиям развития эскимосской культуры
относится резьба по кости: скульптурная
миниатюра и художественная гравировка
кости. Орнаментом покрывали охотничье
снаряжение, предметы домашнего обихода;
изображения зверей и фантастических
существ служили амулетами и украшениями.
Эскимосская музыка (айнгананга) — преимущественно
вокальная. Бубен — личная и семейная
святыня (иногда используется шаманами).
Он занимает центральное место в музыке.
Использованная
литература:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://www.megabook.ru/
- http://stranaodna.ru/people/
- Покуда растут травы... - Якутск: Кн. изд-во, 1988.
- Чукотское и эскимосское искусство XIX — XX вв. - М.: ИК «Родник», 1995.