Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:27, реферат
Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.).
Билет 1. Этапы развития первобытной культуры. Древнейшие памятники первобытного искусства и архитектуры.
Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.).
Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция). Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.
С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ.
Именно в такого рода жилищах обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру «палеолитическую Венеру»; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины - матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).
Хорошие образцы подобных статуэток найдены в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции), и в Советском Союзе - в Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском.
Как в скульптуре, так и в живописи в этот период передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы.
Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения в представлениях человека об окружающей действительности, связан с периодами мезолита и неолита. С этим временем связано изобретение лука и стрел, затем - глиняной посуды, а также появление новых типов каменных орудий. Позднее наряду с господствующими каменными орудиями появляются отдельные предметы из металла (преимущественно из меди).
В это время человек
овладевал все более
Наряду с изображением
животных в искусстве этого времени
все более значительную роль начинает
играть изображение людей (в сценах
охоты или военных
Очень важным новым явлением в искусстве рассматриваемого периода было широкое развитие орнамента. В геометрических узорах, покрывающих глиняные сосуды и другие предметы, рождались и складывались навыки построения ритмической упорядоченной орнаментальной композиции.
Вместе с тем возникала особая область художественной деятельности - прикладное искусство.
Последний этап истории первобытного общества характеризуется рядом новых явлений в искусстве. Большое значение среди новых орудий труда приобрел ткацкий станок. С изобретением плавки руды появляются орудия из меди, бронзы и, наконец, железа.
К концу существования первобытного общества появился новый, ранее невиданный тип архитектурных сооружений - крепости.
Наряду с оборонительными сооружениями на поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили сооружения совсем иного рода, так называемые мегалитические (то есть выстроенные из громадных камней) постройки - менгиры, дольмены, кромлехи. Целые аллеи вертикально стоящих больших камней – менгиров – встречаются в Закавказье и в Западной Европе по побережью Средиземного моря и Атлантического океана (например, аллея мецгиров у Карнака в Бретани). Дольмены широко распространены в Западной Европе, в северной Африке, Иране, Индии, в Крыму и на Кавказе; они представляют собой гробницы, построенные из стоящих огромных камней, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами (хорошо видна несущая и несомая часть) Наиболее сложными мегалитическими постройками являются кромлехи. Примерами такого типа сооружений являются святилища Эвбери и Стонхендж в южной Англии.
Менее значительными в этот период были успехи скульптуры. Собственно, менгиры – вертикально стоящие одиночные камни – были не столько архитектурными сооружениями, сколько далекими предшественниками позднейших памятников монументальной скульптуры.