Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе понятия, функций и особенностей развития коммуникации в России.
Данную цель мы попытаемся раскрыть с помощью постановки следующих задач:
- дать общую характеристику понятию социальных коммуникаций
- изучить процесс эволюции социальных коммуникаций
Введение 3
1. История понятия социальной коммуникации 5
2. Эволюция социальной коммуникации 8
2.1. Этапы эволюции социальной коммуникаций 8
2.2. Современный этап развития коммуникаций 12
2.3. Эволюция социальной коммуникации на примере Приморского края 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Содержание
А.В. Соколов предлагает следующую научную дефиницию социальной коммуникации: «социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве». [9., с. 7] Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается.
Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека). [12, с. 50]
Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
В современной науке социальная коммуникация изучается под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания коммуникации можно условно разделить на три группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.
Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы.
Актуальность данной работы налицо, поскольку современные информационные и телекоммуникационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм международного сотрудничества, как в рамках отдельных сфер общественной жизни, так и общества в целом. Спектр таких возможностей постоянно расширяется, невзирая на географические границы человеческих общностей. Наиболее перспективными специалисты считают экономическую, научную и культурную сферы.
Таким образом, цель курсовой работы состоит в анализе понятия, функций и особенностей развития коммуникации в России.
Данную цель мы попытаемся раскрыть с помощью постановки следующих задач:
- дать общую характеристику понятию социальных коммуникаций
- изучить процесс эволюции социальных коммуникаций
Объектом исследования являются социальные коммуникации, а предметом – эволюция социальных коммуникаций.
В данной работе мы опирались на работы таких ученых как А. Соколов, Т. Науменко, М. Назаров, а так же других исследователей этой области. Дополнительным источником материала стали ресурсы Интернет
Понимание социальной коммуникации как предмета социологии коммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие - основные аспекты ее исследования.[2, с. 23] К ним относятся:
В настоящее время выделяют два основных направления изучения коммуникации. Процессуальное направление - рассматривает коммуникацию как процесс передачи сообщений. Главная задача - выяснить каким путем коммуникатор и реципиент кодируют и декодируют информацию и какие при этом используются каналы и средства.
В данном случае, коммуникация - это процесс влияния одного индивида на поведение или эмоциональное состояние другого. В случае если это влияние меньше, или отличается от того что планировалось заранее, то представители данного направления говорят о коммуникационном сбое, и, в дальнейшем, рассматривают последовательно все стадии процесса с целью выявления, локализации и возможного исправления оного. Основные методы такого исследования - социологические, экспериментальные и т.п.
Выделяют несколько видов социальной коммуникации:
По характеру аудитории:
По источнику сообщения:
По каналу передачи:
Для социальной коммуникации важны все три толкования термина:
Следовательно, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками, и вместе с тем она определяющим образом воздействует на становление и формирование последних. Действительно, генетически наследуемые органы мышления и речи никогда бы не возникли, если бы их не востребовала социально-коммуникационная практика: психическое развитие ребенка зависит от нахождения в социальной среде, и контакт с людьми, выращенными животными оказывается невозможен.
В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность.
Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой.
Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный, круговой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.
На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта.
Коммуникация выступает
как бы посредником между
История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова.
В эллинистический период, когда началось культурное освоение обширных территорий Египта, Ближнего и Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса сделалась особенно насущной, ибо язык гарантировал выживание греческой культуры в иноземном окружении. Появились ученые грамматики, предписывающие правила истинного и чистого греческого языка, особенно активны были александрийские грамматики.
Таким образом, коммуникация стала еще до нашей эры предметом изучения двух древнейших научных дисциплин - логики и лингвистики. В Средние века христианская церковь не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей были включены риторика, грамматика и диалектика, которые образовали тривиум - три первых и основных предмета изучения. Средневековые схоласты возродили древнегреческую герменевтику - науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов.
О значимости смысловой коммуникации для прогресса человечества задумывались в начале XX века не только абстрактно мыслящие социологи, но и практики книжного дела, увлеченные утопией построения Всемирного Дворца Книги и Знаний.
В 30-е годы в связи с распространением кино, радиовещания, массовых иллюстрированных изданий, комиксов и дешевых «покет-бук», философов-культурологов встревожил феномен массовой культуры, свидетельствующий о примитивизации духовных потребностей народных масс. Опыт манипулирования массовым сознанием в тоталитарных государствах показал могущество и опасность средств массовой коммуникации, которые могут воздействовать на человеческие массы.
Как отмечал Ф.Энгельс, "развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу"[6, с. 56]. Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.
Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации. Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:
- приметы, включая
симптоматику народной
- гадания;
- предзнаменования (знаменья);
- язык;
- изобразительная группа:
музыка; графико-живописная
- пластика, танец, пантомима;
- прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;
- измерительная группа: меры;
- пространственные ориентиры;
- сигналы в контуре управления;
- обряды.
Письменность помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества. Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде.
Станок Гуттенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания. Возникновение книжного дела дало возможность обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией [3, с. 19].
Индустриальная