Возникновение науки и основные этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 20:17, доклад

Краткое описание

Наука есть, прежде всего , систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий, категорий, законов, теорий.

Содержание

Введение
Возникновение науки
Этапы развития науки
Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ,наука.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное казенное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

на тему «Возникновение науки и основные этапы ее развития»

 

                                                            Выполнили:

                                                            Кочнева Анастасия ,  Самусенко Кристина

                   студентки 1 курса

                                                 очной формы обучения факультета

                                          таможенного дела, группа 1207

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2012

 

 

 

 

Содержание:

  • Введение
  • Возникновение науки
  • Этапы развития науки
  • Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Наука есть, прежде всего , систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий, категорий, законов, теорий.

Для того чтобы возник мир науки  понадобилось достаточно много самых  разнообразных  условий –экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение т руда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности , счета , накопление опытных данных о природе. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему.

Возникновение науки.

Европейской родиной науки считается Древняя  Греция. Древнегреческие мудрецы  не просто собирали и  накапливали  факты, суждения , откровения или высказывания , новые предположения, они начали их доказывать , аргументировать т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым придавая ему систематичность , упорядоченность и согласованность.

Причем  была сформирована не только привычка к доказательству , но проанализирован и сам процесс доказывания, создана теория доказательств- логика Аристотеля. Созданная античными мыслителями логика относилась уже не к самому познаваемому миру непосредственно, а к мышлению о нем. То есть объектом анализа стали не вещи или стихии , а их мыслительные аналогии – абстракции , понятия суждения, числа.  Античная наука дала и первый , доныне непревзойденный образец , канон построения законченной системы теоретического знания- геометрию Евклида. Смысл канона – в выведении из небольшого количества исходных утверждений всего многообразия геометрического знания. Благодаря всем этим новациям античная культура за очень короткий исторический срок создала замечательные математические теории , космологические модели, сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук- физики, биологии, и т.д . Но самое важное – был апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно поняты основные его особенности , а именно:

- Научное  знание характеризуется систематичностью, а так же логической выводимостью  одних знаний из других .

- Объектами  научного познания выступают  не сами по себе предметы, а  их своеобразные аналогии- идеализированные объекты.

- важным  признаком научного познания  является осознанный контроль  над самой процедурой получения  нового знания.

- научное  описание исследуемых объектов  требует строгости и однозначности  языка, четко фиксирующего смысл  и значение понятий.

- научное  знание претендует на общеобязательность  и объективность открываемых  истин .

- наука  изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются.

Этапы развития науки.

По мнению историков науки, естествознание прошло три стадии исторического развития и в конце ХХ – начале ХХI вв. вступает в четвертую.

Первая стадия развития естествознания носит название «доклассическая-натурфилософская»( VI  в.н.э - IV н.э.). Её характерными чертами являются – накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Здесь теоретические положения и выводы базируются не столько на опытных данных, сколько на целостности и непротиворечивости картины мира, отражающей систему мироздания. Этот синтез философских и умозрительных натуралистских идей восполнял неразвитость естествознания в области точных и теоретических знаний о природе. Тем не менее, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этом этапе возникли представления о мире как развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но отсутствие экспериментальных методов не позволило тогда получать точные знания. Для этого периода характерно возникновение и становление геоцентрической системы мира(Аристотель и Птолемей).

Вторая стадия – аналитическая , характерна для 15 – 18 веков. На этой стадии происходило мысленное расчле­нение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существо­вавшей астрономией). Накопленные с тех пор и до настоящего времени знания в изучении Природы появились как раз на втором этапе. Аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий целой армией исследователей - путешественников, мореплавателей, врачей, астрономов, алхимиков и химиков, наблюдательных крестьян и агрономов. При этом накопление знаний шло не только на основе пассивных наблюдений, но и на основе спланированных экспериментальных исследований. Естественное стремление исследователей ко всё большему охвату разнообразных природных объектов и к все более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой дифференциации, т.е. разделению соответствующих наук. Например, химия сначала была разделена на органическую и неорганическую, затем появились физиче­ская, аналитическая химия и т.д. Таким образом, важнейшими особенностями аналитической стадии естествознания являются:

  • Тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук.
  • Преобладание эмпирических знаний над теоретическими.
  • Преимущественное внимание отводилось исследованию предметов природы в сравнении с исследованиями процессов.
  • Природа рассматривалась как неизменная во времени, то есть вне эволюции, а ее разные сферы – вне связи друг с другом.

У истоков  современной науки стояли Н. Коперник, Г. Галилей ,  И. Кеплер, Г. Декарт, И. Ньютон.

 

Третья стадия в историческом познании природы связана с переходом от аналитической стадии естествознания к синтетической в конце ХVIII- начале ХХ века.

Необходимо подчеркнуть, что, подобно  тому, как аналитическое естествознание включало в себя натурфилософские подходы, хотя и в измененном виде, также и синтетическое естествознание все еще сохраняет в себе основные традиции аналитической стадии, дополняя их новой ориентацией на создание синтетических дисциплин на стыке смежных наук.

 

Центральной проблемой естествознания становится синтез знания, поиск путей  единства наук, проблема соотношения  разнообразных методов познания. В естествознании активно идет процесс  дифференциации наук, дробление крупных  разделов науки на более мелкие (например, выделение в физике таких разделов, как термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм и т.д.; или - образование таких самостоятельных  биологических дисциплин, как цитология, эмбриология, генетика и т.д.). К концу XIX в. появляются первые признаки процесса интеграции наук, который будет характерен для науки XX в. Это появление новых  научных дисциплин на стыках наук, охватывающих междисциплинарные исследования (например, биохимия, геохимия, биогеохимия, физическая химия и др.). Внешняя  причина интеграции частных дисциплин  – невозможность объяснить многие химические явления чисто химическими  средствами и необходимость обращаться за помощью к смежной физике. Внутренняя причина интеграции состоит в  многообразных проявлениях принципиального  единства природы, которая не знает  никакого абсолютно резкого деления  на рубрики и разные науки. Важнейшие ученые этого периода -Д.И. Менделеев, Д.М. Бутлеров.

Современное естествознание, отсчет которого ведется с 10-20-х гг. XX столетия, феномен весьма сложный и неоднозначный. Современное естествознание - это широкая ассоциация математических, естественнонаучных, гуманитарных и технических отраслей, дисциплинарных и междисциплинарных исследований, фундаментальных и прикладных, прочих знаний. Однако, несмотря на существование различных отраслей в современном естествознании, мы можем говорить о нем как о едином феномене. Единство современного естествознания обнаруживается в постоянно проявляющемся своеобразии стратегии исследований, форме постановки и изучения проблем, способе получения знаний. Наиболее полно усвоить специфику современного естествознания можно только при сопоставлении его с предшествующим классическим естествознанием, критическое переосмысление идеалов и норм которого в основном и определило современную научную парадигму (от греч. «paradeigma» - пример, образец - ведущая научная идея, возведенная в качестве эталона, образца принятия научных решений).

 

Вывод.

Итак, историческое развитие человечества постоянно сопровождалось развитием  науки.

В XIX и начале XX века естествознание вступило в свой золотой век. Во всех его важнейших областях произошли  удивительные открытия, широко распространилась сеть институтов и академий, организованно  проводивших специальные исследования различного рода, на основе соединения науки с техникой чрезвычайно  быстро расцвели прикладные области. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан с  верой в науку и ее способность  до неузнаваемости преобразить состояние человеческого знания, обеспечить здоровье и благосостояние людей. 
 
Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они сочетали в себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции.  
 
С тех пор прошло уже много времени.  Современная наука быстро прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах.  Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику.  
 
Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.  

Список  использованной литературы.

1) Лавриненко В. Н. Концепции  современного естествознания.- М.:2005.

2)Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.

2) Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.

3) Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Возникновение науки и основные этапы ее развития