Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их сходство и различие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 01:03, творческая работа

Краткое описание

Цель естествознания – описать и объяснить объект и явления вне зависимости от общественно-исторических факторов, выразив знание с позиций вневременных принципов бытия, описав их не только качественно, но и количественно. Гуманитарные науки пытаются понять свой объект познания, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и отношения к нему. В проблеме, поставленной Ч. Сноу, можно выделить два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, а второй проблемой единства науки .

Вложенные файлы: 1 файл

Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их сходство и.pptx

— 78.92 Кб (Скачать файл)

Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их сходство и различие.

 

           Подготовили:

             Малинина Юлия

             Питунова Ирина

              Эб01/1302

 

Рассмотрим различия двух культур (естественнонаучной и  гуманитарной) и сходства между ними.  
Между естественным и гуманитарным познанием существуют немалые различия. Первое ориентировано на повторяющееся, общее, универсальное, а гуманитарное – на специальное, конкретное, неповторимое.  

Цель естествознания – описать и объяснить объект и явления вне зависимости  от общественно-исторических факторов, выразив  знание с позиций вневременных принципов бытия, описав их не только качественно, но и количественно. Гуманитарные науки пытаются понять свой объект познания, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и отношения к нему. В проблеме, поставленной Ч. Сноу, можно выделить два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, а второй проблемой единства науки .

Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения  мира не исключают друг друга. По мнению Е.Л. Фейнберга ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит, обладать тонким художественным вкусом. Более того, само научное творчество выступает для него как некий вид искусства.

Второй аспект данной проблемы связан с единством науки. Наука в целом – это многогранное и, вместе с тем, системное образование, все отдельные компоненты которой (конкретные науки) теснейшим образом  связаны. Различные науки постоянно  взаимодействуют, они взаимно обогащают  друг друга, обмениваются идеями между  различными, кажущимися на первый взгляд далекими, областями знания.

По словам В.Н. Лавриненко к взаимопониманию между естественнонаучной и гуманитарной культурами можно  прийти, осуществив анализ причин и  условий различий между ними.  
Почему, например, конфронтация естественнонаучной и гуманитарной культур обострилась именно в XX в., причем во второй его половине?

Во всем, что делает человек, ему нужно отчетливо  видеть, прежде всего, смыслы и ценности, проясняющие смысл бытия человека, общества, Вселенной, а порой ценности их, соподчинения именно гуманитарных областей знаний.

Впервые проблема различия «наук о природе» и «наук о  духе» была поставлена во второй половине XX в. таким философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и «философией жизни» (Вильгельм Дильтей).

Объяснение –  понимание. 
Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое.

Генерализация –  индивидуализация. Другим существенным основанием для выделения специфики  наук о природе и наук о духе являются особенности методов исследования. Для первых характерен метод генерализирующий (выделяющий общее в вещах), для  вторых – индивидуализирующий (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).

Антропоцентризм. Признание  ценностной природы гуманитарного  знания имеет и ряд других важных следствий для проблемы различия гуманитарных и естественных наук.

Идеологическая  нейтральность – нагруженность. Еще одним важным следствием ценностной деформации научного знания является его идеологическая нагруженность.

В естествознании картина  иная. Его объект – мир природы, - по счастью, не является полем столкновения противоречивых общественных интересов; и его конечные выводы практически  не затрагивают интересы конкурирующих  социальных групп. Поэтому естественные науки идеологически нейтральны. А если в них и представлен  какой-либо социальный интерес, то, наверное, общечеловеческий.

Субъектно-объектное  отношение. Различия в объекте познания (мир природы и мир человека) являются, конечно, главным основанием выделения специфики гуманитарных и естественных наук.  
Устойчивость – подвижность объекта. Наверное, заслуживает упоминания и разница в степени устойчивости природных и социальных объектов. Изучение первых – дело необычайно благодарное

Постоянство же объектов социальных иное. Их динамика вполне сопоставима  с протяженностью жизни отдельного человека. Среднее и старшее поколения  нынешних россиян, например, с некоторым  изумлением констатируют, что они  живут совсем в другой стране по сравнению с той, в кото-рой  прошла их молодость. 
Таким образом, обособление гуманитарных и естественных наук не случайно. Основания их специфики глубоки и разнообразны.  

Итак, гуманитарные и естественные науки, а также  формирующиеся на их основе типы культур  разделены весьма фундаментально. Таким  образом, культура объединяет два мира: природу и общество. Основой этого  объединения становится человек  как субъект деятельности в процессе познания, преобразования, ценностной ориентации, общения, в которых он развивает себя как личность.  
Учитывая все выше описанное можно заключить, что прежде чем изучать отдельные вопросы по физике в рамках естественнонаучной картины мира, необходимо показать студентам взаимосвязь двух культур, их «дуальность». Это понятие составляет методологическую основу культуры вообще, естественнонаучной и гуманитарной в частности. Выделенные признаки дуальности позволяют рассматривать основные вопросы физики, составляющие базис естественнонаучной картины мира с новых позиций - мировоззренческих. 


Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их сходство и различие