Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:25, реферат

Краткое описание

1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
2. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.
3. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование»

Вложенные файлы: 1 файл

Методы научного познания.docx

— 15.11 Кб (Скачать файл)

Основными  особенностями  научного познания являются:

1. Основная задача научного  знания — обнаружение объективных  законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.

2. Наука в большей мере, чем другие формы познания  ориентирована на то, чтобы быть  воплощенной в практике, быть  «руководством к действию» по  изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

3. В процессе научного  познания применяются такие специфические  материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование»

4. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.

     Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность,  что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне.

    Обратимся, прежде  всего, к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к наблюдению и эксперименту. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие: 1) однозначность цели, замысла; 2) системность в методах наблюдения; 3) объективность. Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Эксперимент, в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Между эмпирическим и теоретическим уровнем промежуточным методом являются факты.

Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

Методы теоретического уровня:

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

    Значительная  роль в обобщении результатов  наблюдения и экспериментов принадлежит индукции, особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного к общему. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному.

Гипо́теза -  недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.


Информация о работе Методы научного познания