Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:09, реферат
Симметрия (от греч. symmetria - соразмерность) – однородность, пропорциональность, гармония, инвариантность структуры материального объекта относительно его преобразований. Это признак полноты и совершенства. Лишившись элементов симметрии, предмет утрачивает свое совершенство и красоту, т.е. эстетическое понятие. Симметрия отражает степень упорядоченности системы.
1. История возникновения категорий симметрии
2. Операции симметрии
4. Симметрия в архитектуре
5. Асимметрия
6. Асимметрия в живой природе
7. Асимметрия человеческого мозга
8. Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой
Список литературы
Концепции современного естествознания
На тему: Роль симметрии и ассиметрии в научном познании.
Выполнила
Группа:
Преподаватель:
Волгоград 2013
Содержание
1. История возникновения категорий симметрии
2. Операции симметрии
4. Симметрия в архитектуре
5. Асимметрия
6. Асимметрия в живой природе
7. Асимметрия человеческого мозга
8. Асимметрия как
Список литературы
Введение
Симметрия (от греч. symmetria - соразмерность) – однородность, пропорциональность, гармония, инвариантность структуры материального объекта относительно его преобразований. Это признак полноты и совершенства. Лишившись элементов симметрии, предмет утрачивает свое совершенство и красоту, т.е. эстетическое понятие. Симметрия отражает степень упорядоченности системы.
Эстетическая окрашенность
симметрии в наиболее общем понимании
– это согласованность или
уравновешенность отдельных частей
объекта, объединенных в единое целое,
гармония пропорций. Симметрия проявляется
не только в понимании геометрического
строения тел в природе, но и в
ряде областей человеческой деятельности.
В искусстве симметрия может
проявиться в соразмерности и
взаимосвязанности, гармонизации отдельных
частей в целом произведении. В
геометрических орнаментах всех веков
запечатлены фантазия и изобретательность
художников и мастеров. Их творчество
было ограничено жесткими требованиями
неукоснительно следовать принципам
симметрии. Во многих случаях именно
язык симметрии оказывается наиболее
пригодным для обсуждения произведений
изобразительного искусства, даже если
они отличаются отклонениями от симметрии
или их создатели стремятся умышленно
ее избежать. Симметрия существует
в музыке, хореографии (многие народные
песни и танцы построены
Асимметрия – это несимметрия, т.е. такое состояние, когда симметрия отсутствует. Но отрицание никогда не является простым исключением или отсутствием соответствующего положительного содержания. Например, движение – это отрицание своего предыдущего состояния, изменение объекта. Движение отрицает покой, но покой не есть отсутствие движения, так как очень мало информации и эта информация ошибочна. Отсутствия покоя, как и движения, не бывает, поскольку это две стороны одной и той же сущности. Покой – это другой аспект движения.
Полного отсутствия симметрии
также не бывает. Фигура, не имеющая
элемента симметрии, называется асимметричной.
Но, строго говоря, это не так. В случае
асимметричных фигур
1. История возникновения категорий симметрии
Симметрия является одним
из фундаментальных свойств
Например, говорил Платон, быть прекрасным, «значит быть симметричным и соразмерным».
Познавательную силу симметрии оценили философы Древней Греции, используя ее в своих натурфилософских теориях. Так, например, Анаксимандр из Милета, живший в первой половине VI в. до н. э., использовал симметрию в своей космологической теории, где в центре мира поместил Землю – главное, по его мнению, тело мира. Она должна была иметь совершенную, симметричную форму, форму цилиндра, а на периферии вращаются огромные огненные кольца, закрытые воздушными облаками и дырками, которые и кажутся нам звездами. Земля расположена точно в центре, и здесь симметрия имеет смысл равновесия.
В еще один пример симметрии
можно привести весы, известные человеку
с III в. до н. э. В состоянии равновесия
массы грузов на разных концах коромысла
одинаковы – положение
Эмпедокл считал Вселенную сферой – воплощением гармонии и покоя. Сферос – огромный однородный шар, порождение двух противоположных стихий – Любви и Вражды. Первая стихия соединяет, вторая – разъединяет. Их гармония – симметрия – приводит к устойчивому, циклическому равновесию мира – Сферосу. Преобладание одной или другой стихией – асимметрия - приводит к циклическому ходу мирового процесса.
Идею симметрии использовали и атомисты – Левкипп и Демокрит. По их учению, мир состоит из пустоты и атомов, из которых построены все тела и души. Таким образом, древнее искусство использовало пространственную симметрию.
Гармония (симметрия) состоит
из противоположностей. В пространственной
симметрии противоположности
Леонардо да Винчи также
оделил своим вниманием симметрию.
Он рассмотрел равновесие шара, имеющего
опору в центре тяжести: две симметричные
половины шара уравновешивают друг друга
и шар не падает. Как художник
он главное внимание уделял изучению
законов перспективы и
В науку симметрия вошла в 30-х гг. XIX в. в связи с открытием Гесселем 32 кристаллографических классов и появлением теории групп как области чистой математики. Кристаллы наделены наибольшей величиной симметрии из всех реальных объектов, они блещут своей симметрией. Кристаллы – это симметричные тела, структура которых определяется периодическим повторением в трех измерениях элементарного атомного мотива.
Симметрия является основным предметом изучения кристаллографии. Симметрия – основной теоретический принцип и практический метод классификации кристаллов. Симметричной в кристаллографии считается фигура, которая делится без остатка на равные и одинаково расположенные части. Величина симметрии определяется наибольшим числом равных и одинаково расположенных частей фигуры, на которые она делится без остатка.
Э. Галуа предложил
Выйдя за пределы геометрии, эта идея, развиваясь, сделала очевидным тот факт, что принцип симметрии служит той единственной основой, которая может объединить все разрозненные части огромного здания современной математики. Клейн развил свою концепцию в физике и механике. Программа Клейна как задача поиска различных форм симметрии выходит за рамки не только геометрии, но и всей математики в целом, превращается в проблему поиска единого принципа для всего естествознания.
2. Операции симметрии
Познакомимся с основными понятиями классической симметрии, операциями симметрии. Можно выделить следующие операции симметрии:
отражение в плоскости симметрии (отражение в зеркале);
поворот вокруг оси симметрии (поворотная симметрия);
отражение в центре симметрии (инверсия);
перенос (трансляция) фигуры на расстояние;
винтовые повороты;
симметрия подобия;
радиально-лучевая симметрия
Отражение – это наиболее
известная и чаще других встречающаяся
в природе разновидность
Зеркальную симметрию можно обнаружить повсюду: в листьях и цветах растений, архитектуре, орнаментах. Человеческое тело, если говорить лишь о наружном виде, обладает зеркальной симметрией, хотя и не вполне строгой. Более того, зеркальная симметрия свойственна телам почти всех живых существ, и такое совпадение отнюдь не случайно.
Зеркальной симметрией обладает все, допускающее разбиение на две зеркально равные половинки. Каждая из половинок служит зеркальным отражением другой, а разделяющая их плоскость называется плоскостью зеркального отражения, или зеркальной плоскостью. Эту плоскость можно назвать элементом симметрии, а соответствующую операцию – операцией симметрии.
Поворотная симметрия.
Внешний вид узора не изменится, если его повернуть на некоторый угол вокруг оси. Симметрия, возникающая при этом, называется поворотной симметрией. Во многих танцах фигуры основаны на вращательных движениях, нередко совершаемых только в одну сторону (т.е. без отражения), например, хороводы.
Листья и цветы многих растений обнаруживают радиальную симметрию. Это такая симметрия, при которой лист или цветок, поворачиваясь вокруг оси симметрии, переходит в себя. На поперечных сечениях тканей, образующих корень или стебель растения, отчетливо бывает видна радиальная симметрия. Соцветия многих цветков также обладают радиальной симметрией.
Отражение в центре симметрии.
Примером объекта наивысшей
симметрии, характеризующим эту
операцию симметрии, является шар. Шаровые
формы распространены в природе
достаточно широко. Они обычны в
атмосфере (капли тумана, облака), гидросфере
(различные микроорганизмы), литосфере
и космосе. Шаровую форму имеют
споры и пыльца растений, капли
воды, выпущенной в состоянии невесомости
на космическом корабле. На метагалактическом
уровне наиболее крупными шаровыми структурами
являются галактики шаровой формы.
Чем плотнее скопление
Трансляция, или перенос фигуры на расстояние.
Трансляция, или параллельный
перенос фигуры на расстояние –
это любой неограниченно
Винтовые повороты.
Трансляцию можно
Головка подсолнечника имеет отростки, расположенные по геометрическим спиралям, раскручивающимся от центра наружу. Самые молодые члены спирали находятся в центре.
В таких системах можно заметить два семейства спиралей, раскручивающихся в противоположные стороны и пересекающихся под углами, близкими к прямым.
Вслед за Гете, который говорил о стремлении природы к спирали, можно предположить, что движение это осуществляется по логарифмической спирали, начиная всякий раз с центральной, неподвижной точки и сочетая поступательное движение (растяжение) с поворотом вращения.
Симметрия подобия.
К перечисленным выше операциям
симметрии можно добавить операцию
симметрии подобия, представляющую
собой своеобразные аналогии трансляций,
отражений в плоскостях, повороты
вокруг осей с той только разницей,
что они связаны с
Симметрия подобия, осуществляющаяся в пространстве и во времени, повсеместно проявляется в природе на всем, что растет. Именно к растущим формам относятся бесчисленные фигуры растений, животных и кристаллов. Форма древесного ствола – коническая, сильно вытянутая. Ветви обычно располагаются вокруг ствола по винтовой линии. Это не простая винтовая линия: она постепенно суживается к вершине. Да и сами ветви уменьшаются по мере приближения к вершине дерева. Следовательно, здесь мы имеем дело с винтовой осью симметрии подобия.
Живая природа в любых
ее проявлениях обнаруживает одну и
ту же цель: всякий живой предмет
повторяет себя в себе подобном.
Главной задачей жизни является
Жизнь, а доступная форма бытия
заключается в существовании
отдельных целостных
Радиально-лучевая симметрия в природе.
Внимательно приглядевшись
к обступающей нас природе, можно
увидеть общее даже в самых
незначительных вещах и деталях.
Форма листа дерева не является случайной:
она строго закономерна. Листок как
бы склеен из двух более или менее
одинаковых половинок, одна из которых
расположена зеркально
Радиально-лучевой симметрией обладают цветы, грибы, деревья, фонтаны. Здесь можно отметить, что на не сорванных цветах и грибах, растущих деревьях, бьющем фонтане или столбе паров плоскости симметрии ориентированы всегда вертикально.
Таким образом, можно сформулировать в несколько упрощенном и схематизированном виде общий закон, ярко и повсеместно проявляющийся в природе: все, что растет или движется по вертикали, т.е. вверх или вниз относительно земной поверхности, подчиняется радиально-лучевой симметрии в виде веера пересекающихся плоскостей симметрии. Все то, что растет и движется горизонтально или наклонно по отношению к земной поверхности, подчиняется билатеральной симметрии, симметрии листка. Этому всеобщему закону подчиняются не только цветы, животные, легкоподвижные жидкости и газы, но и камни. Этот закон влияет на изменчивые формы облаков. В безветренный день они имеют куполовидную форму с более или менее ясно выраженной радиально-лучевой симметрией.
Информация о работе Роль симметрии и ассимитрии в научном познании