ТРИЗ при решении социальных задач. Суицид среди молодежи России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 4
МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ 6
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ 8
Факторы, потенциально провоцирующие суицидальные тенденции в молодежной среде 8
Ранжирование факторов и формулировка административных противоречий 9
ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирская  академия государственной службы» 
 
 

Кафедра Региональной экономики 
 
 

Реферат

по  дисциплине Концепции современного естествознания

на  тему «ТРИЗ при решении социальных задач.

Суицид  среди молодежи России» 
 

выполнила: студентка 1 курса, гр.№10113

Смертева  Вера

преподаватель: к.тех.н, доцент кафедры

 Пахтусов Б.К. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Новосибирск 2010 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Теория  решения изобретательских задач (ТРИЗ) – наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности.

     Но  с её помощью можно решать не только технические, но и социальные задачи. Тем более, что насущность практического решения задач социального конструирования в области социологии и политики стала последнее время очевидной. Однако гуманитарное знание в полной мере не подошло к той стадии своего развития, которая дает ему возможность перейти на собственно инженерный уровень исследований. Междисциплинарные и мультидисциплинарные исследования в гуманитарных и общественных науках, как правило, ставят задачи оценки адекватности применения тех или иных методов или интерпретаций результатов. Совершенно очевидно, что необходима методология применения инженерного подхода в гуманитарных дисциплинах, чтобы они оказались способны не только к описанию и вскрытию причин тех или иных социальных процессов, но и к конструктивным решениям системных проблем.

     Таким образом, целью данной работы является попытка решения такой актуальной на сегодняшний день проблемы как суицид среди молодежи РФ с помощью ТРИЗа.

 

ПОСТАНОВКА  ЗАДАЧИ

     В данной работе предпринята попытка  найти решение методами ТРИЗ конкретной социальной проблемы: высокого уровня суицида среди молодежи в РФ.

     Под молодежью в данной работе понимаются, по традиции, люди в возрасте от 15 до 30 лет (также рассматривается подростковый возраст 11 – 15 лет).

     Статистка самоубийств широкодоступна, хотя многие исследователи подчеркивают малую  степень доверия к точным цифрам, т.к. в статистику попадают с одной стороны, нераскрытые убийства и доведения до самоубийства, с другой стороны, в неё не включаются случаи передозировки лекарств, гибели в экстремальных условиях, автомобильные аварии и прочие происшествия из категории "несчастный случай", которые зачастую оказываются недоказанными самоубийствами1.

     Нет особенного доверия и к статистике самоубийств в армии, в местах исполнения наказаний и в детских  домах.

     Однако  и существующая статистика, в соответствие с которой Россия занимает второе – третье место в мире по самоубийствам детей (в России добровольно ежегодно уходят из жизни порядка 2000 детей в возрасте до 15 лет) и молодежи ставит эту проблему в разряд самых неотложных.

     Динамика  роста самоубийств среди молодежи не имеет прецедентов за всю историю мировой статистики: за тридцать лет абсолютные цифры выросли в 30 раз. Даже делая скидку на большую открытость нашего общества в последние годы и, вероятно, более правдивый учет, тяжелая суицидальная обстановка в стране требует обоснования и срочных мер.

     Сравнение с другими странами отнюдь не помогает найти ответ. Так в Японии достаточно высокий уровень самоубийств, причем по сравнению с Россией, в Японии значительно меньше удельный вес  суицида среди молодежи, но в разы выше доля суицида пожилых людей. В образцовых в социальном плане Швеции и Финляндии уровень самоубийств среди молодежи не намного ниже, чем в России. При этом внутри России уровень молодежных самоубийств крайне неравномерен по регионам, а в Москве и в Санкт-Петербурге он даже ниже, чем во многих европейских столицах2.

     Динамика  самоубийств в мире в целом  подвержена колебаниям, но со времен классика в исследовании проблемы суицида  Э. Дюркгейма, их удельная величина непрерывно растет, с перерывами на крупные войны, когда статистика по понятным причинам работает неадекватно.

     Темпоральные  характеристики суицида в России совпадают с общемировыми, что  имеет различные объяснения, но показывает наличие общих для социума  закономерностей "колебания среднего уровня".

     Проблема  уже рассматривалась в рамках различных социально-психологических  парадигм, но до сих пор не решена на сколько-нибудь удовлетворительном теоретическом уровне. Поэтому важна  любая попытка предложить конкретные обоснованные меры по её решению. В конце концов, речь идет о выживании нашего общества.

 

 МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ

     Общеизвестны  ограничения ТРИЗ даже при решении  технических проблем, под которые  она и была "заточена". Значительно  сложнее обстоит дело с проблемами социальными. ТРИЗ и аналогичные  по духу методики направлены на выяснение противоречий. Но в технических явлениях противоречия определяются конечным числом факторов, которые в принципе могут быть найдены, проанализированы и технологический процесс перейдет в некоторое квазистабильное состояние – задача решена. В любом социальном процессе, видимо, никогда невозможно сказать, что задача решена. "Жизнь" социальных явлений - динамика всплесков и падений, а не стабилизация. Г.С. Альтшуллер, разрабатывая ТРИЗ, проанализировал более 40 тысяч технических решений. В социальной сфере нет патентов, как нет и сколько-нибудь значимой базы данных по решениям социальных проблем. Более того, складывается впечатление, что основные, глобальные социальные проблемы носят "вечный" характер, по крайней мере, для данной цивилизации (определим её как технократическую с потребительской доминантой). А они уже порождают проблемы низших рангов, вплоть до проблем семьи и индивидуума.

     С другой стороны, при рассмотрении социальной системы резко повышается уровень  ответственности за внедрение решений, что сильно ограничивает возможности применения метода проб и ошибок, и требует применения развитой интеллектуальной системы поиска решений, основу которой и представляет ТРИЗ. Развитие общей теории систем является основой для расширения поля применения основных методов ТРИЗ.

     ТРИЗ  не дает решений, а лишь предлагает методы поиска. Сегодня эти методы включают в себя, в любой сфере  возможного использования, три основных направления различной степени  проработки:

     - алгоритмы (типа АРИЗ) поиска решений, в целом не подходящие для социальной сферы, т.к. требуют адекватного "перевода" с технического языка на язык общественных систем и апробации на решении социальных проблем различного ранга;

     - психологические приемы, - концентрация  в точки особого внимания;

     - концепцию иерархии решений.

     Вообще, для обоснованного применения ТРИЗ за рамками технических вопросов, надо решить и учесть большое число  теоретических моментов:

     - в социальных системах происходят  не только стохастические процессы, но и большую роль играет волевое поведение человека;

     - необходимо сформулировать законы  и закономерности социального  развития или законы поведения  систем, состоящих из элементов,  или включающих элементы, наделенные  волевым поведением, моральными  ориентирами, так как это было сделано для технических систем;

     - выявить возможные пути развития  социальных систем, методы количественной  оценки состояния таких систем  и т. д.;

     - необходимо по-новому оценить  роль ресурсов в закономерностях  развития социальных систем: в структуре, во времени, в пространстве, в отношениях и воздействиях.

     Основанием  же для попытки применения ТРИЗ в  данной работе является то, что ключевым понятием ТРИЗ является противоречие, которое делится на три вида: административное, углубленное и обостренное. Доказано, что нет задач технических, социальных или экономических, функциональных, структурных. Есть один общий критерий: прием, с помощью которого можно разрешить противоречие и решить проблему. Очевидный общий источник социальных проблем – системные противоречия, к возникновению которых приводят закономерности в развитии социальных систем. Но ведь именно в рамках ТРИЗ и её развитий разработаны и весьма успешно используются методики разрешения именно системных противоречий. Так, получает распространение ТРИС — теория развития искусственных систем. Ведь и технические и социальные системы относятся к искусственным системам, имеющим общие признаки:

     а) они включают в себя или состоят  из живых элементов;

     б) значительная доля субъективного фактора  в обеих системах;

     в) системы предполагают обозначенные цели и т. д.

 

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Факторы, потенциально провоцирующие  суицидальные тенденции  в молодежной среде

     а) отставание процессов адаптации  молодых людей от чрезвычайно  мобильных перемен в обществе;

     б) алкоголизация и наркотизация общества, наиболее слабым звеном которого перед этим явлением становятся молодые люди;

     в) влияние молодежных субкультур;

     г) классовое расслоение в среде  молодежи, чудовищный разрыв в "стартовых  условиях" различных слоев молодежи, рост ощущения безысходности у значительной части молодежи, осознание объективной невозможности изменить свое положение в пространстве географическом и социальном;

     д) информационная психологическая перегрузка, связанная как с "информационной революцией" в обществе, так и с некритическим подходом молодого человека к провокационной политике СМИ, а также с, мягко говоря, неадекватной политикой общества в области образования и трудоустройства молодежи;

     е) тотальный кризис института семьи (с одной стороны, как последствия советской системы последовательной передачи воспитательных функций другим социальным институтам, а с другой стороны, как объективной невозможности значительной части родителей понять проблемы современной молодежи); разрушение семейного и социального пространства, деградация семьи как института воспитания и эмоциональной поддержки, превращение неполной и неблагополучной семьи в социальную норму;

     ж) насаждение воинствующего индивидуализма, воспевание эгоизма и "культа успеха", что создает в молодежной среде атмосферу цинизма и тотального недоверия друг к другу; следствием этого является растущая асоциальность и психопатизация, неспособность к установлению длительных доверительных межличностных отношений (в том числе и в интимной сфере);

     е) углубление морального кризиса; исчезновение целей (кроме личного обогащения любой ценой) и независимых общественных (не навязанных властью под угрозой репрессии) авторитетов; неспособность по этой причине к критическому восприятию информации.

Ранжирование  факторов и формулировка административных противоречий

     Для отбора и определения важности указанных  факторов выполним их тщательный анализ с точки зрения признанных социально-психологических  воззрений.

     Считается, что основные причины самоубийства психически здоровых людей, - это потеря смысла жизни и состояние, когда ожидание боли (как правило, душевой) от дальнейших событий перевешивает естественный, врожденный страх ухода из жизни. Это "пограничное" психическое состояние, предшествующее попытке суицида, в большинстве случаев принципиально неотличимо по своим проявлениям от глубокой и/или хронической депрессии:

     1) Главный признак — резкое нарастание и длительное (более двух недель) ощущение подавленности и апатии. Это внешне может проявляться во внезапных слезах без очевидного повода, бессоннице, особенно в ранние утренние часы (или, наоборот, болезненной сонливости, например, невозможности, даже при активном побуждении окружающих, встать вовремя и пойти на занятия). Принятие внешне простых решений может внезапно встречать затруднение ("мысль ходит по кругу").

Информация о работе ТРИЗ при решении социальных задач. Суицид среди молодежи России