Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:37, шпаргалка

Краткое описание

РАбота содержит ответы на 12 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ Билет 1-12.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Билет1  
Характерные черты науки.  
Что такое вакуум,если это не пустота.  
-Наука-этоособый рациональный способ познания мира,основанный на эмпирической проверкеи/илиматематич. док-ве.  
Наука-соц.институт,включающий в себя законы, идеологии. наука познает объективные законы явлений,которая она изучает, раскрывает общее и устойчивое в отдельных, изменчивых ислучайных явлений. Благодаря этому, наука обладает ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНОЙфун-ией,т.е. позволяет предвидеть.  
Особенностинауки: у Н есть особый набор объектов познания, научное познание требуетвыработки языков Н-неоходимые языки науки.,вырабатываются методы,т.е.сущ.инструменты исследования.для Науч.познан.ХАР-НЫ:планомерность,логичность,результат,системность.Важнейшее в Н-принципфальсифицируемости,согласно которому любое научное познание м/б отвергнуто.  
- Ва́куум (отлат. vacuum — пустота) — среда, содержащая газ при давлениях значительно нижеатмосферного. Вакуум характеризуется соотношением между длиной свободногопробега молекул газа λ и характерным размером процесса d. Под d можетприниматься расстояние между стенками вакуумной камеры, диаметр вакуумноготрубопровода и т. д.  
Билет2  
Основные этапы становления науки  
Красное смещение,1929год  
Сущ-т 5 точекзрения становления науки.  
-наука возниклавместе с появлением человека,-наука возникла с странах Др.Рима,китая,греции в7-6 вв до н.э.вместе с возникновением философии,-наука возникла в 17веке,-наука возникла в 19 в с появлением соц.наук,-наука ещё не возникла.  
Сущ-т 2основных этапа становлении науки.  
1этап:Становлениелогической и методологической осознанной науки( до 17в).зачатки науки в этовремя только формируются и развиваются.2 этап:Возникновение современной науки иеё развитие с 17 в.(в этот период времени происходит интенсивное развитиенауки,формирование соц.институтов,с помощью гипотез и док-в открываются новые открытия,методы науки и т.д.)  
-красноесмещение — наблюдаемое для всех далёких источников (галактики, квазары)понижение частот излучения, свидетельствующее о динамическом удалении этихисточников друг от друга и, в частности, от нашей Галактики, то есть онестационарности (расширении) Метагалактики. Красное смещение также являетсямерой времени, протекшего с момента начала расширения Вселенной до моментаиспускания света в галактике.  
Билет3  
Значение науки в современную эпоху  
Сущность ифункции науки в современную эпоху Из всех духовных творений человека в наши днинаибольшее внимание, пожалуй, привлекает к себе наука. В ходе развитиясовременной социотехнологической революции (информационно-компьютерной,биотехнологической, экологической) к ученым все чаще обращаются взоры миллионовлюдей, политических партий, хозяйственных структур и правительств. Всяобщественно-экономическая, социально-политическая и культурная ситуация нашихдней такова, что наука в мире приобрела несоизмеримую с недавним прошлымвесомость и влияние.О науке спорят, ее восхваляют и бранят, поддерживают ипроклинают, на нее возлагают радужные надежды, ей же предъявляют счет загорести человечества. Спектр оценок науки многокрасочен: от безудержнойапологии до призыва вешать ученых и объявить мораторий на научные открытия.Сейчас в России резко падает как престиж науки, так и статус ученых. Наша наукашагает вверх по лестнице, ведущей вниз. А мировая наука не стоит на месте. И вомногих государствах она. поддерживается властными и иными структурами. Все жене будем терять надежды. Интеллектуальный потенциал Отечества могуч и ещедалеко не исчерпан. Выскажем уверенность в том, что наша наука не тольковыживет, но и, как феникс, воспрянет из пепла, порадует всех нас новымиоткрытиями, прозрениями и свершениями. Говоря о науке, поставим два вопроса(они сформулированы известным методологом науки наших дней Полом Фейерабендом):1) ЧТО ЕСТЬ НАУКА — как она действует, каковы ее результаты? 2) В ЧЕМ СОСТОИТЦЕННОСТЬ НАУКИ? Действительно ли она лучше, чем космология индийского племениХопи, теоретические построения Аристотеля, древнекитайское учение о Дао? Аможет быть, наука ничем не отличается от разнообразных мифов, являя собой ихразновидность? Примем во внимание, что сегодняшнее наукоучение (философскаядоктрина науки, ее единая теоретико-методологическая модель) исходят изтолкования науки как некоторого исторически конкретного вида рациональности.Понятие рациональности в истории философской мысли формировалось какпроизводное от «рацио» — разума, т. е. определения того человеческогомироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных мысли,логических операций, проверяемых, достоверных расчетов. РАЦИОНАЛИЗМ — тотподход к миру, который усматривает в разуме высшую из способностей человека. Всамом широком смысле рациональность может быть истолкована как СПОСОБНОСТЬРАЗУМА (ИМЕННО РАЗУМА) К ЦЕЛОСТНОМУ ОХВАТУ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И СОБСТВЕННОЙСУБЪЕКТИВНОСТИ. Наука и выступает как рациональное зерно, ориентированное надобывание достоверной истины, расширяемой и обновляемой, той истины, котораяпредстает как логически организованная и доказуемая. НАУКА в собственном смыслеслова, как сегмент человеческой культуры, ЕСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУНОВЫХ ЗНАНИЙ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ. Онанаправлена на изучение действительности «объектно», в отвлечении отоценочно-субъективных моментов, разумеется, такая цель как получение «абсолютночистого» образа изучаемого объекта невыполнима. На любом выводе науки лежитпечать времени, принятой сообществом ученых научной парадигмы, особенностейличности исследователя. Но направленность науки именно такова — на объект «какон есть». В современном обществе наука представляет сложное, со многимизвеньями, глубоко внутренне расчлененное духовное образование.  
 
Следует ли людям бояться комет?  
Билет4  
Предмет естс-ния.ест-ние в структуренаучного познания  
Ото энштейна  
-Естествознание-этораздел науки,основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез исозданий теорий или эмпирических обобщений,описывающих природныеявления.(совокупность наук о природе)предметом Е явл.-природные факты иявления,которые воспринимаются нашими органами чувст(опосредственно иопосредовано)Ест-ние изучает:различные формы движения матери в природе,уровеньорганизации материи и их взаимосвязь,основные формы всякого бытия –пространствои время,закономерную связь явлений в природе общего и специфич-го хар-ра.  
- О́бщаятео́рия относи́тельности-геометрическая теория тяготения, развивающаяспециальную теорию относительности (СТО), опубликованная Альбертом Эйнштейном в1915—1916 годах. Общая теория относительности отличается от других метрическихтеорий тяготения использованием уравнений Эйнштейна для связи кривизныпространства-времени с присутствующей в нём материей.  
 
Билет5  
Эмпирич и теор. Уровни научногопознания  
Сто ЭНШТЕЙНА  
Выделяют 2уровня:  
-эмпирическийи теоретический!  
1.различаются:по предмету исследования:Э.-направлено наявление(на фиксацию фактов,отвечате на ?-что происходит),Т-направлено насущность,т.е. отвечат на ?-почему,по средствам законам и теорий.2.по средствам и инструментамисследования.3.по методамисследования:Э-наблюдение,эксперимент.Т-системный одход,идеализация.4.по характеру полученныхзнаний:Э-факты,классификация,обобщение,Т-законы и теории.  
Эмпирическое познание-это фактофиксирующая Д,направленнаяна чувственно-воспринимаемые объекты. между Э и Т знаниями возможно прот иворечияи несовподения.именно Э опытное знание явл. Предшественником Ти его предпоссылкой.  
Специа́льная тео́рия относи́тельности (СТО)(ча́стная тео́рия относи́тельности; релятивистская механика) — теория,описывающая движение, законы механики и пространственно-временные отношения прискоростях движения, близких к скорости света. В рамках специальной теорииотносительности классическая механика Ньютона является приближением низкихскоростей. Обобщение СТО для гравитационных полей называется общей теорией относительности.  
Билет 6  
Методы и методология научногопознания(нп)  
Отличия живого от неживого  
-Методы-это совокупность действий,ведущих кжелаемому результату.методделает н.д  
Единообразной,позволяетперепроверять факты.Методология-сов-стьметодов и учения о них.  
Клас-цияметодов:1.Всеобщие методы(философские методы.они применяются везде,используетсясистемный подход)2.общенаучные методы(находят свое применение во всех или почтивсех науках,но лишь на опр.этапах познания )  
- Существуетнесколько подходов к определению живого вещества:  
1. выделение основных свойств, отличающих живое отнеживого - питание, дыхание, самовоспроизводство, а также различные оптическиесвойства живого и неживого: живое всегда оптически активно, т.е. молекулыобладают общей асимметрией и поляризуют свет, косное же вещество - минералы -имеют разные виды симметрии;2.витализм (греч. vita - жизнь, vitalis - жизненный) - всё живое обладает душой(некоторые религии, впрочем, лишь человека наделяют душой); 3. редукционныйподход - основан на клеточном строении организмов, клетка - это основа единстваживых организмов.  
Билет7  
Основные этапы познавательного цикла иформы научного познания  
Почему из всех планет солнечнойсистемы жизнь возможно только на земле  
-К формамотносят:проблемы-греч. - преграда, трудность, задача),гипотезы,теории-учение,система идей или принципов,приципы-то, чем объединяются в мысли и вдействительности известная совокупность фактов,категории,законы- необходимое,существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.Формы кформам познания не относятся,это явления самой действительности,вернее знание онем.  
Начальнаяступень научного познавательного цикла - постановка проблемы, которую можноопределить как знание о незнании, знание со знаком вопроса.Второе звено цикла -выработка гипотезы (или ряда гипотез) с целью решения проблемы. Гипотеза -научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющеесвоим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер.  
- Жизнь наЗемле возможна только благодаря тому, что растения способны улавливать ииспользовать энергию Солнца, Эта энергия позволяет осуществляться различнымхимическим реакциям, в итоге которых из простых веществ (косная среда)синтезируются сложные, в том числе и органические. Накопленная растениямиэнергия переходит затем к животным, эти растения поедающим. В обратномразложении сложных соединений животные используют как простые неорганическиевещества, например соляную кислоту, так и очень сложные многокомпонентныесистемы, но результат всегда одинаков: косная природа получает свои элементыназад. И так бесконечно, пока светит Солнце, пока существует на Земле хотя быодна клетка, наполненная хлорофиллом.  
Билет8  
Внутренняя логика и динамика развитияестествозния.концепция парадигм.  
Почему бурная эволюция приматовначинается 60 млн.лет назад.  
-развитиенауки зависит от внешних и внутренних факторов.к внешним относят:влияниегос-ва,эконом и культурных параметров и тд.Внутренняя динамика развития наукиимеет свои особенности на каждом из уровня исследования:-Э уровню присущуммулятивный хар-р(усиление возрастания),т.е. Э исследование дает всегда новыезнания. На Т уровне развитие имеет скачкообразный хар-р,новые теории илиоппровергают или ограничивают в применении в предыдущем.  
Парадигма-отгреч. Образец,пример.Этопризнаннымивсеми научными достяжениями,которые в течении опр.времени дают модельпостановки проблем и метода их решения. Основоположник теории Кун(Структуранаучных революций).она возникла в 60 года 20в.Динамика развития науки быларедтавлена куном след.образом:старая парадигма-нормальрая стадия развитиянауки-революция науки-новая парадигма.  
-  
Билет9  
Естественнонаучная картина мира  
Что такое естественный отбор  
-енкн-совокупностьосновных ен представлений,характерных для этой эплхи.выделяют 3 ен кртины мира:античная(картина мираАрситотель-Птолемей.преднаучная,господствовала до 17 в),механистическая(формируется в 16-17вв.ключевая фигура Ньютон.В этуэпоху меняются цели и задаци науки,методы.это связано с соц-экономпредпосылками ,а именнос с развитием буржуазных отношений.механ. км-перваястрогонаучная км,в нец доминировали:механика,физика,мат-ка и атомистическиепредставления о природе.мех.км просуществовала до 20в ),современная(19в,ключевыефигур дарвин,фарадей,томсон)  
- СогласноДарвину, Естественный отбор — это «переживание наиболее приспособленных»организмов, вследствие которого на основе неопределённой (неадекватнойвоздействиям внешней среды) наследственной изменчивости в ряду поколенийпроисходит эволюция. Естественный отбор, основной движущий фактор эволюцииживых организмов. Естественный отбор обусловливается влиянием на организмыокружающей среды.  
Билет10  
Основные физические законы ипонятия.механика  
Гоминиадная триада  
-Механика-наука о движении тел.имеет 3 законаНьютона. Первый закон Ньютонапостулирует наличие такого явления, как Инерция тел, то есть свойство телсопротивляться изменению их текущего состояния. Поэтому он также известен какЗакон инерции. Второй закон Ньютона— дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь междуравнодействующей всех приложенных к телу сил и ускорением этого тела.Третий закон - Материальные точкипопарно действуют друг на друга с силами, имеющими одинаковую природу,направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю ипротивоположными по направлению.К физ.законам относят: Закон сохранения импульса - закон механики, в соответствии скоторым: Векторная сумма импульсов тел в замкнутой системе остается постояннойпри любых взаимодействиях этих тел между собой. Закон сохранения массы - закон классической механики,в соответствиис которым при любых процессах, происходящих в системе тел, ее масса остаетсянеизменной. Закон Бернулли-Уравнение Бернулли .Закон Бернулли - физический закон, в соответствии с которым: Вкаждой точке установившегося потока жидкости сумма внешнего, гидростатическогои динамического давления есть величина постоянная.  
- Гоминиднаятриада — совокупность трёх признаков, присущих только человеку.Морфологическая:абсолютноепрямохождение,развитие относительно большого головного мозга,развитие кисти,приспособленной к тонким манипуляциям;Психо-социальная:абстрактноемышление,вторая сигнальная система (речь),сознательная и целенаправленнаятрудовая деятельность.  
Билет11  
Энтропия и второе начало термодинамики  
Биологическое человечество едино…  
-Термодинамикавозникла как наука изучающая работу тепловых двигателей в середине 19в.Казалосьчто ее законы носят всеобщий хар-р и определяет направленность процессов вприроде. Вселенная рассматривается, как совокупность систем взаимодействующихмежду собой. Системы бывают : замкнутые и открытые. Замкнутые – они необмениваются со средой Энергией и информацией.Открытые – обмениваются. Всепроцессы, происходящие в системах делятся по своему хар-ру на : обратимые ,необратимые.Обратимый процесс – это идеализация т.е. реальное отневозможного.Энтропия –ф-ция состояния,выражающ. Меру отклонения системы отаналитического равновесия. Энтропия возрастает во всех телах и в том числе космических,возрастаетзначит увеличивается упорядочность(не всегда бывает).Законы Т. 1)законсохранения энергии приминительно к тепловымпроцессам.Этот закон утвержадет невозможность создания вечного двигателя1 рода который производил бы работу без подведения энергии .2)во всех явленияхприроды теплота самороизвол. Переходит от более нагретых тел, к менеенагретым.Согласно этому законыне можетбыть создан вечный двигатель 1 рода,который бы производил работу за счет теплаокр. Среды. 
Билет 12  
Основы строения материи.Элементарныечастицы.  
Мутация,мутаген.  
1. СТРОЕНИЕМАТЕРИИ  
В настоящеевремя полагают, что мир состоит из фундаментальных частиц.Гипотеза о том, чтовсе вещества состоят из мельчайших элементарных частиц – атомистическаягипотеза – возникла еще в Древней Греции и развивалась Левкиппом, Демокритом иЭпикуром (5 – 3 вв. до н. э.). Философ Демокрит назвал частицы атомами, т.е.неделимыми частицами. Р.Бойль (17-ый век) положил атомистику в основу своиххимических представлений и объяснил все химические изменения соединением иразъединением атомов. Важную роль атомистика играла в работах И.Ньютона.Атомизм или атомное учение – учение о прерывистом, дискретном строении материи.Молекула– наименьшая частица вещества, которая способна существовать самостоятельно ине может дробиться дальше без потери основных химических свойств данноговещества.Атом – мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая егосвойства.Опыты Томсона подтвердили вывод о том, что электроны входят в составатомов.Электрон – стабильная отрицательно заряженная частица со спином ½,массой около 9*10-28 г и магнитным моментом равным магнетону Бора; относится клептонам и участвует в электромагнитном, слабом и гравитационномвзаимодействиях.К началу 20-го века классическая физика оказаласьнесостоятельной в объяснении новых экспериментальных фактов. Уменьшениевременных и пространственных масштабов, в которых разыгрываются физическиеявления, привели к «новой физике», в основе которой лежат две фундаментальныетеории:1) теория относительности2) квантовая теория.  
В настоящеевремя известно более 400 элементарных частиц.Их классиф. По массе покоя.Выделяю4 группы: Лептоны-мелкие частицы имеют малую массу(электрон,позитрон,фотон).Онине участвуют в сильных взаимодействиях.Мезоны-частицыср. массы.Барионы-тяжелые частицы. Андронамиявл. Частицами участ. Во всех видах взаимод. Главитон-сверхтяжел.частица.Вовторой половине 20 в. Возникла гипотеза кварков – это частица их которыхпредположительно состоят андроны(6 видов).  
-Мута́ция— стойкое (то есть такое, которое может бытьунаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа,происходящее под влиянием внешней или внутренней среды. Процесс возникновениямутаций получил название мутагенеза.Мутагены — химические и физические факторы,вызывающие наследственные изменения — мутации. 


Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"