Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:25, контрольная работа
Теоретический фундамент криминалистической экспертизы почерка образует теория криминалистической идентификации, психофизиология высшей нервной деятельности человека, данные лингвистики и педагогики, а также понятийный, методический и технический аппарат математики, кибернетики и ряда других наук.
Цель настоящей контрольной работы состоит в определении и изучении общих и частных признаков письма и почерка.
Перед контрольной работой поставлены следующие задачи: дать понятие письма, письменной речи и почерка, выявить общие и частные признаки письменной речи, рассмотреть понятие, классификацию и информационное содержание признаков почерка.
Введение 3
1. Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи 5
1.1. Общие признаки письменной речи ___________________________________6
1.2. Частные признаки письменной речи ________________________________ 10
2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка __12
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 19
Содержание
Криминалистическое
Объектом почерковедческого исследования является рукопись (тексты, подписи, цифровые или символьные обозначения и т.п.). Рукописные тексты обычно называют письмом, под которым понимают способ фиксации мысли с помощью графических знаков (обозначений).
В криминалистике под
письмом принято понимать объект
исследования, включающий письменную
речь и почерк. Процесс обучения
письму начинается с простых по исполнению
букв, затем переходит к более
сложным графическим обозначени
Формирование почерка
предусматривает выработку
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют идентифицировать личности автора и исполнителя документа.
Определяющими особенностями письма в отличие от устной речи и других способов фиксации являются закрепление на бумаге или ином материале и передача информации, содержания речи посредством символов, знаков, букв. В письме выделяются две стороны: смысловая (письменная речь) и техническая или графическая (графика исполнения – почерк). Письменная речь – это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Почерк – отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, то есть как смысловая, так и графическая сторона, хотя при этом решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, по почерку – его исполнитель.
Теоретический фундамент криминалистической экспертизы почерка образует теория криминалистической идентификации, психофизиология высшей нервной деятельности человека, данные лингвистики и педагогики, а также понятийный, методический и технический аппарат математики, кибернетики и ряда других наук.
Цель настоящей контрольной работы состоит в определении и изучении общих и частных признаков письма и почерка.
Перед контрольной работой поставлены следующие задачи: дать понятие письма, письменной речи и почерка, выявить общие и частные признаки письменной речи, рассмотреть понятие, классификацию и информационное содержание признаков почерка.
1. Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи
Письмо является средством запечатления мыслей человека с помощью специально разработанных условных обозначений (знаков) с целью передачи их на расстояние и закрепления во времени1.
Освоение письма связано с развитием двух взаимообусловленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно.
Письменная речь –
это характерная для пищущего
лица совокупность языковых средств
для письменного изложения
Почерк – зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык (техническая сторона письма).
Криминалистическое
При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку – его исполнитель.
Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.
Формирование письма зависит от условий обучения, общественной среды, в которой вращается человек, специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей личности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка.
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.
Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют идентифицировать личности автора и исполнителя документа.
Признаки письма подразделяются на:
Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.
Признаки письменной речи отражают навык владения человеком культурной речью и выражают смысловую сторону письменной речи. Можно выделить общие и частные признаки письменной речи.
1.1. Общие признаки письменной речи
В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную нагрузку. Посредством ее фиксируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть определенный смысл, конкретное содержание мыслей. Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет свою форму, в которую облечено ее содержание, языковые средства, материализующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного запаса, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка.
В основе криминалистического исследования письменной речи лежит определение особенностей письменно-речевых навыков.
В силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей эти навыковые особенности складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа. Эти признаки могут выглядеть в виде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием слабого развития или отсутствия вообще навыка в определенных нормах.
Общими идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа.
Содержание документа – не признак письменной речи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет такой четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается. Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При ознакомлении с содержанием анализируются: а) тема (основной смысл высказывания) и идейная направленность документа; б) сведения фактического характера, известные автору, ссылки на источники и использованные материалы; в) упоминания автора о самом себе, дающие какое-то представление о его личности.
Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.
Орфографические особенности письменной речи – это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова, в роде, падеже, склонениях и спряжениях.
Под синтаксисом криминалисты понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др.
Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания: одни расставляют их грамотно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил даже в примитивных предложениях.
Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации автора письменной речи.
В зависимости от наличия
в документе грамматических ошибок
общий уровень грамотности
Лексические признаки – это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использования пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.
Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:
Фразеология – это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» можно считать присущими любому русскому человеку, в то время как «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» типичны для лиц образованных и начитанных.
Информация о работе Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи