Понятие допроса. Виды допросов. Особенности допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:41, контрольная работа

Краткое описание

Проблема эффективности предварительного расследования - это проблема эффективности следственных действий как процессуального способа собирания, проверки, оценки и использования доказательств.

Содержание

Введение.
Понятие и виды допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Криминалистика.2.docx

— 28.23 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Университет Российской академии образования

Красноярский филиал

 

Шарипов Займуддин Чипонович.

Студент 4 курса Юридического Факультета.

Группа 1-41 а

 

Криминалистика.

Тема:

Понятие допроса. Виды допросов. Особенности допроса несовершеннолетних

 

 

 

Проверил: Червяков М.Э.

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск -2012

Содержание

 

Введение.

Понятие и виды допроса.

Особенности допроса несовершеннолетних.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Среди следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и направленных на собирание, исследование и проверку доказательств, одним из самых распространенных является допрос. Практически по каждому  уголовному делу возникает необходимость  допросить то или иное лицо в качестве свидетеля или потерпевшего, обвиняемого  или подозреваемого. Нередко допрос протекает при активном или пассивном  противодействии со стороны допрашиваемого, что влечет за собой определенное напряжение психики участвующих в нем лиц.

По своему характеру допрос - действие многоплановое, оно имеет  процессуальный, организационный, криминалистический, психологический и этический  аспекты. Умелое его производство требует  не только знания закона, но и житейского опыта, умения разбираться в психологии допрашиваемого, творческого применения этих знаний.

Допрос может выступать  как самостоятельное процессуальное действие; быть средством проверки ранее данных показаний (очная ставка); служить обязательным условием проведения других следственных действий, предшествовать их проведению (допрос перед предъявлением  для опознания, следственным экспериментом); в качестве элемента входить в  другое следственное действие (допрос при выходе на место для проверки показаний, перед обыском и осмотром места происшествия).

Проблема эффективности  предварительного расследования - это  проблема эффективности следственных действий как процессуального способа  собирания, проверки, оценки и использования  доказательств.

В работе исследуется криминалистическая сущность  и виды допроса, общие тактические положения допроса.

 

 

 

 

 

 

1.Допрос — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это самое распространенное, но и самое сложное следственное действие. И дело не только в том, что следователю нередко противостоит человек, не желающий говорить правду или вообще давать показания; ошибаться, заблуждаться может и искренне стремящийся сообщить все известное ему по делу. Искажение и вымысел надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний.

Для следователя показания  — источник доказательств, а содержащиеся в них фактические данные —  доказательства. Для подозреваемого и обвиняемого показания —  средство защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного  действия.

Допрос представляет собой  процесс передачи информации о расследуемом событии или связанных с ним  обстоятельствах и лицах. Эта  информация поступает к допрашиваемому в момент восприятия им тех или  иных явлений или предметов, запоминается и затем при допросе воспроизводится  и передается следователю. Процесс  формирования показаний — от восприятия до передачи информации — носит  психологический характер; на всем его протяжении на психику человека влияют многочисленные объективные  и субъективные факторы, действие которых в конечном счете так или иначе отражается на полноте и достоверности показаний. Такими, например, объективными факторами, препятствующими восприятию расследуемого события или его элементов, являются неблагоприятные погодные условия, отдаленность наблюдателя от места события, кратковременность этого события или наблюдения и т. п.

Точно так же влияют и  субъективные факторы: сильное возбуждение, страх, утомление, произвольность или  непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т. п. Действие всех этих факторов, специально изучаемых наукой судебной психологии, должно быть хорошо известно следователю. Он также должен знать  основанные на данных судебной психологии тактические приемы, позволяющие  ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся в памяти допрашиваемого информации.

Для того чтобы успешно  осуществить допрос, следователь  должен четко представлять себе, какую  информацию и с помощью каких  приемов и средств он намерен получить. Круг тех обстоятельств, которые следователь намерен выяснить, называется предметом допроса, К их числу относятся обстоятельства, связанные с самим событием преступления (его способом, местом совершения, временем, последствиями и пр.); устанавливающие или опровергающие виновность определенных лиц и мотивы их действия, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также относящиеся к характеру и размеру ущерба, причиненного преступлением. В предмет допроса могут входить обстоятельства, способствовавшие совершению преступного акта, любые другие данные, значимые для установления истины по расследуемому делу. Предмет допроса зависит как от процессуального положения допрашиваемого, так и от того, какой информацией он может располагать.

 

Виды допроса:

В зависимости от процессуального  положения:

X  свидетеля;

X  потерпевшего;

X  подозреваемого;

X  обвиняемого;

X  эксперта.

По возрасту допрашиваемых  лиц:

X  малолетнего,

X  несовершеннолетнего,

X  взрослого,

X  престарелого.

По последовательности проведения:

X  первичный,

X  повторный,

X  дополнительный.

По субъекту проведения –

X  допрос, проводимый следователем,

X  лицом, производящим  дознание,

X  прокурором,

X  начальником следственного  отдела,

X  судом.

Особой разновидностью допроса  является допрос на очной ставке.

По качеству получаемых сведений:

X  допрос лица, дающего  заведомо ложные показания;

X  допрос лица, которое  сообщает правдивые сведения.

В зависимости от складывающихся взаимоотношений с допрашиваемым:

X  допрос в конфликтной  ситуации;

X  в бесконфликтной  ситуации.

Процессуальный порядок  допроса предусматривает, что это  следственное действие может быть проведено  по месту производства следствия  или по месту нахождения допрашиваемого, как правило, в дневное время. Допрашиваемые дают показания наедине  со следователем, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (присутствие  защитника, педагога, законных представителей или близких родственников несовершеннолетнего  допрашиваемого).

Перед допросом следователь  при необходимости удостоверяется в личности допрашиваемого, разъясняет ему его права и обязанности, выясняет нужные сведения анкетного  характера. Допрос по существу дела начинается с предложения лицу рассказать все  известное по делу, после чего следователь  может задать вопросы.

Показания записываются в  протокол в первом лице и по возможности  дословно. В Случае необходимости  записываются и заданные допрашиваемому вопросы, и его ответы. После этого допрашиваемый может (по своей инициативе) написать свои показания собственноручно. По окончании допроса протокол предъявляется ему для прочтения или по его просьбе прочитывается следователем. Правильность фиксации показаний удостоверяется подписями допрошенного и следователя.

К общим положениям тактики  допроса следует отнести его  активность, целеустремленность, объективность  и полноту, необходимость учета  свойств личности допрашиваемого.

Активность допроса заключается  в том, что следователь прочно удерживает в своих руках инициативу, умело использует все необходимые  тактические приемы. Применительно  к лицам, уклоняющимся от дачи правдивых  показаний, допрос носит наступательный характер: с помощью всех имеющихся  в его распоряжении законных средств следователь стремится получить правдивые показания, а не быть простым регистратором сообщенных ему сведений.

Целеустремленность допроса  означает проведение его с заранее  обдуманной целью, для получения  определенной, а не всякой информации. Целеустремленность обеспечивается наличием у следователя твердого представления  о предмете допроса.

Объективность и полнота  проявляются в том, что следователь  не вправе по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их в соответствии со своими представлениями  о ходе вещей, навязывать допрашиваемому эти представления. Одной из законодательных  гарантий объективности допроса  является запрет задавать наводящие  вопросы, а полноты — требование по возможности дословно изложить показания.

Успех допроса зависит  от того, насколько полно следователь  учтет и использует — для установления психологического контакта — особенности  личности допрашиваемого — его психики, культурного и образовательного уровня, профессии, мировоззрения и  т. п.

Тактика допроса как раздел криминалистической тактики имеет  своим предметом анализ таких  положений, которые характерны для  каждого вида' допроса.

 

 

 

 

2. В соответствии со  ст. 424 УПК РФ, вызов несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не  находящегося под стражей, к  прокурору, следователю, дознавателю,  а также в суд производится  через его родителей или других  законных представителей, а если  несовершеннолетний содержится  в специализированном учреждении  для несовершеннолетних - через администрацию  этого учреждения. Несовершеннолетний  подозреваемый или обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места содержания под стражей.

Закон ограничивает время  непрерывного допроса несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого) – двумя  часами, а также в течение дня  – четырьмя часами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, участие защитника по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними  является обязательным. Поэтому в  допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать вопросы  своему подзащитному, а по окончании  допроса - знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте записи показаний. С  момента вступления в дело защитник имеет право не только присутствовать на допросе и знакомиться с  протоколом этого допроса, но также  знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, а также во всех следственных действиях, производимых с участием его подзащитного.

Еще одной особенностью производства по уголовным делам в отношении  несовершеннолетних является обязательное участие педагога или психолога  в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим  расстройством или отстающего в  психическом развитии. Участие указанных  специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования  или рассмотрения уголовного дела в  налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных  услуг по вопросам общения с несовершеннолетними  и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного  психического воздействия со стороны  должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело. Обеспечение  участия педагога или психолога  в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого либо обвиняемого возложено  как обязанность на прокурора, следователя, дознавателя. Данное обеспечение может  быть произведено как по инициативе перечисленных лиц, так и по ходатайству защитника. В ходе допроса педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса - знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе допроса (ч. 5 ст. 425 УПК).

В соответствии со ст. 426 УПК  РФ, родители и иные законные представители  допускаются к участию в уголовном  деле по постановлению прокурора, следователя, дознавателя с момента первого  допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются следующие права:

1) знать, в чем подозревается  или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при  предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе  несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, с разрешения  следователя, - в иных следственных  действиях, производимых с его  участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами  следственных действий, в которых  он принимал участие, и делать  письменные замечания о правильности  и полноте сделанных в них  записей;

 

5) заявлять ходатайства  и отводы, приносить жалобы на  действия и решения дознавателя,  следователя, прокурора;

Информация о работе Понятие допроса. Виды допросов. Особенности допроса несовершеннолетних