Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:42, доклад
Письмо служит средством запечатления и передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепl 242j96hc 3;ения их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).
Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка √ почерка, формирующихся, как правило, одновременно.
Письмо служит средством запечатления и передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепl 242j96hc 3;ения их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).
Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка √ почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь √ это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк √ отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
При исследовании письма
анализу подвергается весь комплекс
характеристик рукописного
Возможность установления
автора и исполнителя рукописного
текста базируется на индивидуальности
(непl 242j96hc 6;вторимости) и постоянстве
(устойчивости) письменно-речевых и
графических навыков.Их
Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей.
На устойчивость проявления навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка. Этот навык, будучи хорошо сформированным, закрепl 242j96hc 3;яется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что не может быть произвольно изменен пишущим по его желанию.
Автоматизм письма
проявляется до тех пор, пока оно
осуществляется в обычных условиях.
Резкое их изменение (целевой установки
пишущего, физических или психических
перегрузок, преднамеренного искажения
письменной речи или почерка) приводит
к ослаблению автоматизированности
письма, к его выполнению под усиленным
контролем сознания. Однако ввиду
кратковременности новых
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепl 242j96hc 3;енные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.
Индивидуальность
и постоянство проявлений в письме
особенностей письменно-речевых и
графических навыков позволяет
идентифицировать личности автора и
исполнителя документа.════════
╖ 2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи
Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим √ документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.
У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.
В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о самом себе.
Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:
√══ причину, побудившую к составлению анонимного документа;
√ наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.
Форма документа √ внешнее выражение его содержания √ характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.
Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.
Орфографические особенности письменной речи √ это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.
Под синтаксисом понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепl 242j96hc 8;ичастными оборотами и др.
Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препl 242j96hc 0;нания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препl 242j96hc 0;нания √ одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации даже в примитивных предложениях.
Привычный способ построения
предложений, а также стабильность
грамматических ошибок или отсутствие
таковых √ все это в
В зависимости от
наличия в документе
Лексические признаки √ это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.
Лексика рассматривается
как словарный запас, совокупность
слов, активно употребляемых автором.
Она может быть бедной или богатой.
Бедность авторской лексики, как
правило, выражается в неоправданном
повторении одних и тех же слов
и выражений. О богатой лексике
свидетельствуют свободное
√ устаревшие слова (архаизмы), вышедшие из современного активного литературного употребления. Например, ╚чадо╩ √ дитя, ребенок; ╚око╩ √ глаз и др.;
√ новые слова (неологизмы), сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения. Например, ╚менеджер╩, ╚ваучер╩ и др.;
√ историзмы √ слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие. Например, ╚сыск╩, ╚волостной писарь╩, ╚дыба╩, и др.;
√ профессионализмы √ слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, ╚компас╩, ╚осмечивать╩ √ составлять сметы и т.д.;
√ жаргонизмы √ слова из жаргона определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений. Например, ╚баксы╩ √ доллары, ╚ксива╩ √ документ и т.п.;
√ диалектизмы √ слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие диалектные слова как ╚зараз╩ √ сейчас, ╚держак╩ √ черенок для вил или лопаты;
√ варваризмы √ непl 242j96hc 8;авильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
√ вульгаризмы √ слова грубые, нелитературные;
√ идиомы √ своеобразные обороты речи, свойственные какому-нибудь языку и непереводимые дословно на другой язык. Например, ╚чудеса в решете╩, ╚козел отпущения╩ и т.п.
Фразеология √ это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа ╚сломя голову╩, ╚ловить рыбу в мутной воде╩, ╚плясать под чужую дудку╩ и т.п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, в то время как ╚геркулесовы столпы╩, ╚лебединая песня╩, ╚сизифов труд╩ √ типичны для лиц образованных и начитанных.
Изобразительно-выразительные средства √ это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.
Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.
Стиль в определенной степени отражает личность пишущего, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.
Стиль может быть
научным, публицистическим (журнально-газетным),
официально-документальным (канцелярским),
производственно-техническим, художественно-
На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.
╖ 3. Подготовка материалов для криминалистического исследования письменной речи
Когда в результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа.
К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования с точки зрения их объема, происхождения, времени исполнения и тематики.
Рекомендуется, чтобы образцы по объему были до пяти страниц машинописного и до десяти страниц рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных особенностей навыков письменной речи автора.
По своему происхождению
различают свободные и
Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы личного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.
Экспериментальные образцы √ это тексты, выполненные подозреваемым в связи с расследованием дела по предложению следователя. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов производится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.
В этих образцах обязательно должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.
При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков.
При автороведческих экспертизах экспертам можно предложить следующие вопросы:
Информация о работе Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи