Психологические особенности осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

«Личность осуждённого»- подразумевают социальное положение и социальные функции, выполняемые лицами, лишенными свободы, при пребывании наказания.
Иными словами, необходимо рассматривать человека в соответствии с тем, на какой стадии правовых отношений он находится, какие социальные функции выполняет. Когда преступник осуждается судом и попадает в места лишения свободы, он начинает выполнять особые социальные роли, которые обусловлены требованиями режима, трудовой деятельности и обучения, положением среди других осуждённых.
В отечественной психологии достаточно чётко сформулировано положение о том, что условия жизни людей, психологическая атмосфера этой жизни, характер связи индивидов друг с другом являются для них весьма существенными факторами, которые во многом определяют их поведение и деятельность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологические особенности осужденных обусловленные их возрастом …………………………………………….….5
1.1. Несовершеннолетние осужденные……………………..…………8
1.2. Молодежь (18-25лет)……………….…………………..…………10
1.3. 26-30 лет…………………………………………………………....12
1.4. Зрелый, пожилой и старческий возраст………………………....13
Глава II. Как воздействуют тюремные условия на психику личности и группы……………………………………………………….………………....16
Глава III. Психологические особенности осужденных женского пола…...19
Заключение………………………………………………………………….…22
Приложение 1………………………………………………………………....23
Список использованной литературы……………………………………......25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

 

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Психологические особенности осужденных»

по дисциплине «Юридическая психология»

Специальность «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила

студентка 5 курса заочного отделения (обучение с применением дистанционных образовательных   технологий),

гр. Д201з

                                                                        Михайлова Валентина Юрьевна

                                                                        Преподаватель:__________

                                                                        Жуйкова Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань – 2014

 

Введение………………………………………………………………………..3 
Глава I. Социально-психологические особенности осужденных обусловленные их возрастом …………………………………………….….5 

1.1. Несовершеннолетние осужденные……………………..…………8

1.2. Молодежь (18-25лет)……………….…………………..…………10

1.3. 26-30 лет…………………………………………………………....12

1.4. Зрелый, пожилой  и старческий возраст………………………....13

Глава II. Как воздействуют тюремные условия на психику личности и группы……………………………………………………….………………....16

Глава III. Психологические особенности осужденных женского пола…...19

Заключение………………………………………………………………….…22

Приложение 1………………………………………………………………....23

Список использованной литературы……………………………………......25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Личность осуждённого»- подразумевают социальное положение и социальные функции, выполняемые лицами, лишенными свободы, при пребывании наказания.

Иными словами, необходимо рассматривать человека в соответствии с тем, на какой стадии правовых отношений он находится, какие социальные функции выполняет. Когда преступник осуждается судом и попадает в места лишения свободы, он начинает выполнять особые социальные роли, которые обусловлены требованиями режима, трудовой деятельности и обучения, положением среди других осуждённых.

В отечественной психологии достаточно чётко сформулировано положение о том, что условия жизни людей, психологическая атмосфера этой жизни, характер связи индивидов друг с другом являются для них весьма существенными факторами, которые во многом определяют их поведение и деятельность.

Отличительные особенности личности осужденного, по мнению А.М.Михлина, вытекают из следующих факторов:

А) статус осужденного. Вина которого установлена вступившим в силу приговором, обязавшим его отбыть определенное наказание;

Б) новые общественные отношения и исключение ряда отношений, которые характеризовали его как личность ранее;

В) разного рода ограничения:

  • Вещей, которыми можно пользоваться (специальный список);
  • Регламентация продуктов питания;
  • Усеченная норма жилой площади;
  • Один выходной день;
  • Отпуска предоставляются только по решению администрации ИУ;
  • Осужденные не могут выбирать работу по желанию;
  • Начисление заработка производится с учетом частичного возмещения расходов на содержание исправительного учреждения;
  • В сфере прав и свобод (обыски, досмотр);
  • Регламентирован выход за пределы ИУ.

Моральное осуждение служит средством общественной девальвации, клеймения преступника. Обвинитель устанавливает дистанцию социального отчуждения подсудимого от общества. Он добивается того, чтобы и все другие относились к нему с осуждением, что не может не отразится на человеке. Монополией на церемонию такого разжалования, в результате которого человек меняет свою самооценку, обладает суд, затем пенитенциарное учреждение. Каждый человек, находясь в условиях лишения свободы, проходит процесс самостановления, самосохранения и обновления своего самовосприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Социально-психологические особенности осужденных обусловленные их возрастом.

Переход от одной возрастной ступени к другой ознаменовывается изменением психического развития. Он предполагает глубокое преобразование структурных компонентов возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека.

Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, сущность его отношений с окружающими и его общественное положение. Возрастные и половые особенности осужденных учитываются судом при организации отбывания наказания, определении вида и типа исправительного учреждения с целью дифференциации воспитательного воздействия на них. Различают следующие возрастные группы правонарушителей: подросткового, юношеского, молодежного, зрелого, пожилого и старческого возраста. Следует отметить, то границы возраста подвижны и изменчивы.

Возраст — это ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений.

Пол включает в себя два комплекса признаков:

• биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;

• социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Особенности мужчин и женщин определяются не только универсальными биологическими различиями, но и дифференциацией мужских и женских социальных ролей, разделением труда в зависимости от пола, неодинаковым воспитанием мальчиков и девочек. Наиболее значимыми являются различия в темпах физического развития и созревания. Существуют особенности женщины как матери. Многие половые различия вообще не поддаются измерению, поскольку являются не столько количественными, сколько качественными. Тестовые измерения мужских и женских качеств весьма условны , а используемые шкалы мужественности -женственности представляют собой относительно самостоятельные параметры. Вопрос о влиянии возраста и пола на преступность вызывает споры в юридической литературе.

М.Н.Гернет, не отрицая значения возраста для характера преступности, признает, что его физиологическое влияние нейтрализуется действием более могучего фактора — социального и может быть устранено соответствующими реформами социальной среды преступника. Некоторые преступления свойственны преимущественно тому или иному возрасту, но это еще не значит, что возраст в этих случаях выступает как причина преступлений. Возраст связан с характером преступления и криминальной активностью. Наиболее криминогенный возраст — 16-17 лет.

Возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени. Б.Г. Ананьев, 1977. Среди причинивших тяжкие телесные повреждения, совершивших умышленные убийства, кражи всех форм преобладают лица молодежного и зрелого возраста, среди совершивших изнасилования, разбои, угоны, хулиганство – несовершеннолетние и лица молодежного возраста. Умышленные тяжкие телесные повреждения совершают, как правило, осужденные в возрасте до 40 лет. При этом возрастные группы 18-24 года, 25-29 лет и 30-39 лет являются в равной степени криминогенными.

Из -за нарушения нормативного контроля ситуация оценивается исходя из личных переживаний и желаний, а не социальных требований. Агрессивность, отчужденность, импульсивность, асоциальность, высокая чувствительность и другие качества чаще обнаруживаются у лиц, совершивших грабежи, разбойные нападения, изнасилования, чем у совершивших кражи. Их агрессивные действия можно расценивать как защиту с помощью нападения. В местах лишения свободы широко распространен гомосексуализм. Он может быть мужской и женский.

Гомосексуализм - сексуальное влечение к лицам своего пол, а также сексуальные связи между ним.

Этот термин ввел в конце 19 в. венгерский врач Карой Мария Бенкерт

К мужскому относятся эфебофилия — влечение к юношам, подросткам и андрофилия (андромания) — к взрослым мужчинам. Женский гомосексуализм называют лесбиянством (лесбийской любовью) или сафизмом (по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей в VI в. до н.э. на острове Лесбос и воспевшей эту форму любви). В зависимости от объекта влечений различают корофилию — влечение к девочке, партенофилию — к девушке, гинекофилию — к взрослой женщине и граофилию — к старухе.

Гомосексуальные связи в местах лишения свободы имеют временный характер и распадаются при расхождении партнеров.

Гомосексуалы отличаются от обычных людей направленностью либидо. Остановимся на женском гомосексуализме. Пассивные лесбиянки сохраняют типично женскую внешность, манеру одеваться, хобби, в то время как активные имеют мужеподобное телосложение, грубые черты лица, низкий голос, одеваются по - мужски. Преследование и осуждение гомосексуализма обусловливает необходимость скрывать гомосексуальные

  наклонности и часто менять партнеров. Постоянный страх разоблачения приводит к неврозам и депрессиям среди осужденных -гомосексуалистов, затруднению их социальной адаптации. Между тем запрещение (разрешение) гомосексуализма не влияет на его распространенность.

 

 

 

1.1. Несовершеннолетние  осужденные.

Для подростков и юношей характерны стремление к независимости от взрослых, повышенная эмоциональность, стремление к объединению в группы сверстников, юношеский максимализм и т.п., которые присущи как несовершеннолетним вообще, так и осужденным, отбывающим уголовные наказания в ВК. Противоречия этого возраста в основном обусловлены расхождением между самооценкой окружающих, уровнем притязаний, индивидуальными возможностями, собственным поведением и общественными требованиями, между воображаемым и действительностью. Последствие в сочетании с неблагоприятным воспитанием способствуют формированию у несовершеннолетних правонарушителей отрицательных качеств характера, мотивов поведения, обуславливают вступление подростка или юноши на асоциальный путь. Это проявляется в деформации эмоциональных и волевых качеств, отрицательных привычках и чертах характера, узкогрупповой направленности личности осужденных подросткового и юношеского возраста. Например, большинство подростков совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения, как правило, в группе. Они часто носят «немотивированный» характер, когда правонарушитель не в состоянии объяснить мотив собственного поведения («за компанию», «как все» и т.п.).

Характеризуя осужденных подросткового возраста, необходимо отметить,  что  они часто извращают понятие нравственных, эмоциональных и волевых качеств. Отрицательные, с общественной точки зрения, качества приобретают для них положительное значение. К примеру, упрямство, наглость, беспринципность и т.д.

По отношению к другим людям и коллективу для осужденных-подростков типично иждивенчество, которое сопровождается проявлением грубости, скрытности, зазнайства, лживости.

Общение осужденных имеет узкогрупповой характер, что не способствует процессу исправления, позитивному развитию личности. Тем более, что в среде осужденных подросткового возраста доминирующую роль играет само общение (общение ради общения), которое чаще всего представляет собой пересказ различных жизненных событий, в которых доминируют драки,  «разгульная жизнь», связи с женщинами и т.д.

У осужденных подросткового возраста преобладает пассивная установка на отбывание наказания без изменения своей личности. Осужденные подростки редко планируют свои действия и поступки, исходя из дальнейших жизненных целей, теряются при изменении обстановки, проявляя нерешительность и ненастойчивость. Поэтому их деятельность и поведение носят чаще всего импульсивный характер.

Движущей силой развития личности в юношеском возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований к человеку, предъявляемых обществом, семьей и коллективом в школе, и достигнутым им уровнем психического развития и социального созревания. Воспитанники ВК по сравнению со сверстниками имеют больше отклонений в психическом развитии.

Физические недостатки подчеркиваются в кличках и прозвищах и используются окружающими для давления на личность, ее унижения, оскорбления. Многие воспитанники юношеского возраста не умеют сопротивляться трудностям, ограничивать свои потребности. Это вызвано тем, что на свободе родители их оберегали от неприятностей , внушали , что перед ними открыты все дороги. Не имея возможности удовлетворить свои завышенные запросы честным путем, некоторые встают на путь преступлений. Гипертрофия потребностей проявляется и в колонии, побуждая воспитанников к совершению нарушений режима.

Общение в преступной среде порождает противоречивость взглядов, суждений, оценок, неверное толкование нравственных понятий.

Категории «честность», «принципиальность», «честь», «гордость», «товарищество» имеют для воспитанников узкогрупповое значение. У них часто выражен скептицизм, цинизм, нигилизм, неуважение к людям труда и самому труду. Многим воспитанникам свойственна неадекватная самооценка. Они нередко стремятся любыми средствами обратить на себя внимание, демонстрируют свое превосходство над другими. Неспособность критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других.

Информация о работе Психологические особенности осужденных