Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 14:21, курсовая работа
Цель курсовой работы является рассмотрение свидания осужденных к лишению свободы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правоограничения общегражданского статуса осужденных;
- раскрыть понятие свиданий осужденных к лишению свободы;
- изучить порядок предоставления свиданий осужденным к лишению свободы;
- исследовать условия предоставления свиданий осужденных к лишению свободы в зависимости от режима исправительных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВИДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ…………………………………………………..….5
1.1. Правоограничения общегражданского статуса осужденных……..…..5
1.2. Понятие свиданий осужденных к лишению свободы……………...…..14
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВИДАНИЙ И ПОРЯДОК
ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ………………………………………………...……16
2.1. Порядок предоставления свиданий осужденным к лишению
свободы………………………………………………………………….………16
2.2. Условия предоставления свиданий осужденных к лишению
свободы в зависимости от режима исправительных учреждений…...……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………....…….25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВИДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ…………………………………………………..….
1.1. Правоограничения общегражданского статуса осужденных……..…..5
1.2. Понятие свиданий осужденных к лишению свободы……………...…..14
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВИДАНИЙ И ПОРЯДОК
ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ………………………………………………...……16
2.1. Порядок предоставления свиданий осужденным к лишению
свободы……………………………………………………………
2.2. Условия предоставления свиданий осужденных к лишению
свободы в зависимости от режима исправительных учреждений…...……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………....…….25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы состоит в том, что свидания ориентированы на сохранение и развитие семейных, родственных и других социально полезных взаимосвязей осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы. Закон учитывает несколько видов свиданий: краткосрочные - длительностью 4 часа (ранее было до 4 часов) и длительные - длительностью 3 суток (ранее было до 3-х суток) на территории исправительного учреждения, также длительные - длительностью 5 суток с проживанием вне исправительного учреждения. Число предоставляемых осужденным свиданий находится в зависимости от вида исправительного учреждения, в котором отбывается наказание, и критерий отбывания наказания, в которых осужденный пребывает (обычные, облегченные и строгие).
Свидания осужденным не предоставляются только в исключительных случаях: при переводе исправительного учреждения на режим особых условий (может быть изменен порядок предоставления свиданий), при эпидемиях и по вине самих осужденных (отбытие дисциплинарного наказания в ШИЗО; пребывание в одиночной камере - в подобной ситуации разрешается одно краткосрочное свидание раз в 6 месяцев).
Цель курсовой работы является рассмотрение свидания осужденных к лишению свободы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правоограничения
общегражданского статуса
- раскрыть понятие свиданий осужденных к лишению свободы;
- изучить порядок предоставления свиданий осужденным к лишению свободы;
- исследовать условия
предоставления свиданий
Предмет исследования - свидания осужденных к лишению свободы.
Объект исследования – правовое регулирование и отношения, возникающие при предоставлении свиданий осужденным к лишению свободы.
Для достижения поставленных задач использованы различные методы, такие как исторический, системный, метод сравнительно-правового анализа, грамматического и логического толкования и т.д.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВИДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
1.1. Правоограничения общегражданского статуса осужденных
Прежде чем приступить к изучению особенностей предоставления свиданий осужденных к лишению свободы, необходимо рассмотреть правоограничения общегражданского статуса осужденных на территории Российской Федерации.
Правовой статус регламентируется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический общественный статус, то есть настоящее положение человека в этой системе социальных взаимоотношений. Право только закрепляет данное положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.
А.В. Бриллиантов и С.И. Курганов под правовым положением (статусом) осужденных понимают совокупность прав, законных интересов и обязанностей, которыми осужденных наделяют (приобретают) как субъектов уголовно-исполнительных и прочих правовых взаимоотношений. 1
Профессор А.С. Михлин под правовым статусом осужденных понимает комплексный межотраслевой правовой институт, который представляет собой урегулированное общепризнанными нормами всевозможных отраслей права положение осужденных в период отбывания уголовного наказания. 2
А.И. Зубков считает, что правовое положение осужденных представляет из себя совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством прямых обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их
оберегаемые законом интересы). 3
Учитывая мнение В.И. Селиверстова, правовой статус лиц, отбывающих наказание, возможно квалифицировать как закрепленное общепризнанными мерками разных отраслей права и воплощенное через совокупность прав, законных интересов и прямых обязанностей положение осужденных в период отбывания уголовного наказания какого-нибудь вида. 4
А.А. Рябинин указывает, что правовое положение осужденных - это совокупность прямых обязанностей и прав осужденных в период отбывания наказания.
С нашей точки зрения, более полно и точно определение правового положения осужденного дано профессором В.И. Селиверстовым, который выделяет такие ключевые черты правового положения осужденных, как регулировку указанного правового положения разными отраслями права, также считает, что содержанием правового статуса является совокупность прав, законных интересов и обязанностей, указывая, в том числе и временной отрезок, на который оно распространяется, - время отбывания наказания в виде лишения свободы. 5
Общеизвестно выделение 3-х видов правового статуса личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус некой категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина.
Правовое положение осужденных к лишению свободы представляет из себя тип специального правового статуса.
Характерной чертой специального правового статуса осужденных будет то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку осуждение лица к уголовному наказанию не является основанием лишения гражданства Российской Федерации, а значит и общего правового статуса граждан государства. В статье 6 Конституции Российской Федерации непосредственно регламентируется то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства либо права менять его.
Исходя из вышеизложенного в Федеральном законе РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» не содержится положений о лишении гражданства на основании осуждения к уголовному наказанию. Кроме того, исходя из статьи 20 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания является препятствием для отказа от гражданства Российской Федерации по инициативе осужденного. 6
Сохранение гражданства значит, что осужденный к уголовному наказанию использует общегражданские права, также несет прямые обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации.
Помимо всего этого, сохранение гражданства имеет весомое морально-политическое значение. Страна не отказывается от собственных осужденных граждан, не мстит осужденным, оно почитает и оберегает их права, свободы и законные интересы аналогично, как и законопослушных граждан (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).
Однако осужденные к лишению свободы ограничиваются в использовании некоторых прав и свобод, которые присущи общему правовому статусу, то есть у осужденных к лишению свободы есть правоограничения общегражданского статуса.
Суть правового ограничения состоит в побуждении осужденных к общественно полезному поведению, с одной стороны, и сдерживании общественно вредоносного поведения - с иной.
Иными словами, осужденный к лишению свободы испытывает негативные результаты совершенного им преступления, которые выражаются не столько в лимитированиях гарантированного Конституцией права на свободу передвижения и выбора места жительства, но и иных прав и свобод, реализация которых невероятна при выполнении наказания в виде лишения свободы.
Пределы ограничения прав человека и гражданина сообразно ч. 3 ст. 55 Конституции России инсталлируются федеральным законом, который имеет возможность их ограничить исключительно в той мере, в которой данное нужно в целях охраны основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечивания обороны державы и безопасности страны.
Поскольку наказание в виде лишения свободы назначается за действия, опасные для личности, общества и страны, в целях охраны общества от преступных посягательств гражданин, осужденный к лишению свободы, сообразно вышеназванной норме ограничивается в ряде указанных Конституцией прав и свобод.
Сообразно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при выполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан России с лимитированиями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и другим законодательством России. Осужденные не имеют возможности быть освобождены от выполнения собственных гражданских прямых обязанностей, помимо случаев, регламентированных федеральным законодательством. 7
Из всего вышесказанного неоспоримо гуманное отношение страны к наказанию и преступнику. За наказанием стоит не отмщение осужденному за причиненный сообществу и отдельным гражданам вред, а желание восстановить общественную справедливость, исправить его, не допустить совершения других правонарушений как лично осужденным, так и иными гражданами. В связи с этим и нужно использование к осужденному комплекса установленных законодательством лишений и ограничений его прав и свобод, что ведет к несовпадению правового статуса лиц, которые отбывают наказание, и свободных граждан.
Далее рассмотрим подробнее правоограничения общегражданского статуса осужденных к лишению свободы.
Прежде всего, Конституция РФ дает гарантию на личностные права и свободы гражданина, которые призваны обеспечивать защиту личной (частной жизни) человека. Осужденные лишаются множества личностных прав, к примеру, права на свободу передвижения, выбора места жительства и выезда за границы РФ (ст. 27 Конституции РФ). Данное полностью объяснимо, принимая во внимание специфику наказания. Осужденные лишены права на собственную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они находятся, регулярно подвергаются обыску, а их вещи - досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ). Осужденные лишаются права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и других сообщений (ст. 23 Конституции РФ). В исправительных учреждениях осужденные находятся в условиях постоянного надзора и контролирования, даже с применением технических средств (ч. 1 ст. 82, ст. 83 УИК РФ), посылки, передачи и бандероли досмотриваются (ч. 4 ст. 90 УИК РФ), получаемые и отправляемые осужденными письма и прочая корреспонденция (не считая заявлений в осуществляющие контроль органы) подвергаются цензуре (ч. 2 ст. 91 УИК РФ), телефонные разговоры осужденных контролирует персонал исправительного учреждения (ч. 5 ст. 92 УИК РФ). Исходя из вышеуказанного, можно прийти к выводу, что осужденные к лишению свободы лишаются значимой доли личностных прав и свобод, и это взаимосвязано со спецификой подобного рода наказания. 8
Политические права и свободы призваны обеспечивать участие гражданина в политической и общественной жизни государства. В самой большой степени осужденные поражаются непосредственно в политических правах. Косвенные лимитирования присутствуют на создание и распространение информации, так как компьютеры, аудио- и видеозаписывающая техника, пишущие машины и множительные аппараты относятся к числу не разрешенных вещей. Осужденные значительно урезаны в праве на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Осужденные неправомочны создавать политические партии, религиозные объединения, профсоюзы и так далее. Хотя в исправительных учреждениях могут создаваться кружки по интересам (спортивные, филателистические и так далее), самодеятельные организации осужденных как органы ограниченного самоуправления. Эти все объединения действуют под контролированием администрации исправительного учреждения и не могут рассматриваться как социальные объединения в полном смысле данного слова (они не подлежат регистрации, у них нет учредительных документов, нет постоянного членства и прочего).
Осужденные всецело лишены права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ). Проведение собраний и митингов будет квалифицироваться как групповое неповиновение (ст. 116 УИК РФ) либо как групповые беспорядки (ст. 85 УИК РФ) со всеми последствиями. Осужденные лишаются права на участие в управлении делами страны, регламентированного статьей. 32 Конституции РФ, - они лишаются активного и пассивного избирательного права, лишаются доступа к государственной службе, и не могут принимать участия в отправлении правосудия. 9
Социально-экономические права и свободы призваны обеспечивать удовлетворение ключевых материальных и духовных потребностей людей. В критериях лишения свободы, где урезаны ресурсы, вероятность реализации социально-экономических прав приобретает особенное значение.
Осужденные имеют право на образование (ст. 43 Конституции РФ, ст. 112 УИК РФ). Хотя они не имеют возможности продолжить обучение в тех заведениях, где обучались до осуждения.
Право на защиту материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) имеет
явные лимитирования. Осужденные к лишению свободы лишены возможности заниматься воспитанием собственных детей. Тогда как осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста (ст. 177 УИК РФ), хотя не многим, данная отсрочка не предоставляется женщинам, осужденным на срок свыше 5 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Осужденные женщины имеют возможность отдать своих детей в дома ребенка при исправительном учреждении и проживать совместно с ними, но лишь до того как ребенку исполнить три года (ст. 100 УИК РФ). 10