Биологические и социальные теории о личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:44, реферат

Краткое описание

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении на научной основе вопросов совершенствования работы правоохранительных органов, глубокое исследование психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере. Психология исследует механизм иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности.

Вложенные файлы: 1 файл

статья).docx

— 26.76 Кб (Скачать файл)

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И  СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ О ЛИЧНОСТИ

 

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении на научной основе вопросов совершенствования работы правоохранительных органов, глубокое исследование психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере.

Психология исследует  механизм иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Под личностью преступника понимается вменяемый человек, совершивший общественно опасное деяние запрещенное законом, уголовно наказуемое и достигший возраста уголовной ответственности. Признать человека преступником может только суд. Специфическая сущность личности преступника заключается в особенностях его психического склада, которые выражают собой внутренние предпосылки антиобщественного поведения, а также определяют индивидуальные особенности юридически значимого поведения, связанного с правовым положением лица, совершившего преступление. Понятие личности преступника определяется как юридическими признаками, которые согласно закона характеризуют субъекта преступления (указывают, кто может быть таковым), так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности.[1, 15 с.]  

Недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне психофизиологической основы социализации, без анализа его рефлекторно-эмоциональной стороны. “Причем всякий раз надо иметь в поле зрения обе смыкающиеся в психологии стороны дела: социальную и физиологическую, ибо, дойдя до индивида и его эмоций, мы всегда доходим и до их материальной основы, т. е. физиологии индивидуального организма”.[2,21с.] 
    Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и внутреннего контроля.

Умысел возникает в  процессе мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию.

Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее потребностей, интересов, мотивов действия. Извращенные потребности и те, удовлетворения которых субъект не заслуживает или которые общество по уровню своего развития не в состоянии удовлетворить, субъективные интересы, противоречащие общественным, способствуют возникновению антиобщественных свойств личности.

На образование противоправного  умысла влияет и тип нервной системы, темперамент, характер. Но этот вопрос неясен и остается спорным из-за отсутствия серьезных научных исследований в этой области.

 

Для личности преступника характерны следующие  особенности:

1.Дефекты индивидуального  правосознания как результат не достаточной его социализации:

а) социально-правовой инфантилизм;

б) правовая неосведомленность;

в) социально-правовая дезинформированность;

г) правовой нигилизм (негативизм);

Исходя из дефектов правосознания, всех преступников можно классифицировать на две большие группы:

1) на лиц, совершивших преступления  по незнанию законов, хотя незнание законов не освобождает от уголовной ответственности;

2) на лиц, знавших законы, запрещающие  данное деяние, но совершивших  их.

2.Патология потребностной  сферы личности, которая выражается  в следующем:

1) в нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего человек стремится к обогащению любыми способами;

2) аморальный, извращенный характер удовлетворения многих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть половые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным законом;

3) ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потребностей (власть);

4)квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

3. Дефекты в личностных установках. Многие совершают преступления в связи с наличием в структуре личности дефектов в личностных установках. Здесь возможны следующие варианты:

1)один совершил преступление потому, что у него нет твердых установок законопослушного поведения;

2)третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения преступления.

4. Благоприятствуют совершению  преступления и формированию  личности преступника дефекты  психического развития, которые отмечаются почти у 50% осужденных в различной степени выраженности. Сюда относятся прежде всего:

— нервно-психические заболевания (психопатия, олигофрения, неврастения, пограничные состояния), повышенная возбудимость, не достигающие фазы невменяемости;

— наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

— психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, например, атомной, повлиявшей на экологию, и как следствие приводят к психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и выступают дополнительным криминогенным фактором.

Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют  социальный контроль и социальные тормоза  личности за своим поведением.[3, 67 с.]

Общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности, начиная с какого периода, в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать те или иные отклонения в сознании и поведении ребенка, взрослого. Из-за сложности, многомерности, взаимообусловленности связей социального и природного в личности эти вопросы представляют для исследователя весьма сложно разрешаемую проблему.

Анализ социального и  биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения  этих факторов в процессе социального  развития, формирования личности. Попытку  сопоставить соотношение биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры личности в процессе ее онтогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов, показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных подструктурах.

Косвенное, опосредованное влияние социального фактора  на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как и влияние биологического на подструктуру направленности, хотя пол, тип и структуру нервной системы, патологии и задатки человек получает при рождении. Известны такие явления, как “воскресные дети”, “дети карнавала”, дети, зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. [4, 123 с.].

Достаточно сложным оказывается  также взаимодействие биологического и социального фактора на высшей подструктуре направленности, проявляющейся, прежде всего, в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности. Как известно, героями и преступниками не рождаются, а становятся, и, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам: воспитанию, обучению, влиянию среды.

Однако было бы неправильно  вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности.

Как справедливо отмечал  А. Н. Леонтьев: “Парадокс в том, что  предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих поражающихся его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности”.[5, 49 с.]

Таким образом, выявление  так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не самоцелью, а имеет свой смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов, обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как психолого-педагогических, так и медицинских корректирующих мер и воздействий.

Общество может и должно предупреждать преступное поведение  индивидов, которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей части правонарушителей. Отсюда понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

М.П. Клейменов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательнуроль в поведении человека:

• патология биологических  потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;

• нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;

• наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

• психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение  химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором.[6, 67 с.]

Таким образом, можно сделать  следующий вывод: Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением. Причина преступности - это синтез различных явлений социального  и биологического свойства.

Список использованной литературы:

  1. Баранов П.П, В.И. Курбатов. Юридическая психология [Текст] Ростов-на-Дону, «Феникс»,2007- 171c.
  2. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история [Текст] М., 1968 – 151c.
  3. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей [Текст] М., 2007 – 260 c.
  4. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология [Текст] М., 2004 – 320 c.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] М., 1975 – 178с.
  6. Клейменов М.П. Криминология: Учебник для вузов [Текст] М., 2008 – 234 с.

 


Информация о работе Биологические и социальные теории о личности