Криминологическая характеристика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.
При этом необходимо иметь в виду, что коррупция преимущественно развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Криминологическая характеристика личности.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Криминологическая характеристика личности

 

Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.

При этом необходимо иметь в виду, что коррупция  преимущественно развивается на основе существующих государственных  и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти.

О большой  пораженности коррупцией российского  чиновничества говорит и структура  привлекаемых к ответственности  коррумпированных лиц: 40% - государственные  чиновники разного уровня; около 25% - сотрудники правоохранительных органов; 12% - работники кредитно-финансовой системы; 9% - служащие контрольных органов; 3 - 4% - сотрудники таможенной службы; 0,8% - депутаты; 7 - 8% - прочие лица.

Характеристика  лиц, совершивших коррупционные  преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета: 1) лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, незаконно получивших преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки ее интересам; 2) лиц, предоставивших такие преимущества последним. Критерием для подобной дифференциации служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса.

Из статистического  анализа в наибольшей степени  коррупции подвержены служащие органов  исполнительной власти.

Коррупционеры, как показывают исследования в отличаются большими, чем среднестатистический преступник, средним возрастом - 37 лет, а также уровнями феминизации (27% коррупционеров - женщины) и образования (52% лиц с высшим и неоконченным высшим образованием).

Опросы осужденных за коррупционные преступления показывают, что более 70% из них были осведомлены об уголовной противоправности своего деяния; около 90% рассчитывали избежать наказания.

 

Причины и условия  коррупционной преступности

Экономические факторы коррупционной преступности. К числу основных экономических факторов рассматриваемого явления в России следует отнести:

а) экономическую  нестабильность, проявляющуюся, прежде всего в бессистемных изменениях инфляции и, следовательно, в сверхвысоких темпах обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих, что провоцирует поиск последними любых источников доходов.

б) появление  достаточно представительного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы и, следовательно, свободные деньги, которые могут широко использоваться для подкупа;

в) завышенные темпы приватизации государственной  собственности;

г) отсутствие эффективной рыночной конкуренции, позволяющее получать необоснованные сверхдоходы;

д) традиция уравнительного подхода к оплате труда государственных  и муниципальных служащих, провоцирующая создание незаконных, но более эффективных механизмов компенсации дополнительных затрат.

Политические  факторы коррупционной преступности:

а) отчуждение большей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое уже само по себе постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;

б) реальная возможность  представителей власти (прежде всего  на уровне высших ее органов) определять в своих интересах формы наказуемого коррумпированного поведения для государственных служащих или препятствовать установлению ответственности за коррупционное поведение;

в) отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности высших должностных лиц государства;

г) нестабильность существующих форм политического устройства общества на всех уровнях, провоцирующая  недобросовестное отношение государственных  и муниципальных служащих к своим  обязанностям;

д) расширяющееся  проникновение в государственные  органы власти представителей организованных преступных групп и преступных сообществ;

е) непомерно  высокая численность государственного аппарата, естественно, ухудшающая условия  оплаты труда государственных служащих и качество контроля за их работой;

ж) ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;

з) отсутствие эффективного политического механизма, обеспечивающего  быстрое лишение полномочий государственных  и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения действиями, которые традиционно воспринимаются как коррупция (присвоение дорогих подарков, систематическое присутствие на бизнесбанкетах и т.п.).

Существование специфических правовых причин и  условий коррупционной преступности (как обособленной части соответствующего политического комплекса) в значительной степени обусловлено самой природой юридической нормы как общего для всех правила поведения, которая изначально предполагает необходимость предоставления правоприменителю (обычно это государственный или муниципальный служащий) некоторой свободы усмотрения. Чем больше этой свободы, тем шире объективные основания для коррупционных правонарушений. В этой связи, в частности, можно утверждать, что особенности действующего законодательства России, объективно способствуют распространению коррупции в системе уголовной юстиции. За право виновного на всесторонний учет свойств его личности при определении меры ответственности за преступление общество платит предоставлением правоприменителю (следователю, прокурору, судье) большей свободы в применении закона.

К числу таких  причин и условий коррупционной  преступности следует отнести:

- отсутствие  законодательного определения коррупционного преступления;

- сохраняющееся  господство ведомственного нормативного  саморегулирования по отношению  к законодательному, препятствующее  эффективному контролю за предпосылками  коррупции на уровне ведомств;

- почти полное  отсутствие административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения;

- существование  многочисленных пробелов в законодательстве, регламентирующем налогообложение  государственных служащих;

- объективное  бессилие законов вообще в  условиях общего кризиса.

Около 70% принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения составляют деньги; 22% - иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических  поездок, выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); около 8% - нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и т.п.).

 

Психологические причины  и условия коррупционной преступности включают:

- многовековые  традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России (см., напр.: Колодкин Л.М. Ответственность чиновников полиции но законодательству царской России // Правовые и организационные' проблемы борьбы с коррупцией. М. 1993. С. 13.);

- традиционно  низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп;

- относительно  низкий уровень правовых знаний  взрослого населения, ставящий  его в условие повышенной зависимости  от государственных служащих;

- психологическая  готовность значительной части  населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и незаконных интересов;

- крайне низкий, субъективно воспринимаемый риск  быть привлеченным к ответственности  за совершение коррумпированного  деяния;

- феномен  обоюдной вины подкупаемого и  подкупающего.

И, наконец, причины  и условия коррупции организационного характера:

- структурная  неадекватность правоохранительной  системы целям борьбы с коррупцией;

- незначительная  практика применения правовых  норм, предназначенных для борьбы  с коррупцией;

- отсутствие сколько-нибудь эффективной административной и уголовной статистики коррупционных преступлений;

- отсутствие  федерального и регионального  регистров (учреждений, осуществляющих  регистрацию и учет) лиц, которым  запрещено занимать должности  на государственной и муниципальной службе;

- отсутствие  специализированного внебюджетного  фонда по финансированию специальных  мер по борьбе с коррупционной  преступностью;

- низкая учебно-методическая  обеспеченность подготовки специалистов  в сфере борьбы с коррупционной преступностью;

- малоэффективный  механизм взаимодействия правоохранительных  органов по вопросам борьбы  с коррупционной преступностью  (прежде всего на местном и  региональном уровне).

Таким образом, коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.


Информация о работе Криминологическая характеристика личности