Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:08, курсовая работа
В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Комментарий к статье 3
1. Под принципами оперативно - розыскной
деятельности понимаются основополагающие
начала, руководящие идеи, отражающие
убеждения и взгляды общества в лице его
законодательных и правоохранительных
органов на сущность, цели и задачи специфической
государственно - правовой формы борьбы
с преступностью.
Принципы ОРД сформировались в процессе
практической деятельности оперативных
аппаратов органов внутренних дел, были
обобщены и сформулированы теорией ОРД
и получили нормативное закрепление в
действующем законодательстве и ведомственном
правовом регулировании. Принятие Федерального
закона "Об оперативно - розыскной деятельности"
придало принципам ОРД статус законодательных
норм с соответствующим механизмом их
реализации.
2. В комментируемой статье закреплены
четыре основных принципа оперативно
- розыскной деятельности. Первым двум
из них законодатель дал определение конституционных,
т.е. основанных на конституционных нормах,
развивающих и конкретизирующих их.
Принципы законности, уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина традиционно
относятся к общеправовым принципам. Их
закрепление в комментируемой статье
обусловлено: а) специфичностью правовых
основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся
только ведомственными нормативными актами;
б) тем, что сущность ОРД предполагает
возможность некоторых ограничений конституционных
прав и свобод граждан, попавших в ее сферу.
Принципы конспирации и сочетания гласных
и негласных методов и средств неизвестны
другим отраслям права, поэтому их традиционно
относят к специальным (отраслевым) принципам.
3. Принцип законности заключается прежде
всего в безусловном и точном соблюдении
норм Конституции РФ, исполнении законов
и иных нормативных актов, регламентирующих
ОРД, всеми должностными лицами органов,
ее осуществляющих.
С момента принятия в 1992 г. Закона Российской
Федерации "Об оперативно - розыскной
деятельности в Российской Федерации"
оперативно - розыскная деятельность всех
правоохранительных служб России может
осуществляться только на основании закона.
Комментируемый Закон сформулировал основные
правовые нормы, регулирующие отношения
в сфере ОРД, которые конкретизируются
и развиваются в ведомственных нормативных
актах (наставлениях, инструкциях, приказах).
Принцип законности, провозглашенный
в комментируемой статье, получил закрепление
и в ряде других статей. В частности, ст.
5 запрещает осуществлять ОРД для решения
задач, не предусмотренных законом; ст.
6 предусматривает возможность изменения
или дополнения приведенного перечня
оперативно - розыскных мероприятий только
в законодательном порядке; ст. 8 определяет
условия проведения ОРМ, ограничивающих
конституционные права граждан, и т.д.
4. Принцип уважения и соблюдения прав
и свобод человека и гражданина является
важнейшим общеправовым принципом, закрепленным
в ст. 2 Конституции РФ.
Уважение прав и свобод означает их признание
законодателем в качестве приоритетных
по отношению к другим социальным ценностям.
Конечная цель ОРД согласно ст. 1 комментируемого
Закона - защита жизни, здоровья, прав и
свобод человека и гражданина. При этом
должны признаваться и неотъемлемые права
лиц, преступивших закон и ставших в связи
с этим объектом ОРД. Соблюдение прав и
свобод означает, с одной стороны, установление
четкой законодательной процедуры проведения
ОРМ, ограничивающих конституционные
права граждан (ст. 8 и 9), а с другой - регламентацию
порядка восстановления нарушенных прав
(ст. 5). Таким образом, указанный принцип
материализуется в ряде статей комментируемого
Закона.
Принцип уважения и соблюдения прав и
свобод в процессе осуществления ОРД в
первую очередь распространяется на законопослушных
граждан, которые могут оказаться в числе
близких (родственных) связей лиц, ставших
объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо
никакое ограничение их конституционных
прав и свобод. В то же время Конституционный
Суд в п. 7 своего определения от 14 июля
1998 г. указывает на допустимость распространения
оперативно - розыскных мероприятий на
вступающих в контакты с лицом, в отношении
которого осуществляются эти мероприятия,
поскольку задача ОРМ заключается в установлении
связей проверяемого лица.
Особо важное значение имеет защита прав
и свобод граждан, оказывающих содействие
правоохранительным органам государства,
в том числе на конфиденциальной основе.
Статьи 16, 17 и 18 комментируемого Закона
наделяют их дополнительными правами:
правом на вынужденное причинение вреда
правоохраняемым интересам при правомерном
осуществлении своего общественного долга
(ч. 4 ст. 16); правом на сохранение конфиденциальности
(ч. 1 ст. 17); на правовую (ч. 2 ст. 18) и физическую
(ч. 3 ст. 18) защиту в случае возникновения
реальной угрозы жизни, здоровью или их
собственности; правом на освобождение
от уголовной ответственности (ч. 4 ст.
18) и рядом других специальных прав (см.
комментарий к ст. 18).
Принцип уважения и соблюдения прав и
свобод, как уже было отмечено, распространяется
и на лиц, замышляющих, подготавливающих
и совершающих преступления и ставших
в связи с этим объектами ОРД. На основании
ч. 3 ст. 55 Конституции комментируемый Закон
допускает возможность ограничения некоторых
конституционных прав таких лиц: на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность
жилища (ч. 1 ст. 6). Эти ограничения могут
применяться только на основании судебного
решения при соблюдении условий, перечисленных
в ст. 8 и 9 комментируемого Закона (см. комментарий
к ст. 8).
Вместе с тем следует иметь в виду, что
ряд прав и свобод гражданина и человека
на основании Конституции РФ носят неотъемлемый
характер, т.е. не могут ограничиваться
ни при каких условиях. К ним, в частности,
относится право на достоинство личности
(ст. 21 Конституции), на возмещение вреда,
причиненного незаконными действиями
должностных лиц органов государственной
власти (ст. 53 Конституции), право частной
собственности (ст. 35 Конституции) и некоторые
другие.
Принцип уважения и соблюдения прав и
свобод человека и гражданина более детальное
закрепление получил в ст. 5 комментируемого
Закона. В ней предусмотрена обязанность
должностных лиц органов, осуществляющих
ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека
и гражданина при проведении ОРМ; заложен
механизм реализации конституционной
нормы о праве граждан на ознакомление
с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими их права и свободы; регламентируется
порядок защиты нарушенных прав граждан;
устанавливаются запреты в поведении
должностных лиц органов, осуществляющих
ОРД (см. комментарий к ст. 5).
5. Принцип конспирации отражает специфический
разведывательный характер оперативно
- розыскной деятельности, поэтому в теории
ОРД он традиционно относится к группе
специальных. Конспирация - основной специальный
принцип ОРД, отличающий ее от других государственно
- правовых форм борьбы с преступностью.
Названный принцип означает необходимость
и легитимность использования в процессе
ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять
в тайне от преступников действия правоохранительных
органов по их разоблачению. При этом ОРД
осуществляется в тайне не только от лиц,
причастных к совершению преступлений,
но и от окружающих граждан.
Необходимость сохранения в тайне действий
правоохранительных органов обусловливается
рядом обстоятельств. Во-первых, потребностью
принятия адекватных мер борьбы с преступлениями,
которые готовятся и совершаются в условиях
неочевидности с целью избежать уголовной
ответственности. Тайным способам совершения
преступлений государство противопоставляет
тайные способы их раскрытия. Во-вторых,
конспиративность позволяет избежать
необоснованной или преждевременной компрометации
лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной
или противоречивой информации. В-третьих,
сохранение тайны является в ряде случаев
непременным условием оказания гражданами
помощи в раскрытии преступлений, гарантией
соблюдения их конституционных прав и
свобод, а также специальных прав, определенных
в ст. 17 и 18 комментируемого Закона.
В определении Конституционного Суда
от 14 июля 1998 г. (п. 2) было отмечено, что
оперативно - розыскная деятельность объективно
невозможна без значительной степени
секретности. В связи с этим осуществление
негласных оперативно - розыскных мероприятий
с соблюдением требований конспирации
и засекречивание сведений в области оперативно
- розыскной деятельности сами по себе
не нарушают прав человека и гражданина.
Принцип конспирации означает установление
особого порядка получения, оформления,
хранения и использования оперативно
- розыскной информации, а также обязательных
правил обращения с оперативно - служебными
документами.
Порядок и правила конспирации закреплены
в ряде статей комментируемого Закона.
К их числу следует отнести, например:
ограничение пределов предоставления
собранных сведений по требованию реабилитированного
лица на основании ч. 4 ст. 5 комментируемого
Закона; ограничение судей в праве получения
сведений о лицах, оказывающих содействие
правоохранительным органам на конфиденциальной
основе (ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9); использование
помощи должностных лиц и отдельных граждан
на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 6, ч.
1 ст. 17, п. 2 ст. 15); требование создания условий
по защите сведений, содержащихся в представляемых
судье оперативно - служебных документах
(ч. 7 ст. 9); определение перечня сведений
об оперативно - служебной деятельности,
составляющих государственную тайну (ч.
1 ст. 12); вменение в обязанность органов,
осуществляющих ОРД, соблюдать правила
конспирации при проведении ОРМ (п. 5 ст.
14); использование документов, зашифровывающих
личность и ведомственную принадлежность
предприятий, помещений и транспортных
средств (п. 4 ст. 15); возможность создания
легендированных предприятий и организаций
(п. 5 ст. 15).
Принцип конспирации ОРД проявляется,
в частности, в том, что в соответствии
с ч. 1 ст. 12 к сведениям, составляющим государственную
тайну, отнесен довольно обширный перечень
информации, включающий в себя данные
об организации и тактике проведения ОРМ
(см. комментарий к ст. 12). Организация и
тактика ОРД регламентированы ведомственными
нормативными актами, с которыми могут
знакомиться лишь должностные лица, имеющие
допуск к сведениям, составляющим государственную
тайну. В этих нормативных актах принцип
конспирации получил наибольшую конкретизацию.
6. Принцип сочетания гласных и негласных
методов и средств отражает сущность ОРД
и поэтому включен в определение оперативно
- розыскной деятельности, сформулированное
в ст. 1 комментируемого Закона.
Данный принцип означает тесную взаимосвязь
оперативно - розыскной и процессуальной
деятельности по выявлению и раскрытию
преступлений. Результаты ОРД могут использоваться
в качестве поводов и оснований для возбуждения
уголовных дел, а также в процессе доказывания
(см. комментарий к ст. 11). Чтобы обеспечить
использование результатов ОРД в уголовном
процессе, необходимо сведения, полученные
негласным путем, проверять с помощью
гласных приемов и подкреплять официальными
материалами, которые могут выступать
в качестве источников доказательств.
Сочетание гласных и негласных методов
позволяет проверять достоверность полученной
оперативно - розыскной информации, избегать
ошибок в принятии оперативно - розыскных
и процессуальных решений. Оно обеспечивает
также необходимую конспирацию и зашифровку
конфиденциальных источников информации,
гарантируя таким образом конституционное
право граждан на личную тайну.
Принцип сочетания гласных и негласных
методов и средств нашел отражение в п.
1 ст. 15 комментируемого Закона, закрепившем
право оперативных аппаратов проводить
оперативно - розыскные мероприятия как
гласно, так и негласно (см. п. 2 комментария
к ст. 15).
7. Кроме перечисленных в комментируемой
статье существует ряд принципов, базирующихся
на Конституции РФ и являющихся основополагающими
началами оперативно - розыскной деятельности.
Принцип равенства граждан перед законом,
закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции, нашел
отражение в ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона,
где говорится о том, что гражданство,
национальность, имущественное, должностное,
социальное положение и другие особенности
статуса отдельных лиц не являются препятствием
для проведения в отношении их оперативно
- розыскных мероприятий (см. комментарий
к ст. 8).
Принцип подконтрольности оперативно
- розыскной деятельности заключается
в установлении законодательной системы
судебного, парламентского, прокурорского
и ведомственного контроля. Судебный контроль
включает в себя, во-первых, выдачу разрешений
на проведение оперативно - розыскных
мероприятий, ограничивающих права граждан
на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений
и на неприкосновенность жилища (см. комментарий
к ст. 9), а во-вторых, рассмотрение жалоб
граждан о нарушении их прав должностными
лицами органов, осуществляющих ОРД (см.
комментарий к ст. 5). Парламентский контроль
за ОРД предусмотрен ст. 20 комментируемого
Закона и осуществляется постоянными
комитетами и комиссиями в составе палат
Федерального Собрания (см. комментарий
к ст. 20). Прокурорский надзор за ОРД (см.
комментарий к ст. 21) осуществляется на
основании Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" от 17 января 1992
г. N 2202-1 (в ред. Федерального закона от
17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) и в соответствии
со ст. 21 комментируемого Закона (в ред.
Федерального закона от 5 января 1999 г. N
6-ФЗ). Ведомственный контроль осуществляется
на основании ст. 22 (см. комментарий к ст.
22).
Принцип адекватности (соразмерности)
использования оперативно - розыскных
мер решаемым задачам борьбы с преступностью
означает, что оперативно - розыскные мероприятия
могут проводиться только тогда, когда
иным путем достичь поставленной цели
невозможно. Данный принцип имеет весьма
важное значение, поскольку ОРД по своему
содержанию в определенной степени ограничивает
конституционные права граждан на неприкосновенность
частной жизни. Часть третья ст. 55 Конституции
гласит, что "права и свободы человека
и гражданина могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны и безопасности государства".
Оперативно - розыскные мероприятия, ограничивающие
ряд конституционных прав граждан, могут
проводиться только в целях защиты от
наиболее опасных преступных проявлений,
по которым обязательно производство
предварительного расследования.
Принцип наступательности оперативно
- розыскной деятельности состоит в направленности
оперативно - розыскных мероприятий на
поиск сведений о признаках преступной
деятельности и выявление не известных
ранее лиц, намеревающихся совершить преступление.
В соответствии с этим принципом оперативно
- розыскные меры должны, как правило, носить
упреждающий, превентивный характер, быть
направленными на предупреждение и пресечение
преступлений (см. комментарий к ст. 2).
Принцип разделения полномочий имеет
важное значение в организации оперативно
- розыскной деятельности. В соответствии
с этим принципом органы, осуществляющие
ОРД, решают определенные законом задачи
исключительно в пределах своих полномочий,
установленных соответствующими законодательными
актами Российской Федерации (см. комментарий
к ст. 13).
Информация о работе Принципы оперативно - розыскной деятельности