Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:38, контрольная работа
Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софийский собор, посвящённый Божественной Премудрости, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране. Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину и в длину тремя столбами и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах. Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась.
1. Архитектура Киевской Руси…………………………………………………...3
2. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества…………………………..6
3. Архитектура Новгорода и Пскова………………………………………….....8
Литература……………………………………………………………………….14
м. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
на тему: Архитектура Древней Руси
Выполнил
студент:
гр_________
Биланина С.Р.
Проверил
Преподаватель:
Колодий Н.А.
_____________
г. Междуреченск, 2007
1. Архитектура Киевской Руси…………………………………………………...3
2. Архитектура Владимиро-
3. Архитектура Новгорода и Пскова………………………………………….....8
Литература……………………………………………………
1. АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.
Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами и заканчивающийся на востоке. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.
После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить Ярослав Мудрый, расширивший территорию города в несколько раз.
Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софийский собор, посвящённый Божественной Премудрости, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране. Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину и в длину тремя столбами и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах.
Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась.
2. АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА
При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье.
При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так называемый суздальский стиль - белокаменное зодчество. Первой церковью сложенной из белого камня стала церковь Бориса и Глеба. Это был храм-крепость.
Андрей Боголюбский делал
всё, чтобы город Владимир (названный
так в честь Владимира
Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню. Наличие каменного декора представляет собой отголосок романского стиля. Андрей Боголюбский построил придворно-княжеский храм недалеко от своих палат в память о любимом сыне погибшем в победоносном походе. Церковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник русского зодчества.
В 1185 - 1189 гг. во Владимире был возведён земельный собор во славу Богоматери - Успенский. В собор поместили величайшую русскую святыню - икону Богоматери. Собор был воздвигнут в центре Владимира, на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Как всякий собор, относящийся к земельному жанру культовой архитектуры.
Дмитриевский собор - это сравнительно небольшой одноглавый храм. Но несмотря на размеры он выглядит величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В плане он представляет собой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона. Но снаружи Дмитриевский собор являет собой нечто столь самостоятельное, что не может быть включён в число построек византийского типа. В барельефах Дмитриевского собора мы видим элементы византийского, романского, даже готического стилей и, конечно, русского. Наличие богатого каменного декора храма свидетельствуют о том, что его украшали мастера с романского Запада. Южный фасад украшает плоская резьба, напоминающая резьбу по дереву, несомненно русских мастеров. Можно предположить, что строителем собора был зодчий, хорошо знакомый с венецианским собором св. Марка, поскольку мотивы декора двух этих соборов абсолютно тождественны: невиданные львы, птицы и олени, цветы, листья, фантастические всадники, грифоны, кентавры и даже сцена восхождения Александра Македонского на небо заполняют плоскости стен.
3. АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА
Монголо-татарское
нашествие жестоко поразило
Древнюю Русь. Естественно, что
в большинстве городов
Первым каменным храмом после нашествия татар, построенным в 1292 г., была монастырская церковь Николая Чудотворца. Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более торжественный. Новгородские храмы строили целиком из кирпича или из разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.
Украшали храмы очень скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над окнами и типично псковско-новгородским узором на барабане.
Все псковские церкви невелики по размерам, приземистые, обширные в нижней части, и выглядят они чрезвычайно устойчиво. Все они одноглавые.
Церковные паперти были весьма массивными сооружениями, основу которых составляли мощные каменные столбы. На них укладывали один конец арки, а другим она упиралась в стену.
Характерный признак псковского церковного зодчества - асимметрия. Построенные вновь храмы непременно украшали. И если в Киевской Руси и крупных княжествах первоначального периода феодальной раздробленности храмы украшали в основном мозаичными композициями и фресками, то позднее главенствующая роль отводится иконе.
1. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М., 1996.
2. Емохонова Л. Г.
Мировая художественная
3. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.