Биография ДЕЛАКРУА
Фердинан Виктор Эжен (1798-1863)
Родился в состоятельной
семье, получил классическое образование
в Императорском лицее. Предполагают,
что он был побочным сыном всесильного
Талейрана, который неизменно покровительствовал
художнику. Оставшись в шестнадцать лет
сиротой, поступает в мастерскую П. Н. Герена,
в 1817 — в Школу изящных искусств. Копирует
в Лувре работы старых мастеров, отдавая
предпочтение Рубенсу, Веласкесу, Микеланджело.
Из современников высоко ценит Констебла,
А. Гро, но особенно Т. Жерико, другом и
продолжателем романтических начинаний
которого он становится.Если ранние произведения
на религиозные темы («Богоматерь Святого
сердца», 1821, Собор в Аяччо) носят подражательный
характер, то после «Барки Данте» (Лувр,
Париж) стало очевидно, что во Франции
появился новый могучий и смелый талант.
Выставленная в Салоне 1822 среди произведений
скудеющего классицизма картина произвела
впечатление «метеорита, упавшего в застойное
болото», захватывая страстной патетикой
образов. Борьбе греков за национальную
независимость посвящены картины «Резня
на острове Хиос» и «Греция на развалинах
Миссолунги» (1826, Музей в Бордо).Обращение
к современности — важная особенность
романтизма, его раннего героического
периода. Более свободной становится композиция,
ритм — более стремительным. Цвет начинает
играть в произведениях Делакруа доминирующую
роль. Его «Резня на острове Хиос» вызвала
резкую критику приверженцев классицизма,
но молодые приняли ее с восторгом, видя
в Делакруа открывателя новых путей в
искусстве.Вершиной героического периода
романтизма в живописи стала «Свобода,
ведущая народ» (1830-1831, Париж, Лувр), написанная
под впечатлением восстания в Париже в
июле 1830. Хотя в картине немного персонажей,
создается впечатление, что баррикаду
защищает весь Париж. На башне Собора Парижской
Богоматери реет трехцветное знамя, такое
же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей
Свободу. Делакруа чувствует себя плотью
от плоти свободной Франции, недаром он
поместил себя среди защитников баррикады.
Его влекут яркие характеры, драматические
судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами,
стихиями. Он пишет также картины на мифологические,
религиозные, исторические темы («Битва
при Пуатье», 1830, Лувр, Париж; «Битва при
Нанси», 1831, музей, Нанси; «Взятие крестоносцами
Константинополя», 1841, Лувр, Париж), литературные
сюжеты, преимущественно из Данте, Шекспира,
Вальтера Скотта, Байрона, Гете, создавая
не бытовые сценки, а грандиозные эпопеи.Во
время поездки в Англию (1825) он внимательно
изучает полотна Констебла, знакомится
с акварелями Бонингтона. В театре его
потряс Шекспир, и в течение всей жизни
он обращается к произведениям великого
драматурга: «Гамлет» (1839, Лувр, Париж);
«Смерть Офелии» (1844, там же); «Дездемона,
проклинаемая отцом» (1852, Музей в Реймсе).
Поэмой Байрона вдохновлена «Смерть Сарданапала»
(1827, Лувр, Париж).Жажда вырваться из рамок
обыденности влекла романтиков в экзотические
страны. В 1832 в составе французского посольства
Делакруа едет в Марокко. Результатом
были сотни зарисовок, десятки картин,
запечатлевших страну, ее жителей, костюмы,
обычаи, в том числе «Свадьба в Марокко»
(1839-41, Лувр, Париж); «Султан Марокко» (1845,
Музей в Тулузе); «Львиная охота» (1854, Эрмитаж,
Санкт-Петербург) и знаменитые «Алжирские
женщины» (1833-34, Лувр, Париж). Написанная
широкими рельефными мазками, картина
представляет собой подлинное пиршество
цвета. Интерес к индивидуальности способствовал
развитию портрета, причем Делакруа особенно
привлекали люди творческие (портреты
Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза).Делакруа
— один из последних великих мастеров
настенной живописи. Он исполнил три монументальных
ансамбля: центральный плафон в галерее
Аполлона в Лувре (1850); зал Мира в Парижской
ратуше (уничтожен пожаром в 1871); две грандиозные
композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) —
«Изгнание Илиодора из храма» и «Битва
Иакова с ангелом». Делакруа много работал
в графике; серия его литографий к «Фаусту»
была одобрена самим Гете. О литературном
даре свидетельствует эпистолярное наследие
Делакруа, а также интереснейший дневник,
который он вел с 1822, — подлинная летопись
культурной жизни эпохи. Делакруа оказал
большое влияние на молодое поколение,
в том числе на будущих импрессионистов,
однако в официальных художественных
кругах к нему относились с подозрением
и лишь в 1857 его выбрали в члены Института
(Академии), после семи провалов. По многогранности
таланта, по неистовой жажде воплощения
он сопоставим с мастерами Ренессанса.