Благотворительность в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Еще вчера многие из нас не знали, кто такие меценаты, а сегодня газеты, радио, телевидение открывают нам новые и новые, несправедливо забытые имена меценатов-благотворителей из предпринимательского слоя дореволюционной России. Сколько добрых дел совершили сибирские благотворители! Школы и музеи, организация экспедиций и издание научных трудов, театры и храмы, больницы и приюты... Это было особое движение — движение нравственное, духовное.

Содержание

Введение
3
I. Общественная деятельность сибирского купечества.
6
II. Проблема мотивация
благотворительной деятельности купечества.
12
1. благотворительность как способ повышения
сословного статуса.
16
2. укрепление позиций купечества в местной жизни
17
3. Благотворительность как способ «увековечивания памяти».
19
4. Нравственные убеждения как основа благотворительности.
21
Заключение
26
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

благотворительность сибири.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

         Особенности благотворительности  сибирских купцов-предпринимателей во второй половине XIX – в начале XX вв. (на примере Енисейской губернии).

 

         

         Содержание 

Введение          3
I. Общественная деятельность сибирского купечества.          6
II. Проблема мотивация

благотворительной деятельности купечества.

         12
1. благотворительность как способ повышения

сословного статуса.

         16
2. укрепление  позиций купечества в местной  жизни          17
3. Благотворительность  как способ «увековечивания памяти».          19
4. Нравственные  убеждения как основа благотворительности.          21
Заключение          26
Список  литературы          28

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

         Еще вчера многие из нас не знали, кто такие меценаты, а сегодня газеты, радио, телевидение открывают нам новые и новые, несправедливо забытые имена меценатов-благотворителей из предпринимательского слоя дореволюционной России. Сколько добрых дел совершили сибирские благотворители! Школы и музеи, организация экспедиций и издание научных трудов, театры и храмы, больницы и приюты... Это было особое движение — движение нравственное, духовное. Помощь нищему, больному, убогому, несчастному, помощь культуре, науке, искусству — это движение души, потребность христианина.

         Сегодня благотворительность  возрождается, что находит выражение в поддержке юных дарований, народной художественной культуры, народных промыслов, в организации выставок художников, предоставлении помощи больным детям, пенсионерам и т.п.

         Конституция Российской Федерации поощряет благотворительность и она сегодня возрождается в нашей стране.

         В связи с этим особый интерес представляет богатейший опыт меценатства и благотворительности, которым располагает дореволюционная Россия.

         В России было немало выдающихся меценатов-благотворителей, чье подвижничество, бескорыстие  и милосердие могут служить и  сегодня замечательным вдохновляющим примером в этом благородном деле.

         В данной работе рассматриваются  особенности благотворительности сибирских купцов во второй половине XIX – начале XX вв. Этот период характеризуется взлетом меценатства и благотворительности в России. Территориальные рамки – Енисейская губерния (современный Красноярский край). Являясь крупнейшим регионом Сибири, Енисейская губерния несет в себе особенности и Сибири в целом. Также нужно отметить почти полное отсутствие исследовательской литературы по рассматриваемой теме как на сибирском уровне, так и на региональном.

         В области культуры объектами внимания сибирских меценатов-благотворителей были учебные заведения и учащиеся, библиотеки, театры, музеи, научные экспедиции, издание научных трудов, помощь ученым. В области духовности — это церковные храмы, монастыри, духовные учебные заведения и издания. В области охраны здоровья и милосердия — больницы, богадельни, приюты и другие благотворительные общества и учреждения.

         Принципиальной разницы  в понятиях «меценат» и «благотворитель», «меценатство» и «благотворительность» нет. Термин «меценатство» употребляется применительно к пожертвованиям на науку и искусство, то есть на учебные заведения, библиотеки, театры, музеи, организацию экспедиций и издание научных трудов, поддержку писателей, ученых, художников, композиторов. А термин «благотворительность» употребляется применительно к пожертвованиям на богадельни, приюты и т.п. заведения, то есть на помощь престарелым, немощным, убогим, детям-сиротам.

         Благотворительность — творение блага, добра. Это пласт духовно-нравственной культуры русского парода, характерная черта его менталитета. Меценатство и благотворительность — это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и человеколюбия.

         С давних пор, с принятием  христианства на Руси, проявлялось милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. Древнерусские князья, по свидетельству летописцев, отличались «нищелюбием». Самой стародавней и распространенной формой благотворительности русского православного человека является подача милостыни первому встречному с протянутой рукой.

         Большой путь прошла российская благотворительность. Появлялись различные благотворительные общества и учреждения. На 1 января 1899 года в Российской империи было 14 854 благотворительных учреждений, из них 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений. Наибольшее количество благотворительных учреждений имело министерство финансов и министерство юстиции.

         С 1895-го до января. 1903 года центральным управлением приютов издавался в Петербурге журнал «Вестник Благотворительности». В 1901 году вышел сборник «Благотворительные учреждения Российской империи» в трех томах, а в 1912 году — книга «Благотворительные учреждения России».

         В Сибири особенно широкое  распространение благотворительность получила во второй половине XIX века. Это связано с появлением здесь большого количества крупных золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков, владельцев торговых домов и других предприятий, приносивших большие доходы.

         Как щедрые меценаты-благотворители проявили себя купцы-предприниматели Базановы, Белоголовые, Громовы, Медведниковы, Сибиряковы, Сукачевы, Трапезниковы (Иркутская губерния), Баландины, Гадалопм, Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Переплетчиков, Щеголевы и другие (Енисейская губерния).

         В сибирских городах  возникали благотворительные общества и учреждения. В Енисейской губернии в 1913 году их было уже 27, а в 1915 году — 34. 
 

 

    1. Общественная  деятельность сибирского купечества.
 

         Роль купечества в жизни российского общества - вопрос, вызывающий диаметрально противоположные точки зрения. Современники не питали иллюзий в отношении мотивов общественной деятельности купечества связывая ее с корыстными интересами. Советская историография придерживалась подобной точки зрения. Зеркальным отражением этой оценки стало распространенное в ряде работ, появившихся в постсоветское время, идеалистическое мнение о купечестве, которое якобы заботилось, прежде всего, об общественной пользе, что выражалось в беспорочной службе в органах общественного самоуправления, благотворительности, храмоустроительстве, установлении нормальных отношениях с рабочими.

         В большинстве современных  работ в данной области проявляется  взвешенный подход к проблеме взаимоотношений  купцов с обществом, и учитываются такие факторы, как менталитет, влияние государства, общее состояние сословия. Несмотря на определенные расхождения в оценках данного явления отечественная историография накопила значительный фактологический материал по проблеме.

         Однако необходимо теоретическое осмысление данного явления, его сравнительный анализ с сибирской и российской благотворительностью. Изучение деятельности гильдейского купечества Енисейской губернии в органах городского самоуправления, установление мотивов пребывания в них, выявление степени влияния гильдейства на общественное развитие региона является вопросом мало разработанным. Поэтому необходимо всестороннее переосмысление роли купечества Енисейской губернии в общественной жизни региона второй половины XIX - начала XX вв.

         Основой благотворительной  деятельности являлась традиция участия купечества в органах городского самоуправления имела достаточно глубокие исторические корни. В течение последней четверти XVIII - первой половины XIX вв. наряду с казенными учреждениями в российских, и сибирских в частности, городах функционировали и выборные органы городского самоуправления. В условиях Сибири, где дворян проживало немного, наиболее значимым социальным слоем, привлекавшимся к управлению городами, было гильдейское купечество. Сибирские чиновники подстраивались под «задающих тон» богачей. Предпринимательская деятельность купцов располагала к проявлению активности, а наличие значительных денежных средств способствовало укреплению их авторитета.

         Несмотря на то, что  система органов местного городского самоуправления, сложившаяся в конце XVIII - первой половине XIX вв. в Сибири, неоднократно изменялась («Учреждение о губерниях», 1775 г.; «Устав благочиния», 1782 г.; «Городовое положение», 1785 г.; реформа 1822 г.), сложившаяся модель действовала до 70-х гг. XIX в. Главным органом исполнительной власти был городской магистрат, законодательной - собрание городского общества и городская дума, судебной - словесный суд. Во все эти учреждения граждане обязаны были избирать из своего числа достойных представителей.

         Однако кроме постов в вышеперечисленных органах  городского самоуправления существовал еще целый ряд других выборных должностей.

         Сюда относились должности депутатов для составления  обывательских книг, депутатов квартирной комиссии, счетчиков, таможенных целовальников, винных и соляные приставов, смотрителей запрещенных товаров и другие. По данным Комиссии о коммерции, в начале 1760-х гг. в 202 городах по всей России 6612 чел. (3,51 %) из 188 602 записанных в купечество «мужчин находились в различных казенных службах [116].

         Проводимая правительством политика была направлена на привлечение в органы городского самоуправления «лучших», т. е. наиболее зажиточных людей. Неудивительно, что чаще всего влиятельные посты занимали представители купечества, которые располагали денежными средствами и авторитетом. Городские головы избирались исключительно из купцов, тогда как все остальные должности могли, по недостатку купечества, занимать и мещане. Исполнение общественных должностей в органах местного городского самоуправления вменялось в обязанность купцам, независимо от их национальной и религиозной принадлежности (правда, с 1870-х гг. евреям запретили участвовать в местном городском самоуправлении).

         С 1870-х гг. произошли  определенные изменения в системе местного городского самоуправления. Основная деятельность выборных лиц сосредоточилась в городских думах и управах, ведавших управлением промышленностью, торговлей, городским бюджетом, попечением о народном образовании и здравоохранении и благоустройстве города. Право выбора членов думы имели купцы, чиновники, духовенство, зажиточные мещане, но многие из них не голосовали. Так, при выборах в красноярскую думу в 1871 г. из 517 чел. имевших право голоса, голосовали лишь 136.

         Исследователи единодушно утверждают, что во второй половине ХГХ в. купечество в органах городского самоуправления составляло большинство. Енисейская губерния не была исключением. Проследив динамику изменения доли купеческого состава в органах городского самоуправления, мы констатировали явное сокращение доли купечества. В начале 60-х гг. XIX в. состав городской думы Красноярска был полностью купеческим и включал следующих членов: городской голова - купец П.И. Кузнецов, кандидат на этот пост - купец П. Ф. Дудкинский, гласные - купцы В. А. Яковлев, А. Г. Григорьев, И. П. Хохриков.

         После проведения в 1870 г. городской реформы за купечеством  сохранилось право и возможность активного участия в органах самоуправления. В городскую думу Красноярска в 1871 г. было избрано 36 гласных, из них 23 купца, т. е. 63,89 % состава было купеческим. Подобная ситуация наблюдалась и в других городах губернии. Например, в 1885 г. в Енисейскую городскую думу было избрано 23 человека купеческого звания [120], что составляло 54,8 % состава.

         Купеческое общество было «карманом» городской управы, в которую по общественным нуждам обращались главы самоуправления. Так, П. М. Прейн написал купеческому обществу Красноярска записку, где констатировал: «Нужды города возросли настолько, что город задолжал 33 тысячи рублей ... и купеческому обществу нечестно оставаться равнодушным к такому положению ... санитарное состояние Красноярска касается купцов, как жильцов города». Купцы хотя и не посмели отказать городскому голове, но выделили вместо 4 тыс. руб. всего 1200.

         Спорен вопрос о благотворительности корпоративного органа. По данным Министерства внутренних дел, на ниве благотворительности отличались только 4 купеческих общества империи Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы и Киева [127]. Красноярское Купеческое общество занималось финансированием города, различных общественных построек и малоимущих горожан. Так, в марте 1895 г. в Купеческое общество поступило заявление от красноярского мещанина А. И. Иванова об оказании помощи по бедности, в результате чего Иванову решили дать десять рублей единовременно и выдавать по три рубля в месяц.

Информация о работе Благотворительность в Сибири