Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:03, контрольная работа
Еще вчера многие из нас не знали, кто такие меценаты, а сегодня газеты, радио, телевидение открывают нам новые и новые, несправедливо забытые имена меценатов-благотворителей из предпринимательского слоя дореволюционной России. Сколько добрых дел совершили сибирские благотворители! Школы и музеи, организация экспедиций и издание научных трудов, театры и храмы, больницы и приюты... Это было особое движение — движение нравственное, духовное.
Введение
3
I. Общественная деятельность сибирского купечества.
6
II. Проблема мотивация
благотворительной деятельности купечества.
12
1. благотворительность как способ повышения
сословного статуса.
16
2. укрепление позиций купечества в местной жизни
17
3. Благотворительность как способ «увековечивания памяти».
19
4. Нравственные убеждения как основа благотворительности.
21
Заключение
26
Список литературы
Особенности благотворительности
сибирских купцов-
Содержание
Введение | 3 |
I. Общественная деятельность сибирского купечества. | 6 |
II.
Проблема мотивация
благотворительной деятельности купечества. |
12 |
1. благотворительность
как способ повышения
сословного статуса. |
16 |
2. укрепление позиций купечества в местной жизни | 17 |
3. Благотворительность
как способ «увековечивания |
19 |
4. Нравственные убеждения как основа благотворительности. | 21 |
Заключение | 26 |
Список литературы | 28 |
Введение
Еще вчера многие из нас не знали, кто такие меценаты, а сегодня газеты, радио, телевидение открывают нам новые и новые, несправедливо забытые имена меценатов-благотворителей из предпринимательского слоя дореволюционной России. Сколько добрых дел совершили сибирские благотворители! Школы и музеи, организация экспедиций и издание научных трудов, театры и храмы, больницы и приюты... Это было особое движение — движение нравственное, духовное. Помощь нищему, больному, убогому, несчастному, помощь культуре, науке, искусству — это движение души, потребность христианина.
Сегодня благотворительность возрождается, что находит выражение в поддержке юных дарований, народной художественной культуры, народных промыслов, в организации выставок художников, предоставлении помощи больным детям, пенсионерам и т.п.
Конституция Российской Федерации поощряет благотворительность и она сегодня возрождается в нашей стране.
В связи с этим особый интерес представляет богатейший опыт меценатства и благотворительности, которым располагает дореволюционная Россия.
В России было немало выдающихся меценатов-благотворителей, чье подвижничество, бескорыстие и милосердие могут служить и сегодня замечательным вдохновляющим примером в этом благородном деле.
В данной работе рассматриваются
особенности
В области культуры
объектами внимания сибирских меценатов-
Принципиальной
Благотворительность — творение блага, добра. Это пласт духовно-нравственной культуры русского парода, характерная черта его менталитета. Меценатство и благотворительность — это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и человеколюбия.
С давних пор, с принятием христианства на Руси, проявлялось милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. Древнерусские князья, по свидетельству летописцев, отличались «нищелюбием». Самой стародавней и распространенной формой благотворительности русского православного человека является подача милостыни первому встречному с протянутой рукой.
Большой путь прошла российская благотворительность. Появлялись различные благотворительные общества и учреждения. На 1 января 1899 года в Российской империи было 14 854 благотворительных учреждений, из них 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений. Наибольшее количество благотворительных учреждений имело министерство финансов и министерство юстиции.
С 1895-го до января. 1903
года центральным управлением
В Сибири особенно широкое
распространение
Как щедрые меценаты-благотворители проявили себя купцы-предприниматели Базановы, Белоголовые, Громовы, Медведниковы, Сибиряковы, Сукачевы, Трапезниковы (Иркутская губерния), Баландины, Гадалопм, Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Переплетчиков, Щеголевы и другие (Енисейская губерния).
В сибирских городах
возникали благотворительные
Роль купечества в жизни российского общества - вопрос, вызывающий диаметрально противоположные точки зрения. Современники не питали иллюзий в отношении мотивов общественной деятельности купечества связывая ее с корыстными интересами. Советская историография придерживалась подобной точки зрения. Зеркальным отражением этой оценки стало распространенное в ряде работ, появившихся в постсоветское время, идеалистическое мнение о купечестве, которое якобы заботилось, прежде всего, об общественной пользе, что выражалось в беспорочной службе в органах общественного самоуправления, благотворительности, храмоустроительстве, установлении нормальных отношениях с рабочими.
В большинстве современных работ в данной области проявляется взвешенный подход к проблеме взаимоотношений купцов с обществом, и учитываются такие факторы, как менталитет, влияние государства, общее состояние сословия. Несмотря на определенные расхождения в оценках данного явления отечественная историография накопила значительный фактологический материал по проблеме.
Однако необходимо теоретическое осмысление данного явления, его сравнительный анализ с сибирской и российской благотворительностью. Изучение деятельности гильдейского купечества Енисейской губернии в органах городского самоуправления, установление мотивов пребывания в них, выявление степени влияния гильдейства на общественное развитие региона является вопросом мало разработанным. Поэтому необходимо всестороннее переосмысление роли купечества Енисейской губернии в общественной жизни региона второй половины XIX - начала XX вв.
Основой благотворительной деятельности являлась традиция участия купечества в органах городского самоуправления имела достаточно глубокие исторические корни. В течение последней четверти XVIII - первой половины XIX вв. наряду с казенными учреждениями в российских, и сибирских в частности, городах функционировали и выборные органы городского самоуправления. В условиях Сибири, где дворян проживало немного, наиболее значимым социальным слоем, привлекавшимся к управлению городами, было гильдейское купечество. Сибирские чиновники подстраивались под «задающих тон» богачей. Предпринимательская деятельность купцов располагала к проявлению активности, а наличие значительных денежных средств способствовало укреплению их авторитета.
Несмотря на то, что система органов местного городского самоуправления, сложившаяся в конце XVIII - первой половине XIX вв. в Сибири, неоднократно изменялась («Учреждение о губерниях», 1775 г.; «Устав благочиния», 1782 г.; «Городовое положение», 1785 г.; реформа 1822 г.), сложившаяся модель действовала до 70-х гг. XIX в. Главным органом исполнительной власти был городской магистрат, законодательной - собрание городского общества и городская дума, судебной - словесный суд. Во все эти учреждения граждане обязаны были избирать из своего числа достойных представителей.
Однако кроме постов в вышеперечисленных органах городского самоуправления существовал еще целый ряд других выборных должностей.
Сюда относились
должности депутатов для
Проводимая
С 1870-х гг. произошли определенные изменения в системе местного городского самоуправления. Основная деятельность выборных лиц сосредоточилась в городских думах и управах, ведавших управлением промышленностью, торговлей, городским бюджетом, попечением о народном образовании и здравоохранении и благоустройстве города. Право выбора членов думы имели купцы, чиновники, духовенство, зажиточные мещане, но многие из них не голосовали. Так, при выборах в красноярскую думу в 1871 г. из 517 чел. имевших право голоса, голосовали лишь 136.
Исследователи единодушно утверждают, что во второй половине ХГХ в. купечество в органах городского самоуправления составляло большинство. Енисейская губерния не была исключением. Проследив динамику изменения доли купеческого состава в органах городского самоуправления, мы констатировали явное сокращение доли купечества. В начале 60-х гг. XIX в. состав городской думы Красноярска был полностью купеческим и включал следующих членов: городской голова - купец П.И. Кузнецов, кандидат на этот пост - купец П. Ф. Дудкинский, гласные - купцы В. А. Яковлев, А. Г. Григорьев, И. П. Хохриков.
После проведения в 1870 г. городской реформы за купечеством сохранилось право и возможность активного участия в органах самоуправления. В городскую думу Красноярска в 1871 г. было избрано 36 гласных, из них 23 купца, т. е. 63,89 % состава было купеческим. Подобная ситуация наблюдалась и в других городах губернии. Например, в 1885 г. в Енисейскую городскую думу было избрано 23 человека купеческого звания [120], что составляло 54,8 % состава.
Купеческое общество было «карманом» городской управы, в которую по общественным нуждам обращались главы самоуправления. Так, П. М. Прейн написал купеческому обществу Красноярска записку, где констатировал: «Нужды города возросли настолько, что город задолжал 33 тысячи рублей ... и купеческому обществу нечестно оставаться равнодушным к такому положению ... санитарное состояние Красноярска касается купцов, как жильцов города». Купцы хотя и не посмели отказать городскому голове, но выделили вместо 4 тыс. руб. всего 1200.
Спорен вопрос о благотворительности корпоративного органа. По данным Министерства внутренних дел, на ниве благотворительности отличались только 4 купеческих общества империи Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы и Киева [127]. Красноярское Купеческое общество занималось финансированием города, различных общественных построек и малоимущих горожан. Так, в марте 1895 г. в Купеческое общество поступило заявление от красноярского мещанина А. И. Иванова об оказании помощи по бедности, в результате чего Иванову решили дать десять рублей единовременно и выдавать по три рубля в месяц.