Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:39, доклад
На протяжении XXX-XII вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Мировоззрение народа рисовало отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поколения богов.
ДОКЛАД:
Боги Древней Греции
УЧЕНИКА
5 «Г» КЛАССА
Снытко Николая
На протяжении XXX-XII
вв. религиозные представления
Зевс |
С переходом к патриархату, в мифологии появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней, находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Прежде Зевс сам был ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своими силами.
Мировоззрение народа рисовало отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Подчиненные ему другие боги имели специальные общественные функции. Боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости.
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.
Гера
Три прекрасные оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса, крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идет к золотому трону и садится рядом с Зевсом.
Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар - пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния и сотрясется высокий Олимп. У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по велению громовержца, собрание богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ - защитница правды и враг обмана.
Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы - Мойры, живущие на Олимпе.
Мойра сражающаяся с Тифоном |
Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни Мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить - и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и еще на Олимпе богиня судьбы - это Тюхэ, богиня счастья и благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ. Но как редко это бывает и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои лары! Так царит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всем мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поколения богов
1 поколение - боги, появившиеся
из Хаоса - Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (
Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали. Браки заключались между собой.
2 поколение - дети Геи
(отцы - Уран, Понт и Тартар) - Кето (владычица
морских чудовищ), Нерей (спокойное море),Тавмант (морские
чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская
сила), титаны Гиперион (Солнечный свет),
Иапет, Кой, Крий, Крон (Время), Океан (внешнее
море), титаниды Мнемозина (Память), Рея, Тейя,
Тефида (морская стихия), Феба (Сияние),
Фемида (Правосудие); дети Никты и Эреба
- Гемера (День), Гипнос (Сон),
Начинается постепенный переход от богов-стихий к богам-существам: боги приобретают внешние черты определенных существ, становясь похожими на животных, полуживотных-полулюдей и людей. Наряду с чудовищами и богами-гигантами начинают появляться существа, привлекательные внешне и по своей сути. Появляется первый "божественный клан" - титаны.
3 поколение - дети титанов
и богов второго поколения - Аид (Подземное
царство), Астерия, Астрей, Атл
Боги с человеческим обликом начинают вытеснять монстров, теряющих способность к продолжению рода: потомки Никты и Эреба в третьем поколении не встречаются, т.к. их дети-монстры бесплодны. Последние цудовища появляются благодаря Ехидне, Тифону, Форкию и Тавманту, но действительно уродливые и грозные формы имеет только потомство Ехидны и Тифона, часть детей Форкия уродлива от рождения, но не чудовищна (граи), другая же часть приобретает облик монстров в качестве наказания (горгоны), не имея такового от рождения. У Тавманта и Электры, наряду с гарпиями (полуженщинами-полуптицами), рождается прекрасная Ирида. Таким образом начинается период главенства антропоморфных (человекоподобных) богов. Возникает второй "божественный клан", олимпийские боги, в результате победы в титаномахии занявший лидирующее положение и разделивший между собой власть над миром (Небо, Море и Подземный мир).
4 поколение - дети богов
третьего поколения - Аполлон (Солнечный свет, Искусства), Арес (Кровавая
война), Артемида(Защита всего живого), Афина (Мудрость,
Справедливая война, Ремесла), Афродита (Любовь,
Красота), Биа (Сила), ветры Борей, Зефир,
Нот и Эвр, Геба (Юность), Геката (
Поколение целиком состоит из внуков титанов, плодовитость которых зависела от степени важности сферы их влияния. Центральное место занимают дети Зевса и Посейдона, разделившие власть над миром с богами третьего поколения. Новое поколение уже не борется за верховенство над миром, а мирно сосуществует с поколением "отцов". Одно из подтверждений этого - то, что в число основных олимпийских богов стали входить двенадцать представителей обоих поколений: Зевс, Гера, Гестия (позднее уступившая место Дионису), Аид (позднее - Афродита), Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гермес и Гефест. Своих богов обретают новые стороны жизни человека - ремесла и искусство. Значение "божественных новичков", связанных с деятельностью человека, начинает повышаться по сравнению с более древними богами-воплощениями природных явлений. Пантеон греческих богов начинает делиться на более и менее важных, аристократов и простонародных, отражая новый этап развития общества и разделение его на свободных и рабов, разделение свободных на знать и бедноту. С появлением четвертого поколения наступает закат славы бессмертных богов Древней Греции, боги все больше становятся похожими на людей, в некоторых спорах проигрывая людям, их дети не награждаются бессмертием и становятся царями или родоначальниками племен. Приходит поколение героев, значение которых становится не менее важным, чем значение богов.