Введение в курс «Культурология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры

Содержание

Введение 3
1. Понятие культура 4
2. Культурология как наука о культуре 6
3. Область изучения и цель предмета 8
4.Становление культурологии как системы знаний 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Белорусский национальный технический университет

 

 

МИДО

 

 

Кафедра информационные системы и технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Введение в  курс «Культурология»

 

 

группа 417319

 

Вариант 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил Адамович С.А.

 

 Проверила Шапаренко А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

 

Содержание

 

Введение

3

1. Понятие культура

4

2. Культурология как  наука о культуре

6

3. Область изучения  и цель предмета                                                                     

8

4.Становление культурологии как системы знаний                                            

11

Заключение

13

Список используемой литературы                                                                        

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры [1].

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.

Может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объема культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны.

Кроме того, культурология  не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично  включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.

 

1. Понятие культура

 

Слово “культура” происходит от латинского слова культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации [4].

Понятие культуры может  употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для  обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п."

 Современное научное  определение культуры символизирует  убеждения, ценности и выразительные  средства (применяемые в литературе  и искусстве) , которые являются  общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

 Культура формирует  личности членов общества, тем  самым она в значительной степени регулирует их поведение.

 Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

 В теориях культуры  всегда важное место отводилось  языку.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

 Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального  взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее [4].

 Третий вид культурного  конфликта, вызванного господством  чужой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.

 Культура — это  неотъемлемая часть человеческой  жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

 

2. Культурология как наука о культуре

 

В настоящее время  существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода [2].

Первый — рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом — система знаний о культуре.

Второй — представляет культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологи в системе социально-гуманитарного знания.

Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:

- Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся  за вербальной и символической оболочкой.

- Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные  воздействия на «код» культуры.

- Трансляция культуры  — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.

Все эти соображения  дают возможность сделать некоторые  выводы о предмете и задаче культурологи как научной дисциплины [3]. Ее предметом выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы.

Задача культурологи — построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

Таким образом, в качестве исходного  для становления культурологии как самостоятельной научной дисциплины можно использовать представления о культурологи как системе знаний. Для решения главного вопроса в такой трактовке — обоснования системообразующего принципа, играющего концептуальную роль для формирования культурологи как относительно самостоятельной отрасли общественно-гуманитарного знания, — представляется исключительно важным выяснить причины и потребности ее формирования.

 

3. Область изучения  и цель предмета

 

 В широком смысле  культура - это совокупность проявлений  жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. «Культура” - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен" [4].

Рассматривая какую-либо культуру, нельзя вырвать ее из того контекста времени и пространства, в котором она существует. В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса, так сказать, "культурную лестницу". С этой точки зрения все патриархальные (а тем более матриархальные) культуры классифицировались в рамках единого первобытнообщинного строя и однозначно оценивались как примитивные, то есть подлежащие.

Однако в том же столетии возникла противоположная мысль – что эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они предельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и родилась культурология как наука об уникальности и несхожести культур.

Культурология рассматривает свой предмет внутри пространственно-временного континуума, обладающего культурно-историческим единством. Такой смысл культурологи вкладывают в слово "эон". Интересно первоначальное значение этого слова: греки именовали им очень длительный период в развитии мира. Гностики называли этим, словом божественные силы, исходящие от Абсолюта. Мистический шлейф смыслов окутывает - это культурологическое понятие.

Возьмем, к примеру, понятие "Западная Европа". Один из самых  интересных культурологов А.Дж. Тойнби присваивает Западной Европе статус цивилизации, что для него означает не просто целостность географическую, историческую, общий генезис и историю, но, конечно же, все это в нераздельной слитности - единый мир, в котором люди способны понять друг друга. Общая культура как раз и означает возможность взаимопонимания, когда в слова и поступки вкладывается понятный и общий для носителей этой культуры смысл, то есть присутствие культурной идентичности. Западная Европа, родившаяся из разрозненных колоний Римской империи первых веков нашей эры, утратившей свое былое могущество и доставшейся готским завоевателям, ставшая единой благодаря Карлу Великому и Римской Церкви, впитала в себя наследие эллинской культуры и христианскую религию. Родились совершенно новые нации и языки, а главное - люди с абсолютно новым самосознанием.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.

Информация о работе Введение в курс «Культурология»